0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Двигатель ямз 238 технические характеристики

Двигатель ЯМЗ-238: характеристики

Двигатель ЯМЗ 238 — это силовой агрегат семейства моторов выпускаемых Ярославским моторным заводом. Мотор ЯМЗ 238 считается старшим братом не менее известного силового агрегата ЯМЗ-236. Они имеют схожие технические характеристики, устройство работы и конструктивные особенности.

Исторический аспект

238-я модель, как и младший собрат 236-й, пришли на смену устаревших движков ЯАЗ-204 и ЯАЗ-206. Разработка и внедрение силового агрегата началось еще в 50-е годы 20 века, когда необходимо было сделать мощный 4-х тактный дизельный двигатель с экономичными показателями.

Отцом двигателей семейства ЯМЗ считается легендарный советский инженер, конструктор и изобретатель — Георгий Дмитриевич Чернышёв. На то время — это был уникальный в своем роде мотор, который выпускали полвека, и зарекомендовал себя, как один из лучших силовых агрегатов во всем мире.

На сегодняшний день, официально мотор ЯМЗ 238 снятый с производства, поскольку Ярославский завод выпускает приемника — ЯМЗ-530 и ЯМЗ-540. Но, производство запасных частей продолжается, а линия останавливаться не будет, по крайней мере, в ближайшее 10 лет.

Технические характеристики

Технические характеристики двигателя ЯМЗ-238 за весь период выпуска и модернизаций не поменялись. Конечно, мотор совершенствовался по последним разработкам и инновациям, но конструктивных изменений было очень мало. Рассмотрим, основные характеристики силового агрегата:

НаименованиеХарактеристика
ТипДизель, турбированный дизель
Объем15 литров (14 866 см куб)
Конфигурация, параметрV-образная
Количество цилиндров8
Количество клапанов16
Эконормаот Евро-0 до Евро-4
Диаметр цилиндра130 мм
Степень сжатия17,5
ОхлаждениеЖидкостное
Клапанный механизмOHV
Материал исполнения блока и головкиЧугун
Ресурс800 000 — 1 000 000 км пробега
ТопливоДизельное топливо
Порядок работы цилиндров1-5-4-2-6-3-7-8
ПрименяемостьМАЗ, КРАЗ, УРАЛ, танки серии Т, тракторы К, автобусы ЛАЗ, вездеход ЧЕТРА и другое

Стоит отметить, что всех двигателях серии 238 установлен механический насос высокого давления топлива. На каждый цилиндр установлена своя секция насоса, чтобы сгорание проходило равномерно. Располагается ТНВД между рядами цилиндров, на развале двигателя.

Модификации мотора

ДВС ЯМЗ 238 получил достаточно много модификаций и применяемость на автомобильном ряде. Так, согласно технической документации завода изготовителя, рассмотрим, какой модельный ряд и модификации имеет двигатель «восьмерка»:

