2 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Китай расширяет торгово экономические связи с кыргызстаном

«Кыргызстан и Китай: история и перспективы развития тесных взаимоотношений». Интервью с послом КНР в КР

27/12/19 09:22 23 просмотров Интервью 0

В последнее время заметно активизировались различные контакты на самом разном уровне между Кыргызстаном и Китайской Народной Республикой. В связи с этим мы решили побеседовать с Чрезвычайным и Полномочным Послом Китая в Кыргызской Республике Ду Дэвэнь.

— Здравствуйте, госпожа Посол, каковы ваши впечатления о Кыргызстане? Не могли бы рассказать о себе?

— Здравствуйте, дорогие кыргызские друзья! Я рада возможности побывать в гостях у Кыргызского Национального Информационного Агентства «Кабар». Спасибо Вам за приглашение! В марте текущего года я заняла свой пост и Кыргызстан мне очень хорошо знаком. В своё время я работала заведующей отдела Центральной Азии в центральном аппарате МИДа Китая. В то время я побывала в Кыргызстане и других странах Центральной Азии. Кыргызстан славится богатыми пейзажами, своим озером Иссык-Куль и прекрасной, самобытной традиционной культурой. Всё это и многое другое на меня произвело глубокое впечатление. Свою политическую и внешнеполитическую деятельность я начала в 1989 году. Я работала в Посольстве Китая в СССР, России, в Таджикистане, а также работала в Департаменте Восточной Европы и стран Центральной Азии. С 2011 по 2014 годы я была Генеральным Консулом Китая в Казахстане.

Скажу, что для меня большая честь занимать мой нынешний пост. Китай и Кыргызстан соединяют общие горы и реки. На протяжении долгих лет наши народы тесно общались и дружили. Отмечу, что после установления дипломатических отношений наши связи крепнут из года в год. Как Посол в Кыргызстане я понимаю свои главные задачи: укрепление и углубление традиционной дружбы между народами наших стран. Это продвижение сотрудничества в различных областях между нашими странами. Тем самым служить во благо повышения благосостояния наших народов. Напомним, что в этом году Председатель Госсовета КНР посетил с государственным визитом Кыргызстан и принял участие в Саммите ШОС в Бишкеке. Этот визит увенчался полным успехом. И Китайско-Кыргызские отношения вышли на новый уровень. Стоит отметить, что нынешний год для наших взаимоотношений является прорывным и историческим. Я полна уверенности, что наши отношения будут и дальше развиваться в положительном ключе, и я буду прилагать к этому свои непосредственные усилия.

— Как бы вы могли оценить уровень политического и экономического сотрудничества между Кыргызстаном и Китаем за последние 10 лет?

— Я хорошо помню, что Председатель Госсовета КНР господин Си Цзиньпин в своей статье, которая была опубликована, в преддверии своего государственного визита в КР охарактеризовал Китайско-Кыргызские отношения, как добрососедские, близкие друзья, надежные партнёры. На протяжении 27 лет после установления дипломатических отношений между нашими странами сохраняется положительная динамика взаимного сотрудничества. Постоянно укрепляется политическое доверие между нашими странами. Обе стороны твёрдо поддерживают друг друга в вопросах, которые касаются интересов двух государств. Например, китайская сторона поддерживает путь развития Кыргызстана. Кыргызстан, в свою очередь, также оказывает поддержку Китайской Народной Республике во многих международных вопросах. Между лидерами двух стран сложилась хорошая дружба и тесные рабочие контакты. Две страны активно поддерживают друг друга на различных международных платформах таких как, ООН, ШОС. Наши политические отношения находятся на высоком уровне. Что касается торгово-экономических связей, то они всегда имели большое значение для наших стран. Китай уже несколько лет подряд является крупнейшим торговым партнёром Кыргызстана. Объёмы китайских инвестиций также высоки. Китай активно принимает участие во многих совместных проектах на территории Кыргызстана. Китай надеется на повышение уровня товарооборота из КР в КНР, в частности китайская сторона, заинтересована в сельскохозяйственной продукции. Есть надежда на то, что с каждым годом наши отношения по многим векторам развития будут улучшаться.

— На каком уровне сейчас находятся взаимоотношения Кыргызстана и Китая в рамках ШОС?

