6 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Из чего состоит стрелочный перевод

Из чего состоит стрелочный перевод: устройство и конструкция элементов, описание, неисправности

При проектировании железной дороги необходимо правильно выбрать не только рельсы и шпалы, но и путевые устройства. Поэтому подробно рассмотрим стрелочный перевод: из чего состоит, зачем нужен, какими особенностями обладает, какие неисправности могут возникнуть в процессе эксплуатации – все эти важные моменты мы хотим всесторонне осветить. Постараемся дать вам верное представление и максимум актуальной информации для принятия верных решений в процессе строительства ЖД-линий.

Сразу же отметим, что они являются обязательной частью ВСП (верхнего строения пути) и играют ключевую роль в приеме, отправке, следовании промышленного и пассажирского транспорта через станции, обгонные пункты, разъезды. Они оптимизируют логистику, благодаря им локомотивы, вагонетки, дрезины быстрее преодолевают расстояния.

Для чего предназначены стрелочные переводы

Подобные устройства повсеместно используют для путевых соединений. Предназначены для переведения поездов и другого рельсового транспорта с одной жд ветки на другую.

Это элементы особой длины, уложенные на деревянные или железобетонные шпалы, которые нужны для решения следующих задач:

  • объединение двух или трех колей, идущих рядом;
  • разветвление одной линии на несколько соседних;
  • состыковка параллельно расположенных или пересекающихся путей.

Их практическую роль сложно переоценить, так как они минимизируют затраты на строительство железных дорог, а также сокращают общую их протяженность, плюс, с ними нет необходимости в прокладке окружных маршрутов. Залог максимально быстрого перемещения ЖД-транспорта из точки А в точку Б – вот что собой представляет стрелочный перевод: определение такого рода, возможно, не самое научное, зато очень точно отражает важность данных конструкций.

Классификация, обозначения

Существуют следующие конструкции:

Одиночные – разветвляют 1 колею на 2, могут быть следующих видов:

  • обыкновенные – как минимум один вектор у них отличается полной прямолинейностью;
  • симметричные – оба направления отклоняются в разные стороны с идентичными углами и радиусами, что уменьшает длину рассматриваемого элемента ВСП (при минимальном R кривой);
  • несимметричные – идут в ту же сторону (но под отличными друг от друга углами) или смотрят в разные стороны.

Двойные – 2 их стрелки в непосредственной близости, а путь разветвлен на 3, бывают:

  • симметричные – два вектора расположены также как и в предыдущем случае, а третий прямолинеен; распространенное название – «тройник»;
  • несимметричные – разные по своему направлению и/или отклонениям.

Перекрестные – монтируются в точках пересечения двух колей под определенным углом, могут быть следующих типов:

  • одиночные – с парой комплектов остряков и таким же количеством управляющих механизмов; по каждой из 4 его веток транспорт может проходить прямо, по 2 из 4 – еще и с поворотом;
  • двойные – уже с четырьмя наборами участков, но с двумя устройствами контроля, а также с парами остроугольных и тупых крестовых систем; часто встречающееся сленговое название – «крокодилы» и «американки».

Похожие новости

В России и странах бывшего СССР их характеризуют маркой крестовины – натуральной дробью, численно равной тангенсу угла, под которым пересекаются пути. Например: 1/9 или 1/11. Среди обыкновенных наиболее типичны и распространены конструкции с обозначениями 1/11 и 1/9.

К используемым рельсам на линиях добавляются (р65, р50, р24 и т.д). К примеру, общее обозначение бывает таким: стрелочный перевод типа р65 марки 1/9 правый проект 2434.00.000.

Марка определяется классом и, как следствие, скоростным режимом движения на данном участке.

Фото обыкновенный (1/11 правый)

Изображение двойного устройства

Состав и принцип работы

При любой конфигурации в него входят:

  • Сама стрелка – это конструкция из 2 наружных элементов жд проката (неподвижных рамных) и 2 внутренних, скрепленных друг с другом, с остряками, переводным механизмом и тягами, выполняющими функцию соединителей. Отвечает за непосредственный переход транспорта с прямой колеи на ответвление и наоборот.
  • Крестовина – деталь с двумя усовиками, сердечником (треугольным компонентом), или цельнолитая и желобом и, что важно, с контррельсами. Обеспечивает надежный переезд колес локомотивов, дрезин, мотовозов, вагонеток с одной рельсовой нити на другую. Имеет различные марки (1/9, 1/11 и т.д в зависимости от проекта)
  • Система контроля, а также – кривые, крепежные, опорные и упорные.
  • Рельсы (рубки) по типу (р65, р50 и т.д) определенной длины.
  • Изоляция.

Общее расположение элементов и краткое описание некоторых их них показано ниже.

Рамные — те, к которым прижимаются остряки, изменяющие направление движения подвижного состава. Они имеют специальный профиль для плавного перемещения локомотива и вагонов. Соединяют их между собой соединительными тягами, число которых зависит от длины остряковых элементов. Изготавливаются из специального рельсового профиля.

Усовики — используются для верного и безопасного направления колес при проезде «мертвой зоны». Так называют пространство, где сердечник закончился, а соединительный путь ещё не начался. При правильной регулировке деталей колесная поверхность не должна касаться усовиков или контррельсов (которые крепятся с противоположных сторон у внешних рельсов).

Контррельс — направляет гребни в соответствующий желоб, позволяя пройти вредное пространство, т.е. расстояние от горла крестовины до острия сердечника.