  • 235 л.с. (173 кВт) при 1700 об/мин, 1108 Н•м (113 кгс•м) при 1300 об/мин — ЯМЗ-238НД3.
  • 235 л.с. (173 кВт) при 1700 об/мин, 1108 Н•м (113 кгс•м) при 1300 об/мин — ЯМЗ-238НД6.
  • 240 л.с. (177 кВт) при 2100 об/мин, 882 Н*м (90 кгс*м) при 1500 об/мин — ЯМЗ-238 (базовый).
  • 250 л.с. (184 кВт) при 1900 об/мин, 1108 Н•м (113 кгс•м) при 1300 об/мин — ЯМЗ-238НД4.
  • 250 л.с. (184 кВт) при 1900 об/мин, 1108 Н•м (113 кгс•м) при 1300 об/мин — ЯМЗ-238НД7.
  • 280 л.с. (206 кВт) при 2100 об/мин, 1029 Н•м (105 кгс•м) при 1500 об/мин — ЯМЗ-238ПМ.
  • 290 л.с. (184 кВт) при 2000 об/мин, 1128 Н•м (115 кгс•м) при 1400 об/мин — ЯМЗ-238ДК.
  • 300 л.с. (220 кВт) при 1900 об/мин, 1280 Н•м (131 кгс•м) при 1300 об/мин — ЯМЗ-238НД5.
  • 300 л.с. (220 кВт) при 1900 об/ммн, 1280 Н•м (131 кгс•м) при 1300 об/мин — ЯМЗ-238НД8.
  • 320 л.с. (235 кВт) при 2100 об/мин, 1117 Н•м (114 кгс•м) при 1500 об/мин — ЯМЗ-238ФМ.
  • 330 л.с. (243 кВт) при 2000 об/мин, 1225 Н•м (125 кгс•м) при 1400 об/мин — ЯМЗ-238ДК.
  • 330 л.с. (243 кВт) при 2100 об/мин, 1225 Н•м (125 кгс•м) при 1300 об/мин — ЯМЗ-238Д.
  • 330 л.с. (243 кВт) при 2100 об/мин, 1225 Н•м (125 кгс•м) при 1300 об/мин — ЯМЗ-238ДЕ.
  • 330 л.с. (243 кВт) при 2100 об/мин, 1274 Н•м (130 кгс•м) при 1200 об/мин — ЯМЗ-238ДЕ2.
  • 330 л.с. (243 кВт) при 1900 об/мин, 1274 Н•м (130 кгс•м) при 1200 об/мин — ЯМЗ-6582.
  • 360 л.с. (265 кВт) при 1900 об/мин, 1570 Н•м (160 кгс•м) при 1200 об/мин — ЯМЗ-7512.
  • 400 л.с. (294 кВт) при 1900 об/мин, 1715 Н•м (175 кгс•м) при 1200 об/мин — ЯМЗ-7511.
  • 400 л.с. (294 кВт) при 1900 об/мин, 1764 Н•м (180 кгс•м) при 1200 об/мин — ЯМЗ-6581.
  • 420 л.с. (309 кВт) при 1900 об/мин, 1764 Н•м (180 кгс•м) при 1200 об/мин — ЯМЗ-7513.

Обслуживание силового агрегата

Двигатель ЯМЗ-238 не имеет значительных отличий от 236 модели. Сервисное обслуживание движка проводится каждые 20-25 тыс. км пробега. Плановое техническое обслуживание ДВС — комплекс операций направленных на сохранение первичного состояния узлов и деталей агрегата. Согласно руководству по ремонту и эксплуатации мотора ЯМЗ составленное заводом изготовителем, рассмотрим, какие операции входят в ТО «восьмерки»:

  1. Замена масла.
  2. Регулировка клапанного механизма.
  3. Замена фильтров. Так, в зависимости от модификации мотора могут быть или не быть следующие фильтрующие элементы: фильтр тонкой и грубой очистки масла, фильтрующий элемент для грубой и тонкой очистки топлива, воздушный фильтр, экофильтр для выхлопа.
  4. Очистка форсунок.
  5. Регулировки, связанные с топливным насосом высокого давления.
  6. Другие операции направленные на техническое обслуживание силового агрегата.

Обслужить топливный насос высокого давления топлива — это отдельный комплекс операций, который смогут сделать качественно только мастера по ремонту топливной аппаратуры дизельных моторов.

Ремонт двигателя: основное описание

Ремонт двигателя ЯМЗ 238 — это целый комплекс операций по восстановлению работоспособности мотора, который не рекомендуется делать своими руками. Так, стоит обратиться к профессионалам, которые смогут правильно диагностировать неисправности и износы, а также какой внутренний элемент требуется заменить. Рассмотрим, основной комплекс операций, который проводится для мотора ЯМЗ 238, чтобы провести капитальный ремонт мотора:

  1. Поверхностная диагностика неисправностей проводится на слух. Моторист определяет наличие посторонних шумов, а также предварительное месторасположение.
  2. Демонтаж мотора с автомобиля, а также проведение полной разборки силового агрегата.
  3. Замеры цилиндров и коленчатого вала. Определение номера ремонта, а также заказ запасных частей. Как показывает практика, в большинстве случае, чтобы не растачивать цилиндры двигателя — блок гильзуется. Этот параметр позволяет, а в случае последующих ремонтов растачивать не блок, а гильзы, которые при износе можно вынуть и вставить новые.
  4. Ремонт головки блока цилиндров.
  5. Сборка силового агрегата.

