4 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Колесная формула 4х2 что значит

Колесная формула 4х2 что значит

НАЦИОНАЛЬНЫЙ СТАНДАРТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ОБМЕН ДАННЫМИ МЕЖДУ ИЗГОТОВИТЕЛЯМИ ШАССИ И КУЗОВОВ (ПЛАТФОРМ)

ОБЩИЕ ДАННЫЕ, ПОКАЗАТЕЛИ МАСС, АДМИНИСТРАТИВНАЯ ИНФОРМАЦИЯ

Commercial vehicles. Product data exchange between chassis
and body works manufacturers. General data, mass parameters,
administrative information. Reference designations

ОКС 43.080.01
ОКП 45 1100

Дата введения 2009-01-01

Цели и принципы стандартизации в Российской Федерации установлены Федеральным законом от 27 декабря 2002 г. N 184-ФЗ «О техническом регулировании», а правила применения национальных стандартов Российской Федерации — ГОСТ Р 1.0-2004 «Стандартизация в Российской Федерации. Основные положения»

Сведения о стандарте

1 ПОДГОТОВЛЕН Всероссийским научно-исследовательским институтом стандартизации и сертификации в машиностроении (ВНИИНМАШ) на основе собственного аутентичного перевода международного стандарта, указанного в пункте 4

2 ВНЕСЕН Управлением технического регулирования и стандартизации Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии

4 Настоящий стандарт является модифицированным по отношению к международному стандарту ИСО 21308-3:2007 «Транспорт дорожный. Обмен данными о продукции между изготовителями шасси и кузова (ВЕР). Часть 3. Параметры обмена общими размерами, массой и административной информацией» (ISO 21308-3:2007 «Road vehicles — Product data exchange between chassis and bodywork manufacturers (ВЕР) — Part 3: General, mass and administrative exchange parameters») путем изменения отдельных фраз, которые выделены в тексте курсивом.

Внесение указанных изменений направлено на учет нормативно-правовых требований, установленных в Российской Федерации.

При этом в модифицированный стандарт не включены раздел А.2 справочного приложения А и справочное приложение В примененного международного стандарта, которые нецелесообразно использовать в национальной стандартизации в связи с их низкой информативностью

5 ВВЕДЕН ВПЕРВЫЕ

Информация об изменениях к настоящему стандарту публикуется в ежегодно издаваемом информационном указателе «Национальные стандарты», а текст изменений и поправок — в ежемесячно издаваемых информационных указателях «Национальные стандарты». В случае пересмотра (замены) или отмены настоящего стандарта соответствующее уведомление будет опубликовано в ежемесячно издаваемом информационном указателе «Национальные стандарты». Соответствующая информация, уведомление и тексты размещаются также в информационной системе общего пользования — на официальном сайте Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии в сети Интернет

Эффективность производства грузовых автомобилей в тех случаях, когда шасси и кузова (платформы) выпускаются разными изготовителями, может быть в значительной степени повышена за счет организации четкой и оперативной информации о специфических особенностях шасси грузовых автомобилей, заблаговременно передаваемой изготовителям кузовов (платформ). При этом наличие единого подхода позволяет установить однозначную систему передаваемых данных и их условных обозначений (кодов) для грузовых автомобилей. Условные обозначения данных полезны во многих случаях, например в конструировании и производстве, при разработке технических требований, в схемах и чертежах, технических описаниях и т.п. Эта информация должна быть достоверной и давать изготовителю кузовов (платформ) грузовых автомобилей уверенность в правильности принимаемых решений при конструировании и организации производства кузова (платформы) или другой надстройки еще до начала поставок шасси.

Условные обозначения (коды) данных образуют основной информационный уровень, одновременно являясь основными входными параметрами для системы обмена данными, базирующейся на протоколе STEP* (см. комплекс ГОСТ Р ИСО 10303).
_______________
* Standard for the Exchange of Product model data — Стандарт по обмену основными данными о продукции.