Стрелочные брусья — предназначены для соединения металлических частей, обеспечения необходимой жесткости, горизонтальной и вертикальной устойчивости.

При любом строении его установка осуществляется по следующей схеме:

  • Подготавливается балластный слой. На него укладывается крестовинный и закрестовинный брус, на который, в свою очередь, монтируется крестовой элемент.
  • Затем с помощью установки рубок колеи соединяются с рамными направляющими жд металлопроката, рихтуются и, посредством укладки дальнейших брусьев, соединяется с основным путем.
  • Монтируете серьги с изоляцией.
  • Обеспечиваете тяги – переводную, рабочую, контрольную.
  • Загибаете стопорные планки, шплинтуете болты, устанавливаете закрутки и фартук.

Мы рассмотрели, что входит в состав стрелочного перевода, теперь давайте взглянем на особенности его работы. Непосредственное перемещение остряков осуществляется разными способами, в зависимости от типа рассматриваемого элемента ВСП, но всегда по одинаковому принципу. Главное, чтобы первый подвижный участок жд металлопроката с нужной плотностью подводился к рамному, а второй – отходил со строго заданным расстоянием, необходимым для беспроблемного прохода колесных гребней. Запирающая деталь механически проконтролирует качество прилегания и дистанцию, а также зафиксирует конструкцию в неизменном положении (вплоть до следующего срабатывания).

Важную роль играют и тяги, которые по своим функциям могут быть переводными (для изменения) и соединительными (удерживают в заданной позиции). Через две-три переключаются длинные остряковые элементы при пологой конфигурации, через одну – специальные (короткие). У каждого перемещающегося есть тонкий конец – острие – и толстый – корень, крепление последнего и делает возможным все повороты. В процессе изменения колеи с основной на боковую или наоборот действуют комбинированные нагрузки, точка пересечения которых находится на «горле», то есть на стыке граней сердечника. Это необходимо учитывать при проектировании.

Рабочее положение рассматриваемых элементов меняется с помощью механизма. Поэтому его наличие – ключевая особенность устройства централизованных стрелочных переводов, причем как автоматических, так и ручных. В последнем случае он представляет собой рычаг с балансирующим противовесом, то есть максимально простую конструкцию. Достаточно поднять его в верхнюю позицию, и остряки станут посреди пространства рамных рельсов.

Автоматика управления обычно реализована при электрической централизации – за счет использования приводов как врезных, так и нет, обычно моделей серий СП и СПГ. У них нераздельный ход, с парой линеек (перемещаются синхронно переводящим колеса деталям и поэтому контролируют их) и шибером, замыкающим контакты.

Существует некоторая терминология, относящаяся к данной теме, и мы хотим вас с ней ознакомить.

Стрелочная улица

Так называется большое количество переводов на сравнительно небольшом участке главного пути.

Бывают различными, в зависимости от характера расположения по отношению к основной колее. Но в общем случае это совокупность последовательно обустроенных переводов на боковой путь, обладающих единым назначением. Выделяют следующие ее разновидности:

  • Простая – обычно очень протяженная, со значительными расстояниями между осями. В числе преимуществ то, что максимально проста в обслуживании и отлично просматривается. Главный недостаток – габариты: получается длинной и занимает сравнительно много места. Сферы применения – парки отправки и приема.
  • Сокращенная – минимизирует участки перехода, но снижает маневренность. Свою нишу нашла на крупных базах и грузовых дворах, на складах и подобных им площадках.
  • Неконцентрическая веерная – отличается постоянным радиусом укладки всех кривых. Укладывается для увеличения междупутий основного пути (когда это необходимо), но ее монтаж связан с большим объемом земляных работ.
  • Под двойным углом крестовины – минимизирует протяженность зоны, позволяет выполнять различные маневры. Актуальна для сортировочных узлов, горловин парков приема-отправки и других объектов с количеством линий более 5.

Сьезд

Для соединения близколежащих рельсовых путей оборудуют съезд. Этот участок включает в себя два стрелочных перевода и посередине — соединительную линию рельсов (несокращённую или сокращенную). Для перехода поездов, движущихся в разных направлениях, с одного пути на другой укладывают последовательно два съезда, а при определённых условиях — устраивают перекрестный.

Глухое пересечение

Двух пути пересекаются в одной плоскости. В зависимости от угла, под которым происходит скрещивание, их разделяют на прямоугольные и косоугольные.

Песок

Элементы ВСП следует дополнительно защищать от заносов в районах пустынь. Прилегающую к ЖД-полотну почву в таких условиях нужно закрепить – посадить зеленую растительность, покрыть суглинком, битумом полимерной суспензией (или другим подходящим составом), возвести сооружения, предотвращающие оползни.

Лучшим вариантом признан первый – с насаждениями. Деревья (акация, саксаул и так далее), кустарники (гребенщик, селюга, джузгун) и, в меньшей степени, травяные культуры (овес, селин, чагер) не только укрепляют подушку под колеей, но и облагораживают окружение, позитивно влияют на микроклимат.

Возможные неисправности

Если нет гибкого сердечника, со временем могут развиться следующие дефекты:

  • излом усовика стрелочного перевода;
  • разрыв контррельсового болта;
  • износ элементов крестовины, а также рабочих граней рельсов рамного вида и остряковых элементов.