— В этом году Шанхайской Организации Сотрудничества исполняется 18 лет. С момента своего основания и до сих пор ШОС играет важную роль в центрально-азиатском регионе и в мире. Главные задачи данной организации, это развитие экономических отношений и обеспечение безопасности в регионе. Мы называем это – экономика и безопасность, как два колеса этой организации. В последнее время ШОС занимается развитием гуманитарного взаимодействия между странами-участницами. Мы придаём большое значение дальнейшему развитию ШОС. Мы рассматриваем участие в организации, как важную составляющую в наших международных отношениях. На протяжении долгих лет Китай и Кыргызстана поддерживают тесные связи в рамках Шанхайской Организации Сотрудничества. Мы работаем и в сфере безопасности, активно противоборствуя такому международному злу, как терроризм, а также в сфере незаконного оборота наркотиков. В целом могу сказать, что наши отношения в рамках организации находятся также на высоком уровне. Кыргызстан председательствовал в ШОС, и мы все видели, как страна великолепно справилась со столь высокой задачей. Мы высоко ценим работу Кыргызстана в Шанхайской Организации Сотрудничества.

— Какова удовлетворённость Китая на данный момент в области взаимной торговли и что нужно предпринять для улучшения показателей?

— Как я уже отмечала, торгово-экономические отношения между двумя странами непрерывно расширяются. Надо добавить, что Кыргызстан является сторонником проекта «Один пояс, один путь». Мы можем улучшаться в таких секторах экономики, а именно: стимулировать сотрудничество в области сельского хозяйства и наращивать торговлю сельскохозяйственной продукцией. Именно сельское хозяйство является опорой для Кыргызстана. Страна располагает очень хорошей базой в этой области. В Китае сельскому хозяйству тоже уделяется повышенное внимание, и мы добились больших успехов в этой отрасли. Нельзя забывать о том, что Китай это огромный рынок с непрекращающимся спросом. И как я уже говорила, Китай заинтересован в продуктах сельскохозяйственной отрасли. Как раз эта тема обсуждалась на встрече Президента КР Сооронбая Жээнбекова с Председателем Госсовета КНР. Есть надежда на то, что все договорённости будут исполнены. Во-вторых, следует действенно продвигать совместные инфраструктурные проекты. Это важно для построения более продуктивного сотрудничества и в рамках проекта «Один пояс, один путь». В Китае есть поговорка «если хотите разбогатеть, нужно построить дорогу». Практика показывает, что когда есть качественная инфраструктура, то взаимодействовать гораздо легче и развитие экономики идёт большими шагами. Нельзя не отметить и ещё один важный проект – строительство автодороги «Север-Юг». Данная дорога повысит социально-экономический уровень на всей протяжённости автотрассы. У подобных сетей большое будущее, которое может вывести страны региона и к морским портам юго-восточной Азии. Стоит также развивать туристическую отрасль. Ни для кого не секрет, что Кыргызстан богат своими туристическими ресурсами. Следует создавать хорошие условия для туристов, чтобы усиливать туристическую привлекательность. Безусловно, следует активизировать сотрудничество в сфере окружающей среды. Данная тема никогда не теряет своей актуальности. Китай и Кыргызстан уделяют большое внимание экологическим вопросам.

— Что можете рассказать о перспективе строительства железной дороги Китай-Кыргызстан-Узбекистан?

— Строительство железной дороги Китай-Кыргызстан-Узбекистан обсуждается на протяжении последних 20 лет. Надо признать, что данный проект имеет очень серьёзную перспективу. Эта дорога поможет связать страны региона, что в свою очередь будет содействовать растущему сотрудничеству между странами, которые будут вовлечены в этот процесс. Но есть и проблемы, они касаются себестоимости дороги, а также сложности в её прокладке из-за тяжёлого географического ландшафта. Этот вопрос долго обсуждается, и я думаю, что он будет обсуждаться и дальше с особой тщательностью, но есть и подвижки в направлении практического осуществления. Работают экспертные группы, изучается, как мы говорили выше, ландшафт, выбираются более простые участки для прокладки железнодорожных путей. Стороны сейчас находятся на стадии технического согласования. Китай заинтересован в положительном разрешении этого сложного вопроса. Тем более, Китай добился большого прогресса в области строительства железнодорожных магистралей. КНР готова облегчить странам Центральной Азии транспортные трудности. Мы искренне надеемся, что проект данной железной дороги будет осуществлён.