1 Область применения

1 Область применения

Настоящий стандарт определяет номенклатуру и условные обозначения (коды) общих данных, показателей масс и элементов административной информации, необходимые для проектирования кузовов/платформ (далее — надстроек) грузовых автомобилей категорий N и N по ГОСТ Р 52051 и являющиеся объектом обмена информацией между изготовителями автомобилей и устанавливаемых на них надстроек.

В процессе обмена упомянутой выше информацией, связанной с конкретным шасси, могут принимать участие:

— изготовитель шасси;

— импортер шасси;

— продавец шасси;

— один или несколько изготовителей надстроек на данное шасси;

— поставщики различных компонентов, составляющих надстройку (надстройки), а именно, изготовители сменных кузовов, подъемных и погрузочно-разгрузочных устройств, самосвального оборудования.

Положения настоящего стандарта являются рекомендуемыми для всех ведомств, организаций и предприятий Российской Федерации независимо от формы собственности, осуществляющих проектирование и производство грузовых автомобилей, их шасси, а также надстроек, предназначенных для установки на эти шасси.

2 Нормативные ссылки

В настоящем стандарте использованы нормативные ссылки на следующие стандарты:

ГОСТ Р ИСО 10303 (Комплекс стандартов) Системы автоматизации производства и их интеграция. Представление данных об изделии и обмен этими данными

ГОСТ Р 51980-2002 Транспортные средства. Маркировка. Общие технические требования

ГОСТ Р 52051-2003 Механические транспортные средства и прицепы. Классификация и определения

ГОСТ Р 52389-2005 Транспортные средства колесные. Массы и размеры. Технические требования и методы испытаний

ГОСТ Р 52851-2007 (ИСО 21308-2:2006) Автомобили грузовые. Обмен данными между изготовителем шасси и кузовов (платформ). Размеры шасси, необходимые для проектирования кузовов (платформ). Условные обозначения

Примечание — При пользовании настоящим стандартом целесообразно проверить действие ссылочных стандартов на официальном сайте Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии в сети Интернет или по ежегодно издаваемому информационному указателю «Национальные стандарты», который опубликован по состоянию на 1 января текущего года, и по соответствующим ежемесячно издаваемым информационным указателям, опубликованным в текущем году. Если ссылочный стандарт заменен (изменен), то при пользовании настоящим стандартом следует руководствоваться заменяющим (измененным) стандартом. Если ссылочный стандарт отменен без замены, то положение, в котором дана ссылка на него, применяется в части, не затрагивающей эту ссылку.

3 Термины и определения

В настоящем стандарте применены следующие термины с соответствующими определениями:

3.1 ВЕР*-код (BEP-code): Условное обозначение определенного параметра грузового автомобиля, облегчающее обмен информацией между изготовителями шасси и надстройки и обеспечивающее однозначное понимание передаваемой информации.
_______________
* Bodywork Exchange Parameter.

3.2 разрешенная максимальная масса транспортного средства: Максимальная масса транспортного средства (ТС), допущенного к эксплуатации официальным органом, в соответствии с ограничениями, установленными этим органом.

3.3 технически допустимая максимальная масса транспортного средства: Максимальная масса транспортного средства, обусловленная его конструкцией и заданными характеристиками, установленными изготовителем (см. ГОСТ Р 52389 ).

4 Система кодирования

4.1 Общие положения

Каждому элементу информации, приведенному в настоящем стандарте, соответствует код, составленный из частей, определяемых ниже.

4.2 ВЕР -код

Аббревиатуру » ВЕР «, за которой следует дефис «-«, следует использовать для избежания смешивания с другими системами кодирования.

4.3 Типы элементов информации

Типы элементов информации, входящие в ВЕР -коды, обозначаются следующими прописными буквами:

G — общие данные;

М — параметры масс (данные, относящиеся к массам ТС);

А — элементы административной информации.

В случае необходимости идентификации элементов информации, относящихся к правой или левой стороне шасси, к ВЕР -коду должен быть добавлен индекс R или L, соответственно.

Примечание — Правую и левую стороны определяют относительно продольной плоскости симметрии шасси по направлению движения.

4.4 Нумерация

Каждому элементу информации присваивают уникальный ВЕР -код, состоящий из буквы, обозначающей тип элемента информации (см. 4.3), и трехзначного порядкового номера (001, 002, 003 и т.д.).