Кроме того, поломки провоцируют расстояния между гранями различных деталей. Также важно не допустить следующих состояний:

  • разъединение остряков с тягами;
  • неплотное прилегание подвижных участков к рамным (с зазором свыше 4 мм) или их понижение на 2 мм и более;
  • выкрашивание, излом, износ какой-либо из вышеупомянутых комплектующих.
Читать еще:  Сихотэ алинь тектоническая структура

При возникновении любой из этих неисправностей запрещается эксплуатация перехода, так как в списке угроз – сход состава, недостаточное удержание частей транспорта, зажатие колес.

Мы рассмотрели разновидности, назначение и устройство ручных и автоматических систем, схему расположения элементов и общие принципы работы. Теперь у вас есть базовое представление о том, что это за часть ВСП, а заказать все необходимое для ее монтажа на своем ЖД-объекте вы можете в компании «ПромПутьСнабжение».

Стрелочные переводы имеют множество проектов в зависимости от условий эксплуатации (скоростного режима) и типа используемого рельса в путях (р65 1/11, 1/9; р50 1/11, 1/9 и прочих). Узнайте их технические характеристики, комплект поставки, схему геометрических размеров, схемы раскладки брусьев отдельного номера проекта на следующей странице нашего сайта.

Стрелочные переводы: схема, типы, элементы. Неисправности стрелочного перевода

Пересечения и соединения рельсов чаще всего снабжены специальными устройствами, которые лежат на железобетонных или деревянных переводных брусьях, отличающихся по длине от любых шпал, а в остальном им аналогичных. Это стрелочные переводы, существующие для того, чтобы изменять путь поезда, переведя его ход с одной железнодорожной ветки на другую.

Классификация

Места переводов при пересечении или соединении рельсов можно классифицировать по расположению и по количеству, по типу рельсов, по конструкции и маркам крестовин. Это могут быть одиночные стрелочные переводы, а также перекрёстные, глухие пересечения, съезды, стрелочные улицы и сплетения путей, если рассматривать с точки зрения количества и расположения. Обыкновенные стрелки состоят из двух рельсов (рамных), двух комплектов корневого устройства, двух остряков, одного комплекта самого переводного механизма, стрелочных тяг, упорных и опорных устройств, а также более мелких деталей.

Стрелочные переводы отличаются друг от друга и рамными рельсами, и остряками, и конструкциями переводных устройств, и креплениями рамных рельсов. Могут быть и разнообразные второстепенные отличия: поперечные связи между рамными рельсами и остряками, конструкция упорного устройства, также различными могут быть и специальные стрелочные подкладки. Устройство стрелочного перевода теснейшим образом связано с размерами колёсных пар и конструкцией подвижного состава.

Стальная ось колёсной пары наглухо держит колёса с направляющими гребнями, чтобы исключить сход вагона с рельсов. Все элементы стрелочного перевода рассчитаны на взаимодействие с определённых размеров колёсными парами.

Подразделения

Переходит на другой путь подвижной состав посредством специального устройства, которое пересекает и соединяет пути по верхнему их строению. Пересечение путей осуществляется глухими пересечениями, а соединить их помогают стрелочные переводы. Таким образом создаются соединения, которые называются стрелочными съездами и улицами. Типы стрелочных переводов:

Одиночные подразделяются, в свою очередь, на:

  • обыкновенные;
  • симметричные;
  • несимметричные.

Также соединяющий два пути перевод может быть лево- и правосторонним, и применяется в том случае, если боковой путь отклоняется в какую-либо сторону от прямолинейного. Это самый распространённый вид перевода.

Состав

Основные стрелочные переводы состоят из собственно стрелки, крестовины с контррельсами, соединительной части, которая расположена между ними, и переводных брусьев. Стрелку составляют два рамных рельса, переводной механизм и два остряка, с помощью которых подвижной состав меняет направление на боковой или на прямой путь.

Остряки соединяются поперечными тягами, которые подводят нужный плотно к рамному рельсу, а другой одновременно отодвигается от параллельного рамного рельса как раз на то расстояние, которое необходимо для прохода гребней колёс. Неисправности стрелочного перевода практически всегда приводят к аварии. Например, при изломе сердечника, повреждении усовика или контррельса пользоваться стрелкой категорически воспрещено.

Функции

Все типы стрелочных переводов переводят остряки по-разному, но принцип всегда один. Специальные стрелочные приводы осуществляют этот переход через одну тягу, но если стрелочный перевод пологий — с длинными остряками, то через две и более тяги.

Запирающим устройством остряки фиксируются в новом положении, и плотное прилегание их им же и контролируется. Толстый конец остряка называют корнем, а тонкий — остриём. Крепление корня и обеспечивает все повороты остряков по плоскости, а также соединяет их с примыкающими рельсами.

Терминология

Крестовину составляют два усовика, сердечник и желоба, именно она отвечает за пересечение рельсовых головок гребнем колёс, а контррельсы одновременно направляют эти гребни в нужные желоба, чтобы колёсная пара гладко прошла крестовину.

У крестовины есть даже собственный математический центр — в точке пересечения рабочих граней на сердечнике. Самое узкое её место называется горлом крестовины, которое находится между усовиками. А угол между рабочими гранями сердечника — углом крестовины. Так проектируется основной стрелочный перевод, схема которого представлена на иллюстрации ниже.

Крестовина

Самый важный из параметров — марка крестовины. Железные дороги России широко применяют усиленную конструкцию стрелочного перевода — с литой, марки 1.11, крестовиной и гибкими остряками. Эти проекты стрелочных переводов гарантируют продвижение поездов на прямых отрезках пути с огромной скоростью — до ста шестидесяти километров в час.