Отдельным параметром стоит восстановление ТНВД. Как показывает практика, мастер ремонтирует только плунжерную пару, которая изнашивается наиболее часто.

Что касается поточных ремонтных операций, то каждый владелец автомобиля с двигателем ЯМЗ обладает достаточными навыками и знаниями, что восстанавливать свой двигатель самостоятельно, главное, чтобы рука росла из нужного места. К наиболее частым проблемам относится:

  • Неисправность стартера и генератора.
  • Выход со строя водяного насоса.
  • Замена приводных ремней.
  • Регулировка клапанного механизма.
  • Замена масла.
  • Замена фильтров двигателя.
Читать еще:  Можно ли вам выполнить обгон

Инструкция по ремонту каждого узла имеется в интернете или можно использовать заводские книги, которые имеются в открытом доступе.

Вывод

Двигатель ЯМЗ 238 считается легендой отечественного автомобилестроения. Больше чем, за полвека производства, силовой агрегат показал себя как надежный и легко ремонтируемый. За эти качества он и полюбился автомобилистам.

Стоит отметить, что ЯМЗы, как 238, так и 236, часто шли на экспорт большими партиями. Например, Китай заказывает для своих большегрузных грузовиков именно двигатели этой серии, поскольку с ЯМЗом может соревноваться только БЕЛАЗ и Катерпиллер, но они стоят намного дороже отечественного аналога.

Двигатель ЯМЗ-238

Дизель «ЯМЗ-238» технические характеристики

«ЯМЗ-238» — четырёхтактный восьмицилиндровый дизельный двигатель, с классическим V-образным расположением цилиндров, с непосредственным впрыском топлива, воспламенением от сжатия и жидкостным охлаждением. Выпускается как в обычных «атмосферных», так и в турбированных версиях.
На сегодняшний день завод ЯМЗ, располагает 25 различными модификациями двигателя ЯМЗ-238. Целый ряд турбированных версий (серии ДЕ, для самосвалов и грузовиков, седельных тягачей МАЗ, КрАЗ, «Урал»; тракторов и лесовозов) доработаны до норм Евро-2. Всего же общий список модификаций данного мотора насчитывает 86 позиций.

Ассортимент дизелей «ЯМЗ-238»

ЯМЗ-238 является наиболее востребованным на рынке дизелем Ярославского моторного завода. В технологическом плане он мало чем отличается от серии шестицилиндровых ЯМЗ-236 (прежде всего — количеством цилиндров, естественно). Мощность базовых версий ЯМЗ-238 варьируется в пределах от 180 л.с. у де-форсированной версии ЯМЗ-238/Г2, до 240 л.с. у модификации ЯМЗ-238/М2.
Двигатели ЯМЗ-238/Евро-0 Турбо — это форсированные моторы ЯМЗ-238/М2. Отличаются от обычных «атмосферников» они не только наличием турбины. При разработке данного семейства внесли ряд конструктивных изменений в блок цилиндров и цилиндро-поршневую группу.
Моторы серии ЯМЗ-238/Евро-1 Турбо являются доработанными Евро-0. Особенностями их комплектации является монтаж жидкостно-масляного теплообменника, муфты включения вентилятора и воздуховодов к охладителю наддувочного воздуха, смонтированного непосредственно на двигателе.
Двигатели ЯМЗ-238/Евро-2 Турбо, серии ДЕ, стали результатом дальнейшей модернизации турбированных ЯМЗ-238. Моторы данной серии получили модернизированный современный топливный насос высокого давления.

Блок, головка цилиндров, картер «ЯМЗ-238»

Основанием для монтажа всех узлов и деталей служит блок цилиндров, который отлит из низко-легированного серого чугуна. В приливах-бобышках на стенах блока предусмотрена система масляных каналов, подводящих смазку к подшипникам распределительного и коленчатого валов; к масляному фильтру и к жидкостно/масляному теплообменнику.
Вокруг каждого цилиндрового гнезда образован замкнутый силовой пояс стенками водяной рубашки. Вместе со специальными рёбрами, силовой пояс скрепляет вместе верхнюю и нижнюю плиты (части блока цилиндров), придаёт всей конструкции нужную степень жёсткости. В поперечных стенках блока располагаются пять гнёзд с вкладышами под коренные шейки коленвала. А также пять расточек с бронзовыми втулками, в которых вращается распределительный вал.