Коды элементов информации для повторяющихся элементов одного вида на одном ТС, например осей, поперечин, элементов, установленных на раме, и т.п., различают за счет добавления к основному номеру последовательных дополнительных номеров » «, начиная с «1», в направлении от передней части автомобиля к задней. Дополнительный номер отделяют от основного номера точкой.

Для конкретного объекта, установленного на раме, один и тот же дополнительный номер » » должен использоваться как для кодов общей информации (общих данных, параметров масс и элементов административной информации об объекте), так и для кодов размеров этого объекта.

Читать еще:  Присадки в двигатель самая хорошая

Пример — Код «BEP-G060.4» должен содержать общие данные о топливном баке в случае, если они относятся к объекту с дополнительным порядковым номером «.4» (см. ГОСТ Р 52851 ) . Это требование применяют и в том случае, когда оно относится только к одному объекту.

В ГОСТ Р 52851 учитывают также возможность специального кодирования конкретного объекта. Например, для топливного бака используют прописную букву «F».

Если применение описанного выше метода построения кода невозможно, должны быть приведены сведения о взаимосвязи между кодом общей информации о конкретном объекте и его размерными кодами.

4.5 Наименования кодов и их описание

В таблицах 1, 2 и 3 раздела 5 приведены наименования всех ВЕР -кодов, регламентируемых настоящим стандартом, их описание и сведения по ограничению их применения.

4.6 Обозначение приоритета (значимости)

В графе «Приоритет» указывают приоритет (значимость) соответствующего элемента информации:

А — определяющий;

В — обычный.

4.7 Обозначение условия нагрузки

В графе «Условия нагрузки» указывают режим нагрузки шасси, при котором определяется соответствующий размер:

1 — отсутствие нагрузки;

2 — полная нагрузка — нагрузка, создаваемая технически допустимой максимальной массой ТС (см. 3.3).

4.8 Обозначение вида документа

В графе «Вид документа» указывают вид документа, в котором может быть указан данный элемент информации:

2D — двумерный чертеж;

3D — трехмерная модель;

TD — лист технических данных.

Примечание — Незаполненная ячейка графы означает, что рекомендация относительно вида документа, в котором может быть применен элемент информации, отсутствует, и элемент информации может быть использован в документе любого вида. Прочерк «-» означает, что размер не может быть применен ни в одном из видов документов, перечисленных выше.

5 Наименования основных кодов и их описание

5.1 Общие данные

Информация в таблице 1 должна быть дополнена там, где это возможно, информацией для изготовителей надстроек, предоставляемой изготовителями шасси. Поскольку предоставление полной информации к началу работ невозможно, в процессе работы могут быть предоставлены дополнительные коды.

Таблица 1 — Общие данные

Наименование элемента информации

Описание элемента информации

Тип транспортного средства

Тип ТС, указывающий на его назначение.

Пример — Автомобиль со съемным кузовом, автобетоносмеситель, автокран, автомобиль для перевозки легковых автомобилей, автомобиль с разборным кузовом

Торговая марка и модель транспортного средства

Торговая марка (бренд), обозначение модели, год выпуска

Информация о шасси транспортного средства

Основные характеристики шасси, предоставленные изготовителем.

Пример — Длина, высота и т.п.

Описание типа рамы, применяемой изготовителем

Описание типа кабины, применяемой изготовителем

Торговая марка (бренд), описание модели, год выпуска

Сведения об общем числе колес, числе ведущих колес, числе управляемых колес в соответствии с условными обозначениями изготовителя.