При отклонении составов от главного пути применяют стрелки пологой марки 1.18, и тогда скорость движения всё равно высока — восемьдесят километров в час. Неисправности стрелочного перевода при таком стремительном движении поезда могут привести к очень тяжёлым последствиям. «Сапсан» между Москвой и Санкт-Петербургом достигает двухсот километров в час по прямому пути, там всюду стоят стрелки с крестовиной марки 1.11. Особенность такой крестовины — подвижной гибкий сердечник. В рабочих положениях он прилегает очень плотно к нужной грани усовика.

Съезды

Это тоже весьма распространённое устройство соединения путей. Съезды различаются в зависимости от расположения путей:

Обычный съезд — два одиночных стрелочных перевода и соединительный путь, который укладывается между корнями крестовин. Перекрёстный, значит двойной съезд, имеющий четыре стрелочных перевода и одно глухое пересечение между корнями крестовин. Такая конструкция применяется, когда не позволяет длина участка обустроить два одиночных съезда, стеснённые условия заставляют применять иной конструкции стрелочный перевод. Схема прилагается в статье.

Если перевод с одного пути на другой не нужен, а пути пересекаются, устраивают перекрёстный съезд с глухими пересечениями под острым или прямым углом. На железнодорожных магистралях широко распространены такие съезды под острым углом, где применяются крестовины марок 2.11 и 2.9. Такие пересечения содержат четыре крестовины с контррельсами — две тупые, две острые. Прямоугольные пересечения всегда с одинаковыми крестовинами.

Стрелочная улица

Последовательно расположенные стрелочные переводы с одного пути на параллельные делают этот тернистый путь стрелочной улицей. Так, подвижной состав можно переместить на любой из этих соединённых путей. Если группа путей имеет одно назначение, то стрелочные улицы объединены в парки. Они тоже бывают разных видов, это зависит от расположения их самих и основного пути, а также от угла наклона.

  • Простейшие стрелочные улицы, если имеются большие расстояния между осями (более семи метров) путей, обычно очень длинные. Из-за этого для примыкания станционных путей делается сокращённое соединение. Схемы могут быть всевозможными, даже принципиально разными. Хороши такие улицы тем, что прекрасно просматриваются, их удобно обслуживать. Недостаток один — занимают много места, а если количество путей велико, то длина возрастает весьма значительно. Применяются по большей части в небольших парках отправления и приёма, до пяти путей.
  • Сокращённые стрелочные улицы покороче, но они неудобны в манёвре на путях с обратными кривыми. Применяют такие улицы на угольных складах, на базах, в крупных грузовых дворах, на промышленных площадках.
  • Стрелочная улица под двойным углом крестовины сокращает длину стрелочной зоны, удобна для маневрового рейса, хорошо видны дальние стрелки. Применяется там, где более пяти путей. Это горловины приёмо-отправочных парков, на сортировках при отсутствии горки.
  • Неконцентрическая веерная стрелочная улица при укладке с постоянным радиусом всех кривых увеличивает междупутья на головном участке парка, объёмы земляных работ при укладке такой улицы чрезвычайно велики. В этом случае можно увеличить радиусы кривых, однако необходимо внимательно следить за междупутьями, чтобы все параметры соответствовали допуску.

Железнодорожному транспорту и его бесперебойной работе в зимних условиях нужна надёжная защита от снега и своевременная очистка стрелочного перевода на каждом участке пути. Средства и способы борьбы с последствиями метелей и снегопадов зависят от общей интенсивности осадков. Лучшая защита — лесополосы на всём протяжении трудных участков, которые насаждаются параллельно железной дороге. Также используются передвижные щиты, стационарные железобетонные заборы (особенно в черте города). На станциях со снегопадами борются снегоуборочные поезда и машины СМ-2М, СМ-4М и так далее до модели СМ-7М. Перегоны разгребают снегоочистители СДП-М2, если же заносы очень велики, то используются роторные и фрезерные машины.

Стрелочные переводы имеют свои специальные механизмы — это стационарные пневматические устройства для обдувки. У них дистанционное управление. Также применяют газо- и электрообогревательные устройства.

Песок

В районах пустынь и полупустынь предусматривается защита путей и стрелочных переводов от заносов песком. Прилегающие к железной дороге участки закрепляют с помощью растительности, покрывают битумом, суглинком или суспензией с полимерами. Ещё один выход — строить защитные сооружения.

Первый способ наиболее эффективен. Лучше всего с песчаными заносами борются деревья — саксаул, лох, акация, черкез и другие, но неплохи и кустарники — селюга, джузгун, гребенщик. Трава тоже бывает для этой цели полезна, поэтому на протяжении всего пути по пустыне выращиваются песчаный овёс, селин, елякилад, чагер и другие травы, способные выжить в данном климате. Искусственная защита малоэффективна и применяется в основном как временная мера.

Возможные неисправности

Запрещается эксплуатация стрелочных переводов при следующих неисправностях:

  1. Если стрелочные остряки разъединены с тягами.
  2. Если остряк отстаёт от рамного рельса более чем на четыре миллиметра.
  3. Если остряк раскрошился до степени опасности набегания гребня.
  4. Если остряк понизился на два миллиметра и более относительно рамного рельса.
  5. Если случился излом рамного рельса или остряка.
  6. Если рамные рельсы и остряки получили вертикальный износ.

Неисправность второго пункта опасна в противошерстном направлении, четвёртого пункта — в пошерстном, остальные — в любом движении.