Читать еще:  Можно ли вам выполнить обгон

— Мы благодарим Вас за интересную беседу!

В завершении интервью Чрезвычайный и Полномочный Посол Китая в Кыргызстане госпожа Ду Дэвэнь пожелал всего самого доброго народу Кыргызстана в наступающем Новом году!

Борьба за инвестиции и серый импорт: отношения Кыргызстана и Китая

В июне параллельно саммиту ШОС в Бишкеке состоялась двусторонняя встреча лидеров Кыргызстана и Китая Сооронбая Жээнбекова и Си Цзиньпина. Сотрудничество центральноазиатской республики с Поднебесной в последние годы растет, но вопрос его эффективности остается открытым. О взаимной торговле и о том, как и в каких масштабах Китай инвестирует в экономику Кыргызстана, а также насколько выгодны Бишкеку продвигаемые Пекином проекты, читайте в статье кандидата политических наук, зав. сектором Центра постсоветских исследований ИМЭМО им. Е.М. Примакова РАН Елены Кузьминой.

Для Кыргызстана Китай – один из важнейших экономических партнеров. В Кыргызстане действуют 397 китайских предприятий и еще 170 совместных кыргызско-китайских предприятий. Налоговые поступления от крупных предприятий с китайскими инвестициями за 2018 г. составили 3,8 млрд сомов (продемонстрировав рост на 20% по сравнению с 2017 г.). Однако в китайско-киргизском экономическом сотрудничестве есть свои подводные камни.

Колебания кыргызско-китайской торговли

Официальный китайский импорт растет значительными темпами и в сотни раз превышает киргизский экспорт. Между тем, серый импорт из Китая в Кыргызстан и далее в Россию и соседние центральноазиатские страны можно высчитать из официальных китайских данных, представляемых в ВТО и ООН (Таб. 1).

Таблица 1. Внешняя торговля Кыргызстана с Китаем, млн долл. Источник: рассчитано Кузьминой Е.М. по данным trademap.org .

Только в 2018 г. разница в значениях китайского импорта в республике по сравнению с киргизскими данными составила $3666 млн. Такой большой поток серых товаров из КНР через киргизскую территорию оказывает давление на Россию и Казахстан, с которыми страна имеет общую таможенную территорию.

Столь значительный отрицательный баланс во взаимной торговле также негативно отражается и на развитии ряда отраслей киргизской экономики, закрепляя за ней ресурсный характер.

С 2010 г. с образованием Таможенного союза Беларуси Казахстана и России поток китайской текстильной и обувной продукции, а также товаров широкого потребления был переориентирован с Кыргызстана на Казахстан. Ситуация стала меняться со вступлением Кыргызстана в ЕАЭС в середине 2015 г.: начался процесс возвращения китайских товарных потоков в республику. Импорт из Китая в Кыргызстан за 2014‑2018 гг. вырос на 16% и в 2018 г. составил 40% от всего киргизского импорта. Основные товары, поставляемые из Поднебесной, – готовая продукция: в первую очередь обувь и ткани и фурнитура для швейной промышленности. Также Китай поставляет некоторые виды машин и оборудования. (Таб. 2)

Таблица 2. Китайский импорт в Кыргызстан в 2014 2018 гг.

Кыргызстанский экспорт в Китай незначителен: в 2018 г. его объем составил $61,238 тыс. или 4% от всего экспорта из страны (Таб. 3). Но за 2014‑2018 гг. этот показатель вырос на 25%. Поставляются в основном сырье и продукция сельского хозяйства. Самые большие объемы продукции, поступающей в Китай из Кыргызстана, приходятся на руды и концентраты драгоценных металлов (золота).

Таблица 3. Кыргызстанский экспорт в Китай в 2014-2018 гг.

Китайские инвестиции

Китай – крупнейший инвестор в кыргызстанскую экономику: в 2018 г. удельный вес Китая составил 43,1% от общего объема поступивших инвестиций и составил $245,6 млн. По данным Американского института предпринимательства (AEI), объем накопленных китайских инвестиций в Кыргызстан за 2005‑2018 гг. составил $4,73 млрд. Для небольшой по объемам кыргызстанской экономики это значительная сумма. Однако по данным пресс службы правительства Кыргызстана, китайские инвестиции в 2018 г. сократились на 19% по сравнению с предыдущим годом.