Фотография блок цилиндров «ЯМЗ-238»

Головки цилиндров мотора ЯМЗ-238 — четырёхблочные, отлитые из серого чугуна со шлифованной поверхностью и кольцевыми проточками. Газовый стык головки, блока и гильз цилиндров уплотняет единая прокладка с 19-ю уплотнительными элементами. В головках цилиндров размещены впускные и выпускные клапаны с пружинами, коромысла клапанов, стойки коромысел и форсунки.
Сёдла впускных клапанов производятся из чугуна особой марки, выпускных — отливаются из специального жаропрочного сплава. Окончательно сёдла и металлокерамические втулки цилиндров обрабатываются в процессе их запрессовки в головку.

Кривошипно-шатунный механизм «ЯМЗ-238»

Поршни, изготовленные из алюминиевого эвтектического сплава, размещаются внутри гильз цилиндров, которые покрыты в ЯМЗ-238 специальным фосфатированным слоем, для укрепления износостойкости. Масло на поршень подаётся из специальной неподвижной форсунки. Канавка под верхнее (компрессионное) кольцо выполняется во вставке из жаропрочного чугуна особой марки, типа «нирезист». Количество колец, в зависимости от модификации двигателя ЯМЗ-238, — три или четыре. Поршневой палец — азотированный, с увеличенным наружным диаметром.
Стальной шатун двутаврового сечения имеет косой разъём нижней головки. Окончательной обработке шатуны подлежат после их сборки с крышкой, поэтому крышки шатунов не являются взаимозаменяемыми. В нижнюю головку шатуна монтируются сменные вкладыши, а в верхнюю — запрессовывается сталебронзовая втулка 56 мм в диаметре.
Маховики на ЯМЗ-238 применяются двух видов. Марки «К», для зубчатого венца с модулем 4,25. И марки «Н», предназначенный для работы с зубчатым венцом модуля 3,75. Маховики поставляются в сборе с зубчатыми венцами, и не являются взаимозаменяемыми. К коленчатому валу чугунный маховик прикреплён болтами, под которыми установлена стальная пластина высокой прочности (одна на все болты). Относительно шеек коленвала маховик зафиксирован точно, с помощью двух специальных штифтов.
Стальной коленчатый вал двигателей ЯМЗ-238 изготавливается методом горячей штамповки. Все поверхности коленчатого вала дополнительно обработаны и покрыты азотированным слоем толщиной не менее 0,35 мм. Коленвал снабжён пятью коренными опорами и четырьмя шатунными шейками. В систему уравновешивания коленчатого вала и сбережения (разгрузки) коренных подшипников входят, помимо противовесов на щеках коленвала, также две выносные массы на переднем и заднем концах коленвала.
Коленчатый вал двигателей ЯМЗ-238 серий БЕ и ДЕ снабжён конусом на переднем его конце, на котором закреплены ступица, жидкостный гаситель крутильных колебаний и специальный шкив.

Газораспределительный механизм «ЯМЗ-238»

Распределительный вал, снабжён приводной шестернёй и подшипниками; толкатели со специальными осями; штанги и коромысла с регулировочными винтами; оси коромысел; клапаны с пружинами, деталями крепления и втулками- направляющими.
Распредвал стальной, штампованный, опорные шейки и кулачки которого для повышения износостойкости закаляются ТВЧ. Он установлен в верхней части картера блока цилиндров. В движение приводится от переднего конца коленчатого вала, посредством специальных косозубых шестерён. Прочие перечисленные элементы механизма газораспределения также являются штампованными, изготовленными из стали.
Из специальных жаропрочных сплавов изготавливаются впускные и выпускные клапаны газораспределительного механизма. Рабочие фаски клапанов дополнительно наплавлены особо жаропрочным сплавом типа «стеллит». К стержням привариваются наконечники из легированной стали.