Читать еще:  Подобрать автомобиль по параметрам и цене

Если крестовина стрелочного перевода без подвижного сердечника, для неё характерны и другие неисправности, при которых эксплуатация механизма запрещена:

  1. Если случился излом контррельса, усовика или сердечника.
  2. Если сердечник или усовик достигли вертикального износа.
  3. Если расстояние между гранями сердечника крестовины и головки контррельса меньшее 1472 миллиметров.
  4. Если расстояние между гранями усовика и головки контррельса более 1435 миллиметров.
  5. Если контррельсовый болт получил разрыв.

Неисправности первого и второго пунктов грозят сходом состава, третьего и пятого — контррельс не удержит колёсную пару, четвёртого — колесо будет зажато между усовиком и контррельсом.

Переводной механизм

Переводными механизмами, включёнными в централизацию автоматических или ручного действия устройств, стрелки переводятся в другое положение. Широко применяется централизация электрическая. Ручное управление — у механизма, представляющего собой простое рычажное устройство с противовесом-балансиром. Переводной механизм устанавливают в вертикальное положение, соответствующее среднему положению остряков внутри пространства между рамных рельсов.

Перевод остряков в другое положение осуществляется посредством специальных переводных устройств, чаще включаемых в электрическую централизацию, но существует ещё и ручное управление. Электроприводы могут быть различных конструкций — как врезные, так и неврезные. Применяются приводы СПГ и СП, которые имеют нераздельный ход, две контрольные линейки и один шибер, посредством которого замыкаются контрольные контакты, в то время как линейки контролируют остряки, поскольку перемещаются с ними вместе. Если остряк до рамного рельса не доходит, переброс ножевого рычага не осуществляется.

3. Конструкция стрелочных переводов

3. Конструкция стрелочных переводов

Стрелочные переводы в зависимости от назначения и конструкции подразделяют на одиночные, двойные и перекрёстные. Одиночные стрелочные переводы (рис. 48, а) служат для соединения двух путей; они могут быть право- или левосторонними и применяют их при отклонении бокового пути от прямого в ту или иную сторону.

Рис. 48. Стрелочные переводы:

а — одиночный; 1 — рамные рельсы; 2 — остряки; 3 — переводная тяга; 4 — соединительные пути; 5 — контррельсы; 6 — усовики; 7 — сердечник крестовииы; б — на сопрягающихся кривых; в — двойной; г — перекрёстный

В состав стрелочного перевода входят: стрелка, соединительные пути и крестовина с контррельсами. Стрелка состоит из двух рамных рельсов, двух остряков, предназначенных для направления колёс подвижного состава на прямой или боковой путь, и переводного механизма. Остряки соединяют между собой поперечной стрелочной тягой, которая подводит один из остряков к рамному рельсу. Перевод остряков из одного положения в другое осуществляется через тягу ручным или электрическим приводом. Тонкую часть остряка называют острием, а другой его конец — корнем. корневое крепление остряка делают шарнирным, что обеспечивает поворот остряков в горизонтальной плоскости. Соединительные пути, лежащие между стрелкой и крестовиной, состоят из прямого рельса и переводной кривой.

На макетах стрелочных переводов соединительные пути могут быть сделаны в одно целое с остряками. В этом случае шарнирное корневое крепление располагают в месте сближения соединительных путей. Для плавного прохождения модели локомотива по стрелочному переводу к острякам стрелки и соединительным путям подводят электрический ток от соответствующих рамных рельсов. Следующим элементом стрелочного перевода является крестовина, состоящая из сердечника и двух усовиков. Крестовина обеспечивает пересечение гребнями колёс рельсовых головок, а контррельсы направляют гребни колёс в соответствующие желоба крестовины. Угол, образованный рабочими гранями сердечника, называется углом крестовины. Для модельной железной дороги выпускают одиночные стрелочные переводы с углом крестовины 7,5 и 15°.

Стрелочные переводы изготавливают из тех же материалов, что и звенья пути. Крестовины с усовиками и контррельсы могут быть отлиты из пластмассы в одно целое со шпальной решёткой. Если крестовина с усовиками изготовлена из металла, то её разделяют с отходящими рельсовыми нитями изолирующими вставками.

Одиночные стрелочные переводы можно устанавливать на сопрягающихся кривых участках пути. При этом от кривой большего радиуса отклоняется боковой путь меньшего радиуса (рис. 48, б). Выпускают стрелочные переводы на сопрягающихся кривых радиусом 900/440 мм.

Двойные стрелочные переводы (рис. 48, в) разветвляют основной путь на три направления и состоят из четырёх остряков и трёх крестовин.

Перекрёстный перевод (рис. 48, г) даёт возможность перехода подвижного состава с одного пути на другой в обоих направлениях. Перевод имеет восемь остряков и четыре крестовины — две острые и две тупые. Двойные и перекрёстные переводы устанавливают на станциях в стесненных местах.

Для автоматического привода стрелочных переводов используют электромагнитные импульсные реле, рассчитанные на переменный ток напряжением 16 В. Конструкции электромагнитных реле приведены в главе V.

В местах, где пути пересекаются между собой без перевода подвижного состава с одного пути на другой, устанавливают глухие пересечения (рис. 49) под прямым или острым углом. Такие пересечения состоят из четырёх крестовин с контррельсами и соединительных путей. Крестовины разделены с отходящими рельсовыми нитями и соединительными путями изолирующими вставками.