Основная масса вложений осуществляются лишь в несколько отраслей. Китайские инвестиции в киргизскую нефтегазовую отрасль на конец 2018 г. составили около $2,89 млрд. Например, компания «Zhungneng Co. Ltd» занимается разведкой нефтеносного участка в Баткенской области. Китайцы построили два нефтеперерабатывающих завода: в Токмоке и Кара-Балте («Джунда»). Годовая мощность их переработки составляет 400 тыс. и 800 тыс. тонн нефти соответственно. Правда, заводы до сих пор не загружены на полную мощность, т.к. Кыргызстан не имеет достаточных собственных ресурсов.

В 2019 г. начались подготовительные работы по прокладке газопровода через Алайский и Чон-Алайский районы Ошской области: решаются вопросы отвода и трансформации земельных участков вдоль трассы газопровода с выплатой компенсаций за пользование и покрытием упущенной выгоды сельскохозяйственного и лесного производства. Прокладкой киргизской ветки магистрального газопровода Центральная Азия – Китай занимается SINO‑Pipeline International Company Limited. Этот газопровод должен сыграть, по мнению киргизских властей, важную роль для экономики страны: его обслуживание и возможное создание вдоль его трассы сопутствующих производств позволит увеличить число рабочих мест.

Однако опыт подобных китайских проектов в соседних странах говорит о том, что китайские специалисты сами обслуживают свои объекты и основной доход могут составить лишь средства за транзит и землепользование.

Другим направлением сотрудничества стала гидроэнергетика. Китай вложил в киргизскую энергетику $2,89 млрд. Китайские инвесторы участвуют в проектах на каскаде Cарыджазских и Камбаратинских ГЭС, в возведении угольных теплоэлектростанций, в реконструкции Уч-Курганской ГЭС и ТЭЦ в Бишкеке.

Важное направление сотрудничества – это добыча золота. Одно из крупнейших месторождений Талды-Булак Левобережный (запасы золота оцениваются в 78 т) разрабатывает компания «Алтынкен», 60% акций которой принадлежит китайской компании Superb Pacific Limited, дочерней компании крупнейшего в Китае разработчика недр Zijin Mining. Общий объем китайских инвестиций в реализацию проекта превышает $200 млн.

Перспективным направлением сотрудничества стала прокладка и модернизация дорог в Кыргызстане. Кыргызстан – перевалочная база китайской торговли в Центральной Азии, и именно по этой причине наибольшую активность Китай проявляет в формировании современной логистической и транспортной инфраструктуры в республике. К 2019 г. Китай предоставил Кыргызстану кредитов на сумму около $1,69 млрд на транспортные проекты. Пекин уже реализовал такие крупные инфраструктурные проекты, как реабилитация автодороги Бишкек–Нарын–Торугарт, связывающей Кыргызстан с Китаем (общая сумма инвестиций – $600 млн) и строительство автодороги Север–Юг.

В январе 2016 г. в ходе визита занимавшего в то время пост кыргызстанского премьер-министра Темира Сариева в Китай были определены приоритеты двустороннего сотрудничества. Два из трех основных приоритетов были связаны с транспортной инфраструктурой: строительство железнодорожной магистрали Китай–Кыргызстан–Узбекистан (ККУЖД) и кольцевой автодороги вокруг озера Иссык-Куль. Если кольцевая дорога вокруг озера частично реабилитируется, то проект ККУЖД до сих пор не согласован.

Ранее Пекин представлял свою версию проекта строительства железной дороги с длиной кыргызстанского участка в 268 км, в то время как кыргызстанский проект был длиннее на 112 км. Кыргызстанская сторона объясняла это тем, что дорога будет огибать горы. Так не понадобится строить дополнительные туннели, что значительно сократит расходы. Второй китайский вариант строительства не устроил Бишкек шириной колеи железнодорожных путей, принятой в КНР (1435 мм), поскольку в Кыргызстане, как и в Узбекистане (третьем участнике проекта), используется колея шириной в 1520 мм.