Смазочная система «ЯМЗ-238»

Смазочная система на ЯМЗ-238 является смешанного типа, с «мокрым» картером. Масляный насос, имеющий рабочую производительность 140 литров в минуту, через трубу-заборник всасывает масло из нижней части картера и под давлением подаёт его в жидкостно-масляный теплообменник. Откуда, через перепускной клапан, масло прогоняется по специальным каналам к подшипникам, толкателям и другим рабочим поверхностям двигателя.
При повышении давления масла свыше 520 кПа (5,2 кгс/кв.см.), излишки масла сливаются по масляной магистрали обратно вниз картера. Для очистки масла от продуктов отработки предусмотрено наличие масляного фильтра и дополнительного фильтра ценробежной очистки масла.

Читать еще:  Тойота хайлендер 2020 технические характеристики

Система питания «ЯМЗ-238»

Топливоподающая система двигателей ЯМЗ-238 относится к разделённому типу. Составные её части следующие: топливный насос высокого давления (со встроенными регулятором и корректором); насос топливоподкачивающий; форсунки; фильтры грубой и тонкой очистки дизельного топлива; топливопроводы низкого и высокого давления.
Функционирование системы питания ЯМЗ-238 происходит следующим образом. Солярка засасывается из топливного бака топливоподкачивающим насосом, проходя при этом через первоначальный фильтр грубой очистки топлива. Далее, по топливопроводу горючее достигает фильтра тонкой очистки, проходит через него и попадает в топливный насос высокого давления.
ТНВД, как настоящая топливо-распределительная станция, в соответствии с порядком работы цилиндров, гонит топливо по топливопроводам высокого давления к форсункам. Через которые оно и распыляется в полости цилиндров. Посредством перепускного клапана в топливном насосе и жиклёра в фильтре тонкой очистки, излишки солярки, вместе с попавшим в систему воздухом, отводятся по специальному топливопроводу обратно в топливный бак. Ту же функцию выполняет и топливопровод, удаляющий излишки топлива, просочившиеся в полость пружины форсунки.

Двигатель ЯМЗ 238: Характеристики и основные проблемы

Агрегаты, выпущенные на Ярославском моторном заводе, пользуются спросом благодаря своей надежности и ремонтопригодности. Двигатель ЯМЗ 238 используется на различных видах техники. За время производства было выпущено большое количество модификаций силовой установки. Благодаря этому на сегодняшний день мотор устанавливается как на подержанную, так и на новую технику.

Применение двигателя

Двигатель ямз-238, технические характеристики которого описаны ниже, в базовой комплектации был предназначен для установки на автомобили марки МАЗ и КРАЗ. После модернизации мотор начали устанавливать на трактора, катера, краны и другую специализированную технику.

Простота конструкции позволяет использовать двигатель при различных условиях эксплуатации. Жидкостная система охлаждения не позволяет установке перегреваться при высокой температуре окружающей среды. Модель отличается экономичностью и высокой мощностью. Ремонт мелких неисправностей выполняется в полевых условиях без применения специализированного оборудования.

Двигатель ЯМЗ 238 технические характеристики

Благодаря своим техническим характеристикам мотор может быть использован при различных условиях. Показатели базовой модели отличаются от модернизированных версий:

  • Тип силового агрегата – дизельный четырехтактный;
  • Количество рабочих цилиндров – 8;
  • Расположение гильз – v-образное;
  • Количество клапанов механизма распределения газов на одну камеру – один впускной и один выпускной;
  • Расположение распределительного вала – нижнее;
  • Привод распределительного вала – шестеренчатый;
  • Передача усилия от вала к клапанам – толкатели и коромысла;
  • Соответствие международным стандартам экологичности – до Евро-4;
  • Турбонаддув – зависит от модификации;
  • Объем двигателя ЯМЗ 238 – 14. 9 литров;
  • Диаметр камеры сгорания – 13 см;
  • Питание силовой установки – непосредственный впрыск топлива, применяется топливный насос высокого давления;
  • Запуск – при помощи электрического стартера;

  • Вес двигателя ЯМЗ 238 – от 880 до 1070 кг;

СПРАВКА: Масса и мощность силовой установки позволяет использовать ее для монтажа на тяжёлую технику. В некоторых случаях при монтаже на автомобиль, переделывают кронштейны крепления.