Рис. 49. Глухое пересечение

Взаимное расположение стрелочных переводов и глухих пересечений образуют соединения путей, называемые съездами. Съезды бывают обыкновенные (рис. 50, а), состоящие из двух одинаковых стрелочных переводов, перекрёстные или двойные (рис. 50, б), представляющие собой сочетание двух стрелочных съездов и глухого пересечения между ними. Путь, на котором последовательно расположены стрелочные переводы, ведущие на параллельные пути, называется стрелочной улицей (рис. 50, в), которая объединяет группы путей одного назначения в парки.

Рис. 50. Соединение путей:

а — обыкновениый съезд; б — перекрёстный съезд; в — стрелочная улица

Стрелочные переводы и пересечения можно изготовить в домашних условиях, используя готовые рельсы. Их изготовление может потребоваться при постройке макета, когда возникает необходимость установки нестандартного стрелочного перевода. Параметры элементов стрелочного перевода принимают в соответствии с нормами NEM 124, 127 и 310.

В качестве примера рассмотрим изготовление макета правостороннего стрелочного перевода для колеи 16,5 мм, с углом крестовины 15° и отклонением бокового пути по кривой радиусом 600 мм (рис. 51, а). Прежде всего из органического стекла, фанеры или аргиллита толщиной 5 мм вырезают основание балластной призмы стрелочного перевода (рис. 51, б), боковые грани стачивают под углом 60°, на основании вычерчивают оси путей и расположение шпал. Из органического стекла или полистирола толщиной 2 мм резаком нарезают полоски шириной 3 мм и обрезают их по длине шпал (рис. 51, в). Шпалы наклеивают на основание и согласно чертежу в них сверлят отверстия диаметром 1 мм для крепления рельсов. Затем шпалы окрашивают чёрной краской и создают имитацию балластной призмы, наклеивая на основание измельченную пробку. После высыхания клея удаляют частицы пробки с поверхности шпал и очищают пространство между третьей и четвертой шпалами для переводной тяги.

Рис. 51. Самодельный стрелочный перевод:

а — общий вид; б — основание (балластная призма); в — шпалы; г — детали перевода; 1, 2 — рамные рельсы; 3, 4 — остряки; 5 — крестовина; 6 — острие; 7 — усовики; 8 — контррельсы; д — корневое крепление и соединение с переводной тягой; е — крепление деталей перевода к шпалам

Рамные рельсы, остряки, выполняемые в одно целое с соединительными путями, усовики и контррельсы делают из готовых прямых рельсов, изгибая их в соответствии с чертежом по шаблонам. Контррельсы также можно изготовить из металлической или пластмассовой пластины размером 23 X 3 X 1,5 мм. У остряков стачивают сторону, прилегающую к рамному рельсу, — острие, а в подошве рамных рельсов делают соответствующие вырезы для плотного прилегания остряка. В конце острия и в корне к острякам припаивают пластины с отверстиями, служащие для шарнирного соединения с переводной тягой и корневого крепления (рис. 51, д). Сердечник крестовины собирают из двух обточенных отрезков рельсов, соединяя их пайкой.

При изготовлении усовиков и контррельсов, чтобы получить чёткую линию изгиба, с внутренней стороны изгиба узким надфилем делают пропилы на половину ширины рельса. Детали стрелочного перевода, изготовленные из рельсов, крепят к шпалам при помощи скобок, изготовленных из проволоки диаметром 0,5 мм. В рельсах со стороны подошвы делают пропилы на 1 / 3 высоты рельса, в которые вставляют скобки и припаивают (рис. 51, е). Скобки вставляют в отверстия, просверленные в шпалах, и загибают с нижней стороны основания. После сборки стрелочного перевода переводную тягу соединяют со стрелочным приводом. Для большего соответствия оригиналу электромагнитный привод можно разместить на нижней стороне подмакетника, а снаружи сделать макет ручного стрелочного переводного механизма. Описание конструкции электромагнитных приводов для стрелочных переводов приведено в главе V.

Ручной стрелочный переводной механизм (рис. 52, а) состоит из станины, рычага переводного механизма и балансирного рычага с балансиром. На станине устанавливают стойку со стрелочным фонарем или стрелочным указателем (рис. 52, б, в), который при переводе остряков поворачивается на 90° и служит для определения положения стрелочного перевода. Макет ручного переводного механизма может быть не действующим — декоративным, его детали изготавливают из пластмассы и металла. Станину, рычаги и балансир окрашивают чёрной краской.

Рис. 52. Ручной переводной механизм стрелочного перевода:

а — общий вид; б — со стрелочным указателем, в — со стрелочным фонарем

Часто при постройке макетов железной дороги в конструкцию готовых стрелочных переводов вносят некоторые доработки. Это заключается в переносе электромагнитного привода на нижнюю сторону подмакетника и устройстве снаружи ручного переводного механизма.

Стрелочные переводы

СТРЕЛОЧНЫЕ ПЕРЕВОДЫ – основные элементы (устройства) соединений и пересечений рельсовых путей, служащие для перевода подвижного состава с одного пути на другой, поворота экипажа на 180°, а также пересечения путей в одном уровне, осуществляемого с помощью особых путевых устройств – глухих пересечений (прямоугольных или косоугольных).

Содержание

Комбинация различных видов переводов

При различных комбинациях стрелочных переводов и глухих пересечений можно устраивать: соединение двух путей в один или разветвление одного пути на два (рис. 3.50 а); съезды, соединяющие два соседних пути в одном направлении (рис. 3.50,6); перекрестные съезды, соединяющие соседние пути в разных направлениях (рис. 3.50,в); пересечения одного пути другим в одном уровне – прямоугольные или косоугольные (рис. 3.50,г); стрелочные улицы, соединяющие ряд параллельных путей. Поворот подвижного состава на 180° осуществляется укладкой пути и стрелочных переводов с образованием треугольников (рис. 3.50,с) или петли (рис. 3.50,е). Применение различных видов соединений и пересечений путей позволяет осуществлять необходимое путевое развитие на станциях в соответствии с технологией их работы.