Пример — Формула 6х2/4 может обозначать, что ТС имеет всего 6 колес, из которых 2 — ведущие и 4 — управляемые

Примечание — См. также приложение А

Информация об оси

Пример — Ведущая ось, управляемая ось или ось, сочетающая эти характеристики, включая тележки или сближенные оси

Описание -й оси, предоставленное изготовителем

Колесная формула 4х2 что значит

КОЛЕСНАЯ ФОРМУЛА — см. Осевая формула. Технический железнодорожный словарь. М.: Государственное транспортное железнодорожное издательство. Н. Н. Васильев, О. Н. Исаакян, Н. О. Рогинский, Я. Б. Смолянский, В. А. Сокович, Т. С. Хачатуров. 1941 … Технический железнодорожный словарь

Колесная формула — условная характеристика ходовой части автомобиля, в которой первая цифра соответствует общему числу колес, а вторая числу ведущих. Источник: Методические рекомендации по проведению независимой технической экспертизы транспортного средства при… … Официальная терминология

Колесная формула — Колёсная формула обозначение общего числа колёс транспортного средства и числа ведущих колёс двумя числами: [общее число колёс]×[число ведущих колёс]. Например, колёсная формула 6×4 означает, что автомобиль имеет 6 колёс, 4 из которых ведущие… … Википедия

Колесная формула — условная характеристика 1) ходовой части автомобиля, в которой первая цифра соответствует общему числу колес, а вторая числу ведущих; 2) ходовой части локомотива, называется также осевой формулой … Автомобильный словарь

Формула-Россия — Формула Россия чемпионат России в классе автомобилей с открытыми колёсами. Является аналогом европейской молодёжной серии Формула Abarth. В 2012 году проходил совместно с Russian Racing Championship. Основная задача проекта –… … Википедия

ОСЕВАЯ ФОРМУЛА — см. в ст. Колесная формула … Большой энциклопедический политехнический словарь

Бронеавтомобили — Оснащение русской армии бронеавтомобилями началось сразу после развязывания первой мировой войны. Теоретические основы применения этого вида оружия были разработаны в довоенный период полковником А. Добржанским и подполковником в… … Энциклопедия техники

Magirus-Deutz 232 D 19 — Magirus Deutz 232 D 19 … Википедия

Magirus 232 D 19 — Magirus Deutz 232 D 19 … Википедия

SLT 50-3 Elefant — SLT Elefant в германской армии FAUN SLT (SCHWERLASTTRANSPORTER) 50 3 Elefant тяжелый танковый транспортёр. Используется в настоящее время в немецкой армии. Первые тягачи были поставлена в апреле 1976. 324 SLT 50 были построены до 1979 года … Википедия

Колесная формула автомобиля содержит два показателя – общее число колес и количество ведущих. Значительно реже формулу могут дополнять наклонная черта или точка. Рассмотрим каждый вариант подробно с примерами.

Распространенная формула

Если говорить о колесной формуле легковых автомобилей, обычно это 4х2 или 4х4. Первое число обозначает общее количество колес, а второе говорит о количестве ведущих. Следовательно, 4х2 (четыре на два) – автомобиль имеет 4 колеса, 2 из них ведущие. У полноприводных оба числа будут одинаковыми (4х4, 8х8, 16х16).

В интернете можно встретить записи вида 2х4 (два на четыре), с формулировкой, что для переднего привода сначала указывают ведущие колеса. Чтобы проверить эту теорию, перед публикацией статьи мы посетили официальные сайты отечественных и зарубежных автопроизводителей. Подтверждений не нашлось, у всех в технических характеристиках первым идет количество колес.

Отсюда простой вывод: колесной формулы переднего привода нет, она одна для всех.

Формула с косой чертой

У грузовых автомобилей, после второго показателя (количества ведущих колес) может присутствовать еще один, отделенный от основной формулы косой чертой. Например, грузовик повышенной проходимости Урал-5323, имеет колесную формулу 8х8/4. Это значит все 8 колес ведущие, а цифра 4 говорит о том, что половина из них управляемые.

Важно помнить, что даже если на полуоси находится 2 колеса, в формуле они указываются как одно. Поэтому по первому показателю легко узнать количество осей транспортного средства:

  • 8 – четырехосные;
  • 6 – трехосные;
  • 4 – двухосные.

Формула с точкой

Часто в формуле для грузовиков и автобусов встречается точка, после которой стоят цифры 1 или 2. По записи подобного вида можно определить ошиновку ведущего моста. Цифра 2 говорит о двухскатной ошиновке (2 колеса на полуось). Если стоит 1 – все мосты односкатные.

Название пошло от старого обозначения колес – скаты.