  • Система охлаждения – жидкостная принудительного типа;
  • Жидкость, используемая для рубашки охлаждения – тосол, антифриз или вода;
  • Максимальная мощность силовой установки – зависит от модификации и составляет от 182 до 500 лошадиных сил.

Устройство двигателя ЯМЗ 238

Мотор отличается простотой конструкции. Ремонтировать мотор может человек не имеющий специализированного оборудования и особых навыков в ремонте техники.

Коленчатый вал и поршневая группа

Мотор оборудован восьмью поршнями. Они выполнены из легкого материала. Поршни устанавливаются в чугунные гильзы. Для предотвращения перепускания смеси воздуха с соляркой в картер поршни оснащены компрессионными кольцами. В зависимости от модификации на поршень модели ЯМЗ устанавливается два или три компрессионных кольца.

Сбалансированная работа мотора осуществляется благодаря обвесам, установленным на коленчатом валу и тяжёлому маховику. Он оснащен зубчатым венцом, используемым для запуска силового агрегата. Коленчатый вал имеет пять коренных и четыре шатунных шейки. На каждой шатунной шейке одновременно крепится два шатуна. Для снижения трения шейки коленвала оснащены подшипниками скольжения.

В передней части коленвала устанавливается шкив ременной передачи. Он приводит в действие водяной насос, генератор постоянного тока, и воздушный компрессор. На задней части изделия устанавливается маховик. Он необходим для стабильной работы агрегата, установки муфты сцепления, и запуска мотора. Маховик устанавливается на коленчатый вал при помощи болтов.

Механизм распределения газов

Для подачи воздушной массы к камере сгорания и отвода выхлопных газов предусмотрен отдельный механизм. Он имеет привод от коленвала. Механизм состоит из:

  1. Распределительного вала;
  2. Шестерни привода;
  3. Коромысел;
  4. Толкателей;
  5. Клапанного механизма.

Передача крутящего момента к распределительному валу механизма осуществляется через шестерни. При движении коленчатого вала попеременно открываются впускные и выпускные клапана. Открывание клапанного механизма осуществляется в определенном порядке.

ВНИМАНИЕ: Скорость вращения вала, механизма распределения газов, зависит от скорости, с которой вращается коленчатый вал мотора.

Питание силовой установки

Подача топлива в камеру осуществляется насосом высокого давления, рядного типа. Топливо не проходит через клапанный механизм. Горючее подается при помощи распылителей в цилиндр в момент максимального сжатия.

ТНВД имеет 8 плунжерных пар. Каждая плунжерная пара предназначена для нагнетания горючего под высоким давлением к распылителю определенного цилиндра. Такая конструкция позволяет увеличить ресурс топливного насоса и сделать работу силовой установки сбалансированной.

Подача горючего к плунжерным парам осуществляется топливной помпой низкого давления. Она установлена в одном корпусе с топливным насосом высокого давления. Помпа имеет рычаг для ручной подкачки солярки. Такая конструкция позволяет вручную закачать горючее.

Горючее под высоким давлением поступает к распылителям по металлическим трубопроводам. По достижению необходимого давления солярка подаётся в камеру сгорания. Оставшееся горючее поступает в емкость для топлива.

ВАЖНО: Двигатель ЯМЗ 238 имеет расход дизельного топлива 214 г/кВт за один час работы. Этот показатель может изменяться в зависимости от нагрузки и условий эксплуатации.

Смазка двигателя ЯМЗ 238

Мотор имеет комбинированную систему смазки. Смазочный материал нагнетается насосом шестеренчатого типа.

Насос осуществляет забор смазочного материала из поддона картера. Перед попаданием на подшипники скольжения масло очищается.