Читать еще:  Аккумулятор на форд фокус 3

Обыкновенный стрелочный перевод

Наиболее распространенной конструкцией, входящей в состав многих соединений и пересечений рельсовых путей, является одиночный обыкновенный стрелочный перевод (рис. 3.51),

основные элементы и узлы которого – стрелка с переводным механизмом, крестовина с контррельсами (крестовинная часть), соединительные пути, переводные брусья или другое подрельсовое основание. Стрелка современного стрелочного перевода состоит из двух рамных рельсов, двух остряков (рельсов с одним заостренным концом), предназначенных для направления подвижного состава на прямой или боковой путь, двух комплектов корневых устройств, соединяющих остряки с примыкающими к ним рельсами соединительных путей, переводного механизма с внешними замыкателями, которые обеспечивают плотное прилегание остряков к рамным рельсам при движении экипажей, опорных и упорных приспособлений, скреплений и других деталей.

Крестовинная часть включает собственно крестовину (сердечник и два усовика), два стыковых устройства, два контррельса, лежащих против крестовины, опорные приспособления, скрепления и пр. Сама крестовина служит для пересечения рельсовых нитей перекатыванием колес через желоб между усовиком и сердечником, а контррельс – для направления их в желоб, соответствующий положению стрелки. Тангенс угла крестовины а называется маркой крестовины и стрелочного перевода и обозначается 1/N, где N – число марки. На отечественных ж. д. применяются стрелочные переводы марок: 1/6, 1/9, 1/11, 1/18 и 1/22. Математическим центром, или острием острой крестовины (точка С на рис. 3.51), называется точка пересечения продолжения рабочих кантов сердечника крестовины. Практическое острие, которым заканчивается сердечник, имеет ширину 9-12 мм. Горлом крестовины называют сечение, в котором расстояние между рабочими кантами усовиков минимально. Промежуток между горлом и практическим острием крестовины, на котором гребни колес не направляются рельсовыми нитями,- т.н. вредное пространство. Направление колес на этом участке осуществляется контррельсами, которые являются обязательным дополнением к крестовине.

Стрелочный перевод крепится к деревянным или железобетонным переводным брусьям, которые обычно укладывают на балластную призму. Теоретической длиной Lт одиночного стрелочного перевода называется расстояние, измеренное по направлению основного пути от острия остряка до математического центра острой крестовины, а полной (практической) длиной Lп – расстояние от переднего стыка рамных рельсов до конца крестовины. При этом Lп = Lт + m1+p, где m1 – передний вылет рамного рельса по отношению к острию остряка, m2 — задний вылет рамного рельса; р – хвостовой вылет крестовины (расстояние от математического центра крестовины до ее хвостового торца).

Глухое пересечение

Глухие пересечения применяются на станционных путях и путях промышленных предприятий. В зависимости от угла, под которым пересекаются рельсовые пути, они подразделяются на прямоугольные и косоугольные. Кроме того, глухие пересечения различают: по ширине колеи пересекающихся путей (с разной и одинаковой шириной колеи); по конструкции крестовин (цельнолитые или сборные типа общей отливки сердечника и наиболее изнашиваемой части усовиков).

Прямоугольное глухое пересечение (рис. 3.52) состоит из четырех крестовин и пяти контррельсов (в том числе замкнутого по контуру).

В состав косоугольного пересечения входят две острые и две тупые крестовины, рельсы и переводные брусья. На магистральных ж. д применяются в основном косоугольные глухие пересечения прямолинейных путей с одинаковой шириной колеи. Геометрическая основа такого пересечения — ромб (рис. 3.53). В тупой крестовине косоугольного пересечения имеются два сердечника, а контррельс является составной частью крестовины и повышен относительно поверхности катания рельса Угол крестовины у принимается в зависимости от назначения косоугольного пересечения, а именно:

  • если пересечение предназначено служить как самостоятельное устройство, то у как правило, равен 75, 60, 45, 30° и 2а, где а — угол крестовины одиночного обыкновенного стрелочного перевода;
  • если глухое пересечение предназначено для укладки в перекрестный съезд, то угол у равен 2а (в этих случаях тупые и острые крестовины косоугольного пересечения характеризуются марками 2/N и называются двойными).

Перекрестный стрелочный перевод

Перекрестный стрелочный перевод представляет собой комбинацию глухого косоугольного пересечения и элементов одиночных стрелочных переводов, позволяющих движение поездов и отдельных экипажей по четырем направлениям. Такой перевод заменяет собой систему, состоящую из двух обыкновенных стрелочных переводов. При этом длина перекрестного перевода почти в два раза меньше длины, занимаемой двумя обыкновенными стрелочными переводами. Поэтому такие переводы выгодны в стесненных условиях, особенно на тупиковых пассажирских станциях. Недостатком перекрестных переводов является сложность конструкции и необходимость ограничения скоростей движения по ним.

Перекрестный стрелочный перевод также известен как английская стрелка или англичанка.