Третьим приоритетом был обозначен перенос избыточных производственных мощностей из КНР в Кыргызстан. В 2016 г. в рамках развития Экономического пояса Шелкового пути Кыргызстан предложил перевезти из Китая избыточные предприятия, это около 40 проектов. Министерство экономики Кыргызстана предоставило список простаивающих предприятий, на базе которых могли бы быть запущены китайские производства. Это позволило бы Кыргызстану, с одной стороны, получить новые китайские инвестиции, а, с другой – сэкономить на строительстве производственной инфраструктуры. Конечно, перенос производств способствовал бы созданию новых рабочих мест, росту объема экспорта и увеличению налоговых поступлений в кыргызстанскую казну. Но пока ни одного решения не принято. Кыргызстанские эксперты высказывают полярные точки зрения по всем проектам.

Читать еще:  Анаэробный герметик для двигателя

Перспективы углубления сотрудничества

Ожидалось, что по итогам официального визита председателя КНР Си Цзиньпина в Бишкеке в июне 2019 г. будет подписан значительный объем новых контрактов. Были подписаны 19 документов, из них восемь в сфере экономики:

— Протокол между Государственной инспекцией по ветеринарной и фитосанитарной безопасности и Главным таможенным управлением КНР по экспорту молочной продукции из КР в КНР;

— Протокол между Государственной инспекцией по ветеринарной и фитосанитарной безопасности и Главным таможенным управлением КНР по экспорту меда;

— Правка в подписанный в 2017 г. протокол между Главным управлением по контролю качества, инспекции и карантину КНР и Министерством сельского хозяйства, пищевой промышленности и мелиорации КР по экспорту черешни;

— Протокол между Главным таможенным управлением КНР и Министерством сельского хозяйства, пищевой промышленности и мелиорации КР о фитосанитарных требованиях для экспорта пшеничной муки из КР в КНР;

— План сотрудничества в сфере сельского хозяйства между Министерством сельского хозяйства и сельских дел КНР и Министерством сельского хозяйства, пищевой промышленности и мелиорации КР на 2019‑2021 г.;

— Соглашение о сотрудничестве в борьбе с преступлениями в сфере экономики между ГСБЭП и Министерством общественной безопасности КНР;

— Меморандум о расширении торгово-экономического сотрудничества между Министерством экономики КР и Министерством коммерции КНР;

— Меморандум о взаимопонимании между Агентством по продвижению и защите инвестиций КР и Министерством коммерции КНР об учреждении рабочей группы по инвестиционному и промышленному сотрудничеству.

Большая часть подписанных документов регулирует отношения двух стран в сфере сельского хозяйства и АПК.

В рамках бизнес-форума «Кыргызстан – Китай» на полях официального визита были подписаны 24 документа более чем на $7 млрд. Можно выделить несколько основных направлений углубления сотрудничества:

— В переработке и добыче золота и драгоценных металлов (рамочное соглашение между Агентством по продвижению и защите инвестиций (АПЗИ) Кыргызстана, Daren Group, Lingbao Gold Group и Full Gold Mining о создании среднеазиатской биржи драгоценных металлов в Кыргызстане; рамочное соглашение между АПЗИ, Daren Group, Lingbao Gold Group и Full Gold Mining о строительстве завода по переработке золота с комплексным использованием экологической циркуляции; меморандум между АПЗИ и Промышленной компанией «Мега-инвест» о строительстве полиметаллического завода по плавке золота, серебра, меди и сурьмы в Кыргызстане);

— В транспортно-логистической сфере (соглашение между «Нур Строй Монтаж» и компанией One Lead One (HK) Trading Limited о строительстве торгово-логистического центра; меморандум о сотрудничестве между МСХППМ, пекинской научной сельскохозяйственной компанией «Шенгда Хуатай» и «Айкын Сейил» о создании торгово-логистического центра и др.);

— В сельском хозяйстве (рамочное соглашение между АПЗИ и Группой компаний провинции Цзянсу по международному технико-экономическому сотрудничеству о строительстве кыргызско-китайского агропромышленного комплекса; меморандум между АПЗИ и Агропромышленный центр торгово-производственной логистики «РУ И» о строительстве агропромышленного комплекса; меморандум между Министерством сельского хозяйства, пищевой промышленности и мелиорации (МСХППМ) Кыргызстана и ООО «Бай-Доу-Цзя» о строительстве Кыргызско-Китайского демонстрационного парка сельскохозяйственной промышленности; меморандум между МСХППМ и «Централ Эйша Интернэшнл Девелопмент Компани» о сотрудничестве в сфере сельского хозяйства);