Читать еще:  Спойлер мицубиси лансер 10 хэтчбек артикул

Мотор оснащен трехступенчатой очисткой:

  • Очистка смазочного материала в шейках коленчатого вала;
  • Грубая очистка смазочного материала в центрифуге. Используется для очистки масла от крупных абразивных частиц;
  • Тонкая очистка смазочного материала при помощи бумажного фильтра. Очищает смазочный материал от загрязнений мелкой фракции.

Охлаждение

Силовой агрегат имеет жидкостное охлаждение. Масло двигателя ЯМЗ 238 осуществляет не только смазку, но и охлаждение агрегата. Для охлаждения смазки предусмотрен теплообменник. Такая конструкция позволяет использовать мотор независимо от температуры окружающей среды.

В чугунном блоке цилиндров расположена рубашка охлаждения. Движение жидкости в рубашке осуществляется принудительно при помощи водяной помпы. Она имеет привод от шкива расположенного на коленчатом валу.

СПРАВКА: Отличительной особенностью системы охлаждения является наличие двух термостатов. Они способствуют быстрому прогреву двигателя при низкой температуре окружающей среды.

Наличие навесного оборудования

Мотор комплектуется электрическим стартером. Он необходим для запуска агрегата. Напряжение питания электрического стартера составляет 24 вольта. Для включения стартера используется 2 аккумуляторных батареи напряжением 12 вольт, соединённых последовательно.

Для питания электрооборудования производитель оснащает мотор генератором постоянного тока.

Он осуществляет заряд аккумуляторной батареи при работе силовой установки. Генератор имеет ременной привод от шкива, установленного на коленчатом валу.

Для нагнетания давления воздуха в пневматическую систему тормозов, подкачки шин и т.д. предусмотрен компрессор. Он устанавливается на блоке цилиндров. Система смазки воздушного компрессора и силового агрегата общая.

Модификации двигателя ЯМЗ 238

За время производства было выпущено большое количество модифицированных версий. Были созданы как атмосферные, так и турбо версии. Некоторые из них перечислены ниже:

  • ЯМЗ-238 – является базовой версией. Не имеет турбонаддува;
  • Модель 238д – устанавливается на грузовики КрАЗ, МАЗ, МЗКТ и так далее. Версия 238 д1 имеет максимальную мощность 330 лошадиных сил;
  • ЯМЗ-238ДЕ – устанавливается на автомобили и сельскохозяйственные комбайны. Имеет мощность 330 лошадиных сил. Отличительной особенностью модели является улучшенная система очистки воздушной массы, поступающей во впускной коллектор;
  • 238де2 – двигатель ЯМЗ 236де2 технические характеристики, которого идентичны модели 238д, соответствует международному стандарту экологичности – Евро-2. Модель 238де2 устанавливалась на автомобили МАЗ и КрАЗ;
  • 238м2 – используется на сельхозтехнике. ЯМЗ-238м2 имеет мощность 190 лошадиных сил и низкий расход топлива.
  • ЯМЗ-238н – Серия моторов предназначенные для установки на сельскохозяйственные трактора и специализированную технику.Ka4 относятся модели нд3, нд4, нд5, нд6, нд7, нд8. Распространенной моделью является ЯМЗ-238 нд5.Мощность модели 238нд5 составляет 300 лошадиных сил. Вес силовой установки 900 кг.

Из вышеперечисленного следует, что мотор ЯМЗ-238 применяется на сельскохозяйственных тракторах и комбайнах, специализированной технике и грузовых автомобилях. Технические характеристики различных модификаций отличаются. Модели просты в ремонте, и неприхотливы к качеству топлива и условиям эксплуатации.

Технические параметры двигателя ЯМЗ 238

Силовой агрегат ЯМЗ 238 выпускается на Ярославском моторном заводе уже больше 50 лет, до сих пор не утратил своей актуальности. Двигатель устанавливают и на новые модели техники. Это объясняется его бюджетной стоимостью, ремонтопригодностью, доступностью запчастей и надежностью. Технические характеристики ЯМЗ также позволяют ему пользоваться спросом у машиностроителей.