Специально для автобусов Икарус (в простонародье «гармошки»), в колесную формулу добавили четвертую цифру, также отделенную точкой. Она характеризует ошиновку прицепной части автобуса. Возможные вариации: 1 и 2.

Другая техника

Трактора

Формула для тракторов имеет свои особенности. Нередко встречаются варианты 4к2, 4к2а, 4к4б. Как и в случае с автомобилями, первая цифра указывает на количество колес, вторая на ведущие. Литера А после цифры сообщает о меньшем диаметре передней колесной пары, Б о равных диаметрах передних и задних колес.

Читать еще:  Особенности аренды авто в испании

Автогрейдеры

Автогрейдер – прицепная или самоходная машина, предназначенная для перемещения и разравнивания сыпучих материалов, снега. В колесной формуле для автогрейдеров указывается количество осей. Возьмем запись типа АхБхВ, где:

  • А – число управляемых осей;
  • Б – количество ведущих осей;
  • В – общее количество.


Таким образом формула 1х2х2 читается как: полноприводный, двухосный грейдер с одной поворотной осью.

Таблицы

В таблицах вы найдете формулы самых распространенных транспортных средств. Два и более показателя через запятую, говорят о наличии у производителя различных модификаций.

  • Колёсная формула — условное обозначение общего числа колёс транспортного средства и числа ведущих колёс двумя числами:

× ,при этом спаренные колёса на одной полуоси учитываются как одно колесо. Например, колёсная формула 6 × 4 означает, что автомобиль имеет 6 колёс, 4 из которых ведущие (например, ЗИС-6). Автомобиль, обладающий полным приводом, имеет колёсную формулу, где оба числа одинаковы (4 × 4, 6 × 6, 8 × 8, 10 × 10 и т. д.). Для многоосных автомобилей в колёсной формуле иногда указывают количество управляемых колёс, способных к повороту (например, 16 × 16 / 12). В этом случае третья цифра отделяется косой чертой.

В том случае, если третья цифра 2 или 1 и отделена от второй цифры точкой, то она указывает на тип ошиновки ведущей оси. Если используется цифра 2, значит ведущая задняя ось (оси, тележка) имеет двухскатную ошиновку, а цифра 1 указывает, что все колеса односкатные, таким образом, для двухосных грузовых автомобилей и автобусов применяются формулы 4х2.1, 4х2.2 (например, автомобиль ГАЗ-3307, автобус ЛиАЗ-677), 4х2.1, 4х4.2 (автобус ПАЗ-3206), 4х4.1 (УАЗ-2206, ГАЗ-66-11). Для трехосных автомобилей применяются формулы 6х4.2 (например, МАЗ-64226), 6х4.1, 6х6.2 (лесовоз КрАЗ-643701), 6х6.1 (КамАЗ-43101), 6х2.2 (тягач «Мерседес-Бенц-2235»). Для четырехосных — 8х4.2, 8х4.1, 8х8.2, 8х8.1 (МАЗ-537).Для сочлененных автобусов в формулу введена четвёртая цифра 1 или 2, отделенная от третьей цифры точкой. Цифра 1 указывает на то, что ось прицепной части автобуса имеет односкатную ошиновку, а цифра 2 – имеет место двухскатная ошиновка. Таким образом, для сочлененных автобусов применяются формулы 6х2.2.1 (“Икарус-280.64”) и 6х2.2.2 (“Икарус-283.00”).Также колёсной формулой называют осевую формулу локомотива.

Связанные понятия

Пояснения относительно предназначения различных видов осей даны в статье Осевая формула паровоза.Осевая формула тепловоза и электровоза — условное описание основных параметров экипажной части локомотива, описывающее количество, размещение и назначение осей.

Упоминания в литературе

Связанные понятия (продолжение)

Monster Truck — автомобиль, как правило, стилизованный под пикап, измененный или специально построенный с очень большими колесами, подвеской с большим ходом и очень мощным двигателем. Такие автомобили создаются для участия в специальных соревнованиях — «Monster jam»-ах, включающих гонки по бездорожью, автотриал, прыжки через препятствия (обычно их сооружают из кузовов старых автомобилей) и различные акробатические номера. Не следует путать монстр-трак с колёсным снегоболотоходом, который, несмотря.