— В финансовой и страховой сферах (соглашение между АПЗИ и Корпорацией международной торговли «Чжунъюань» о создании Центральноазиатской торговой биржи и блокчейн-биржи; меморандум между АПЗИ и компанией China Cultural Industry Investment Fund о создании Китайско-Кыргызского кооперативного инвестиционного фонда; соглашение между «Нур Строй Монтаж» и компанией One Lead One (HK) Trading Limited о создании кыргызско-китайской страховой компании);

— В горнодобыче (меморандум между АПЗИ и «Гансу Синмай Хуанджин ЛТД» о сотрудничестве в горнодобывающей отрасли);

— В нефтепереработке (соглашение между АПЗИ и ОсОО «Токмокский нефтеперерабатывающий завод» о модернизации НПЗ);

— В сфере строительства и производства стройматериалов (соглашение между АПЗИ и Ассоциацией строительных материалов провинции Гуандун об организации Центральноазиатской кантонской ярмарки; меморандум между АПЗИ и «Биримдик» о строительстве кирпичного завода);

— В промышленной сфере (рамочное соглашение между АПЗИ, Центральноазиатским логистическим центром FTZCOC и «Искра Азии» о продвижении и модернизации кыргызско-китайского промышленного парка сотрудничества свободной торговли «Искра Азии»; меморандум о сотрудничестве между «Дома-Ата» и China Cec Engineering Corporation; меморандум между АПЗИ, «Кыргыз Унаа Курулуш» и компанией Dongfeng Automobile Co LTD о строительстве завода по сборке электромобилей).

Вместе с тем необходимо отметить, что большинство подписанных на бизнес-форуме документов – это меморандумы и рамочные соглашения. Это означает, что предстоит дальнейшая юридическая и финансовая проработка данных проектов.

Возможно, документы, подписанные в июне 2019 г. в ходе официального визита китайского лидера в Бишкек и будут способствовать развитию двусторонних связей в сфере сельского хозяйства и увеличению экспорта киргизской сельхозпродукции в КНР, но на это потребуется немало времени и ресурсов.

Елена Кузьмина, кандидат политических наук, зав. сектором Центра постсоветских исследований ИМЭМО им. Е.М. Примакова РАН

Сотрудничество Кыргызстана с Китаем: вопросы повышения инновационной активности и конкурентных преимуществ в промышленности

Рубрика: Экономика и управление

Дата публикации: 17.03.2017 2017-03-17

Статья просмотрена: 135 раз

Библиографическое описание:

Низамиев А. Г., Осмоналиева А. А., Шерматова Ж. Т. Сотрудничество Кыргызстана с Китаем: вопросы повышения инновационной активности и конкурентных преимуществ в промышленности // Молодой ученый. — 2017. — №11. — С. 240-243. — URL https://moluch.ru/archive/145/40521/ (дата обращения: 17.02.2020).

Рассматриваются вопросы развития и отраслевая структура промышленности Кыргызстана, увеличения масштабов и темпов роста объема производства и использования опыта зарубежных стран в области повышения инновационной активности и конкурентных преимуществ в реальным секторе экономики.Вэтом плане для примера приводится изучение опыта Китая по развитию промышленного сектора, в частности, Синьцзяно-Уйгурского автономного района, являющегося основным экономическим партнером страны.

Промышленность — ведущая отрасль общественного производства, в которой создается преобладающая часть национального дохода. Ее роль обусловлена и тем, что от успехов в ее развитии зависит степень удовлетворения потребностей общества в высококачественной продукции, обеспечения технического перевооружения и интенсификации производства.

В настоящее время промышленность Кыргызстана является достаточно слабой частью экономики, прежде всего, вследствие низкой эффективности и недостаточной конкурентоспособности продукции как на внутреннем, так и на мировом рынках. Причиной неэффективности многих производств становится износ основных фондов. Например, коэффициент износа основных фондов в горнодобывающей промышленности в 2010 году составил 49,8 %. В связи с этим возникает насущная потребность в разработке новой политики промышленного развития и поиск конкретных путей вывода этой важнейшей отрасли народного хозяйства из застоя. Осуществляются работы по внесению изменений в законодательную базу, применению стимулов в виде изменения налоговых ставок, созданию приемлемой рыночной конъюнктуры и др.