Элементы стрелочного перевода

Остряки

Конструкции стрелок переводов отличаются друг от друга остряками, рамными рельсами, креплением рамных рельсов к опорам, конструкцией переводного устройства. Остряки стрелок изготовляются из отрезков рельсов, остроганных на одном конце для обеспечения плотного прилегания к рамному рельсу. Передний (острый) конец остряка называется острием, а задний — корнем. Остряки бывают прямые и криволинейные (рис. 3.54). Преимуществом стрелок с прямолинейными остряками считается возможность применения обоих остряков как для правосторонней, так и для левосторонней стрелки. Эти стрелки имеют сравнительно большой угол удара колес в остряк, ухудшающий условия входа экипажей на боковой путь. Поэтому такие стрелки на магистральных ж. д. практически не применяются.

Криволинейные остряки могут быть касательного и секущего типа. Первые из них примыкают к рамному рельсу по касательной, что обеспечивает меньший начальный угол остряка и улучшает условия входа экипажей на боковой путь. Однако эти остряки имеют более тонкое и менее мощное острие, чем остряки секущего типа, получившие распространение на отечественных ж. д. Остряки секущего типа изготовляются из рельсов специального несимметричного профиля (рис. 3.55). Наиболее целесообразны низкие остряки, так как они более устойчивы под поездной нагрузкой и легче перемещаются по подушкам в условиях снегозаносимости. Пара остряков в стрелке соединена стрелочными тягами, а для их перевода служат переводные тяги, соединенные с переводным механизмом. По условиям перевода остряки подразделяются на поворотные с вкладышно-накладочным корневым креплением, перевод которых осуществляется в корне, и гибкие — с упругим изгибом по длине при переводе, которые в корневой части примыкают к рельсам соединительной части с помощью обычного накладочного стыка или с помощью сварки.

Рамные рельсы

Рамные рельсы крепятся к основанию посредством упорок и горизонтальных болтов или упругих клемм и специальных упругих скоб, устанавливаемых на башмаках соответственно снаружи и внутри колеи (рис. 3.56). Конструкция с внутренней скобой лучше воспринимает поездные нагрузки и повышает надежность работы рамных рельсов.

Соединительные пути

Крепление к основанию рельсов соединительной части осуществляется с помощью промежуточных скреплений с жесткими клеммами. Это основной вид скреплений в стрелочных переводах с деревянными брусьями. В переводах с основанием в виде железобетонных брусьев применяются промежуточные скрепления с упругими клеммами и высокими ребордами, которые обеспечивают необходимую устойчивость рельсовых нитей в условиях повышенных боковых сил в зоне стрелочного перевода. Такой же тип скреплений применяется в зоне крестовинного узла переводов с железобетонными брусьями.

Крестовина

Наиболее распространенной конструкцией крестовин стрелочного перевода является сборная крестовина типа общей отливки неподвижного сердечника и наиболее изнашиваемой части усовика (рис. 3.57).

Крестовины изготовляют с приварными рельсовыми окончаниями, чтобы соединять с примыкающими рельсами посредством обычного рельсового стыка или сварки. Контррельсовый узел крестовин с неподвижным сердечником состоит из собственно контррельса специального профиля (рис. 3.58), вкладышей и горизонтальных болтов для его соединения с путевыми рельсами, элементов крепления к основанию. Такая конструкция, хотя и является наиболее массовой, не лишена недостатков: затруднена регулировка желобов между контррельсом и ходовым рельсом; требуется повышенный расход металла при изготовлении контррельса; затруднена смена ходового рельса, который в эксплуатации часто поражается дефектами в виде седловин против зоны перекатывания по крестовине.

В последние годы на зарубежных ж. д. осуществляется переход к конструкции крестовинного узла, в которой контррельс непосредственно не связан с путевым рельсом (рис. 3.59). Начаты работы по переходу к такой конструкции и на отечественных ж. д.

Другой прогрессивной конструкцией крестовины является крестовина с подвижным сердечником. Она не требует применения контррельса, обеспечивает более плавное движение колес и имеет в 3-4 раза больший срок службы по сравнению с крестовиной с неподвижным сердечником. Крестовины с подвижным сердечником выпускаются серийно нескольких видов: с корневым креплением сердечника вкладышно-накладочного типа (крестовина поворотного типа), применяемая в основном на участках с большой грузонапряженностью и допускающая максимальные скорости движения 140 км/ч (при унифицированной длине с типовыми крестовинами с неподвижным сердечником) и 160 км/ч (при увеличенной длине крестовины); с длинным гибким сердечником; с гибко-поворотным сердечником, который по прямому пути крепится в корне к примыкающему рельсу (или рельсовой плети) с помощью обычного стыка или уравнительного прибора, а по ответвленному пути — посредством использования корневого стыка вкладышно-накладочного типа (рис. 3.60). По крестовинам с длинным гибким сердечником или с сердечником гибко-поворотного типа допускается скорость поездов до 200 км/ч, а в дальнейшем (после их усовершенствования) возможно увеличение скорости до 250—300 км/ч.

Подстрелочное основание

Наиболее массовым видом подстрелочного основания являются деревянные переводные брусья. Железобетонное основание по сравнению с деревянными брусьями обеспечивает: больший срок службы основания, большую устойчивость рельсовых нитей перевода под воздействием повышенных поездных нагрузок, большую равножесткость по длине перевода, экономию ценной деловой древесины. Однако применение железобетонных брусьев требует замены имеющихся стыков сварными во избежание быстрого износа и дефектов рельсов, элементов скреплений, железобетонных брусьев и основания. С кон. 1990-х гг. на ж. д. многих стран мира осуществляется постепенный переход к железобетонным брусьям и сварке стыков в зоне стрелочных переводов с такими брусьями.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector
×
×