Сферы, где применяется силовой агрегат

Двигатель входит в комплектацию большегрузных автомобилей, тракторов и комбайнов, военной и специализированной техники, водного транспорта и электростанций. Благодаря рабочему ресурсу мотора допускается эксплуатация оборудования и подвижного состава даже в тяжелых климатических условиях. В настоящее время производителем налажен выпуск новых, более современных моделей, но запасные части выпускаются для всех видов эксплуатирующихся двигателей.

Силовой агрегат ЯМЗ 238 применяется для комплектации следующей техники:

  • грузовиков «МАЗ», «КрАЗ», «Урал»;
  • тракторов «Кировец», «ЧТЗ»;
  • лесовозов;
  • путевых машин;
  • автобусов «ЛиАЗ»;
  • маломерных судов;
  • трубоукладчиков;
  • фронтальных погрузчиков;
  • грейдеров;
  • бульдозеров;
  • БТР;
  • комбайнов «Дон», «Полесье».

Силовой аппарат может эксплуатироваться в диапазоне температур окружающего воздуха от -60 до +50 градусов.

Параметры мотора

Восьмицилиндровый силовой агрегат (с V-образной формой их расположения) и 16 клапанами для впуска топлива и выпуска отработанных газов имеет ряд достоинств.

Технические характеристики ЯМЗ 238:

ПараметрДанные
Двигатель (рабочий цикл)Четырехтактный
Тип используемого топливаДизель
Угол развала, град.90
Габариты, мм113 х 104 х 107
Вес мотора, кг1130
Ход поршня двигателя, мм140
Объем цилиндров, л14,86
Крутящий момент (максимальный), кг/см90
Мощность (номинальная) дизельного мотора, л. с.240
Холостой ход коленвала, об./мин.550 – 650
Подача топливаНепосредственный впрыск смеси
Частота вращения коленвала, которой обладает силовой агрегат в момент максимального крутящего момента, об./мин.До 1450

Двигатель имеет различные модификации, отличающиеся мощностью (от 235 л. с. до 420 л. с.).

Одной из особенностей двигателя ЯМЗ 238 является рабочий ресурс мотора. Последние модификации в состоянии выдержать пробег в миллион километров до первого капитального ремонта. Двигатель (новых моделей) соответствует мировым стандартам норм выброса отходов (Евро-4).

Современные моторы оснащены турбокомпрессорами, радиаторами, охлаждающими сжатый воздух, современными насосами, форсунками впрыска топлива с электроуправлением. Силовой аппарат укомплектован электронными блоками управления.

Двигатель характеризуется: надежностью, невысоким расходом топлива, низкой вибрацией, отличной ремонтопригодностью, недорогими расходными материалами, невысокой стоимостью.

Двигатели ЯМЗ 238 имеют и слабое место, которое заключается в недоработках системы фильтрации воздуха.

Сервисные мероприятия

Техническое обслуживание дизельного двигателя ЯМЗ 238 регламентировано заводом-изготовителем через каждые 20 или 25 тыс. км, что достаточно мало для подобных моторов.

ТО, в котором нуждается двигатель, состоит из следующих операций:

  • замены масла;
  • регулировки клапанов;
  • замены фильтров (масляных, топливного, воздушного, экофильтра);
  • проверки и очистки форсунок;
  • регулировки ТНВД;
  • других работ при необходимости.

Также порядок обслуживания, установленный производителем для агрегата ЯМЗ 238, предусматривает проведение следующих видов обслуживания:

  • ПО – осматривается двигатель, с проверкой соединительных элементов и протяжкой головки блока (после 50 часов эксплуатации).
  • ЕО – осмотр внешних дефектов и контроль уровня жидкостей.
  • ТО-1 – проверка топливного фильтра, подтягивание ремня привода, регулировка клапанов (производится через 500 часов работы).
  • ТО-2 – мероприятия ТО-1 с выполнением регулировки топливных форсунок и смены масла в МКПП (необходимо осуществлять после 1000 часов езды).
  • СО – смена смазочных материалов и проверка герметичности системы охлаждения (проводится во время смены сезонов).

Силовой агрегат ЯМЗ 238 характеризует отличное соотношение цены и качества, что определяет его стабильную востребованность на протяжении десятилетий.

Видео по теме: Сборка ЯМЗ-238 в полевых условиях