Современное промышленное производство Кыргызстана включает в себя горнодобывающую и обрабатывающую промышленности, а также энергетический сектор, в составе которых 39 видов и подвидов экономической деятельности по всем отраслям производства. По удельному весу в общем промышленном производстве доля по видам экономической деятельности распределена следующим образом: горнодобывающая промышленность — 2 %; обрабатывающая промышленность — 77 %; производство и распределение электроэнергии, газа и воды — 21 %. Значит, ведущей промышленностью является обрабатывающая промышленность. Например, в 2016 году по республике общий объем промышленной продукции в действующих ценах составил 205,3 млрд. сомов, из них основная доля принадлежит продукциям обрабатывающих производств — 160,4 млрд. сомов. При этом основными секторами выступают добыча металлических руд, производство пищевых продуктов и напитков, текстильное производство, производство одежды и обуви, изготовление деревянных и бумажных изделий и др. Территориальный анализ объема производства промышленной продукции показывает, что за 2015 год наиболее развитыми в промышленном отношении оказались такие регионы, как Чуйская (39,1 % всего объема промышленной продукции) и Иссык-Кульская (23,3 %) области и город Бишкек (19,3 %). Наименьшие в этом отношении показатели имели Таласская (0,5 %) и Нарынская (1,1 %) области и город Ош (1,9 %).

Читать еще:  На какие классы делятся пожары

В настоящее время Кыргызстан экспортирует свою продукцию в 72 страны мира. В целом экспорт предприятий металлургической отрасли состоит из одной товарной группы — цветные и черные металлы. На долю этих групп приходится 45 % отраслевого экспорта.

В Национальной стратегии устойчивого развития Кыргызской Республики на период 2013–2017 годы особая роль отводится развитию стратегических отраслей промышленности, одной из которых является гидроэнергетический сектор. На долю этой отрасли приходится около 2 % ВВП и 16 % объема промышленного производства, 10 % доходов в республиканский бюджет. Второй по важности отраслью выступает горнодобывающая промышленность, включающая в себя производство цветных металлов (золото, олово, сурьма, ртуть и др.), нефти и газа, угля и т. д. При этом производство золота имеет значительный удельный вес в структуре ВВП страны (только разработка месторождения Кум-Тор в 2015 году дала 6,8 % ВВП), его доля в экспорте цветных металлов составляет 90 %. Пищевая промышленность также считается одной из приоритетных отраслей промышленности, которая производит более 25–30 % объема промышленной продукции республики и более 25 % объема экспорта. Основными задачами данной отрасли являются обеспечение потребностей населения в продуктах питания, достижение стабилизации и устойчивой тенденции роста производства и содействие к обеспечению продовольственной безопасности страны.

Для Кыргызстана первостепенной становится задача повышения конкурентоспособности страны с опорой на рост эффективности деятельности отечественных производителей и усиление государственного регулирования. Основными тенденциями рационализации размещения и развития отраслей промышленности является изменение размещения с учетом диверсификации, межотраслевой концентрации и комбинирования производства. Также важнейшим фактором эффективного функционирования отрасли может стать широкое внедрение в производство результатов научно-технического прогресса, инновационных нововведений.

При таком направлении увеличиваются масштабы и темпы роста объема производства необходимой рынку продукции; повышается конкурентоспособность продукции по ценовому и качественному фактору; улучшаются условия труда; в отраслях пищевой промышленности сглаживается сезонность; ускоряется переработка скоропортящегося сырья в пределах оптимального периода; создаются возможности переработки на месте отходов производства, обеспечивается существенный экологический эффект; внедряются безвредные технологии, тем самым создаются привлекательные условия для потребителей, работников, смежников и всей внешней для отрасли среды.

Как предлагают отдельные специалисты, представляет интерес такая модель развития, как территориальная система управления на межгосударственном уровне, которая основывается на территориальном управлении производством и распределении ресурсов. Прежде всего, эта модель должна обеспечить создание новых крупных хозяйственных комплексов на основе международной интеграции с прилегающими странами. При этом особое место в планах перспективного развития страны должны занять так называемые «коридоры экономического роста», которые должны обеспечить формирование новой структуры хозяйства и планомерного развития регионов [1].

Безусловно, адекватным задаче роста конкурентоспособности является использование богатого опыта других стран в области повышения инновационной активности в экономике и стимулирования наращивания инновационных конкурентных преимуществ реальным сектором экономики. В этом плане для примера может служить изучение опыта Китая по развитию промышленного сектора, в частности, в Синьцзяно-Уйгурском автономном районе (СУАР), который сегодня является основным торгово-экономическим партнером Кыргызстана.

Разумеется, сперва рассмотрим тенденции развития экономических связей Кыргызской Республики с Китайской Народной Республикой, которые начались сразу же после установления 5 января 1992 года между двумя государствами дипломатических отношений и по сей день имеют динамичное развитие. При этом в начальный период китайское экономическое проникновение в Кыргызстан было сосредоточено преимущественно на торговой сфере и показатели товарооборота характеризовались скачкообразными изменениями (табл. 1).

Внешняя торговля Кыргызстана сКитаем за 1992–2002 годы (млн. долларов США)

«Новый Шелковый путь»: что проект даст Кыргызстану и другим странам ЦА

В рамках «Нового Шелкового пути» Китай хочет масштабно выйти на рынки России и Центральной Азии, а далее — всего мира

БИШКЕК, 12 мая — Sputnik. Алексей Стефанов. В Пекине 14-15 мая пройдет форум «Один пояс — один путь», посвященный грандиозному проекту «Нового Шелкового пути», который свяжет Азию, Европу и Африку и будет способствовать развитию мировой торговли.

По словам директора Института международных дел Народного университета Китая профессора Ван Ивэя, цель форума — перевести общение в формат многостороннего взаимодействия.

«Речь пойдет о конкретных действиях и программах. Например, о работе в научной сфере, сельском хозяйстве, промышленности. Одни проекты уже реализуются, другие только планируются. Кроме того, мы видим страны, которые находятся в стороне от этого пояса (например, Аргентина и Чили), но тоже могли бы принять участие в проектах. Уже сейчас ясно, что «Новый Шелковый путь» будет постоянно расширяться», — пояснил Ван Ивэй.

Он отметил, что инициатива «давно перешла» запланированные границы — она выходит на глобальный уровень. Впрочем, Россию проект «Один пояс — один путь» интересует в рамках сопряжения с ЕАЭС. Китайцы уверяют, что существует около 20 проектов в этом ключе и намечены маршрутные карты дальнейшего сопряжения. Для ознакомления с ними в Пекин приедет президент РФ Владимир Путин.

Масштабная экспансия, по мнению заместителя директора Института Дальнего Востока РАН Андрея Островского, нужна Китаю для того, чтобы увеличить возможности национальной экономики, расширить внешнюю торговлю и развивать свои окраины. Несколько лет назад КНР столкнулась с вызовами мирового финансового кризиса, объемы внешней торговли начали снижаться, и «Новый Шелковый путь» — едва ли не единственный выход из ситуации. Именно поэтому Китай давно вкладывает крупные средства в страны Центральной Азии: по словам Островского, на них приходится около 20 процентов от общего объема инвестиций за рубеж.

По его словам, Центральная Азия является очень важной территорией для сопряжения двух проектов — ЕАЭС и «Экономического пояса Шелкового пути». Регион слабо развит, что позволит Китаю расширить объемы не только внешней торговли, но и торговли между странами.

«Вопрос создания инфраструктуры касается и Таджикистана, но ситуация там намного сложнее, чем в Узбекистане, поскольку в экономическом плане страна развита слабее. Согласно китайской концепции, к опорным городам можно отнести только Душанбе. Главная проблема — та же инфраструктура, развитие автомобильных и железных дорог с учетом рельефа горной местности. Взять, к примеру, таджикско-китайскую границу — она обширная, но погранпереходов всего один или два. Без дорог крайне сложно развивать торгово-экономические связи двух стран», — заявил эксперт.

Похожая ситуация, по словам Островского, и с Кыргызстаном — граница большая, а погранпереходов немного, пропускная способность слабая. «Это все накладывает отпечаток на развитие торгово-экономических связей, поэтому именно в Кыргызстане Китай финансирует развитие автомобильных дорог», — отметил он.

Эксперт подытожил, что в силу географического положения максимум китайских инвестиций приходится на Казахстан.

Он отметил: КНР инвестирует средства во все страны Центральной Азии уже как минимум полтора десятка лет, потому что знает, с чего нужно начинать масштабные проекты.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector
×
×