Петербуржцы Александр Галкин и Андрей Кудрявцев создали ряд оригинальных веломобилей с высокими техническими характеристиками в конце 1980-х гг. Творческий тандем вошёл в историю советского и российского веломобилестроения, как создатель высококлассных веломобилей «Круиз», «Кроха», «Скумбрия», «Дельфин», «Дельфин-2» и «Дельфин-3».

Тáрга — тип автомобильного кузова легкового автомобиля, разновидность спортивного 2-местного родстера с жёстко закреплённым лобовым стеклом, дугой безопасности сзади сидений, съёмной крышей и задним стеклом.

Колесная арифметика

КОЛЕСНАЯ АРИФМЕТИКА

В НЕЙ ЛИШЬ ОДНО ДЕЙСТВИЕ — «УМНОЖЕНИЕ»:

ОБЩЕГО ЧИСЛА КОЛЕС НА ВЕДУЩИЕ

ТЕКСТ / АЛЕКСЕЙ ВОРОБЬЕВ-ОБУХОВ

РИСУНОК / АЛЕКСАНДР КРАСНОВ

К ВЕДУЩИМ КОЛЕСАМ

Ныне трудно представить, что когда-то предлагались автомобили с колесной формулой. 4х0 — авторы идеи почему-то считали, что только вращением колес экипаж с места не стронуть! Вот и приделали к специальным шатунам ноги-грунтозацепы, которые «шагали» по дороге.

Конструкторы минувших времен прошли также варианты 3х1, 3х2, пока, наконец, не остановились на привычной всем нам формуле 4х2. То есть из четырех колес автомобиля два — ведущие.

Сегодня такая схема немыслима без дифференциала, позволяющего правому и левому ведущим колесам вращаться с разной скоростью, что совершенно необходимо для прохождения поворотов. Но обычный симметричный дифференциал, разделяя крутящий момент поровну между полуосями, превращает колесную формулу в 4х1, стоит только одному из колес попасть на скользкую поверхность. Вот если бы создать на буксующем колесе сопротивление, притормозить его отдельно, тогда на второе колесо пойдет больший момент и оно, возможно, вытащит машину из беды. Но. обычные тормоза действуют строго симметрично. Другое дело, если автомобиль оснащен электронной противобуксовочной системой с индивидуальными датчиками вращения колес и распределителем тормозного усилия. Умные тормоза способны «обмануть» простоватый дифференциал!

Подобного эффекта можно добиться и механическими средствами, применив вместо обычного дифференциала так называемый кулачковый повышенного трения, который не допустит полной остановки одного из ведущих колес. Есть вариант попроще для конструкторов, но посложнее для водителей — обычный симметричный дифференциал. Его можно заблокировать принудительно. В соревновании механических и электронных устройств победа — за последними. Они надежнее, точнее и. проще!

Поскольку в массе своей автомобили чаще имели задние ведущие колеса, первой получила распространение полноприводная схема с подключаемым передним мостом. Трансмиссия усложнялась вначале лишь ради повышения внедорожных качеств, поэтому о межосевом дифференциале еще не думали (в грязи и на снегу небольшая пробуксовка просто незаметна). В итоге родилась схема популярного до сих пор «козла». И не надо думать, что она осталась лишь на «полуармейских» вездеходах. Так устроены, например, и вполне цивильные «КИА-Спортидж», » Сузуки Джимни Кросс Кантри». Если автомобиль изначально проектировался как переднеприводный, то не исключен и вариант с подключаемым задним мостом: таков, например, ЛуАЗ.

Как правило, в этих вседорожниках полный привод в раздаточной коробке можно подключить прямо на ходу, остальное сделают автоматические муфты на колесах. Конструкторы » Сузуки Джимни» обошлись вообще без обгонных муфт, отключая передние колеса «у основания» их приводов. В УАЗах еще остались муфты с ручным включением, требующие обязательной экипировки водителя болотными сапогами. Вообще говоря, эти муфты если и нужны, то лишь для автомобилей, проводящих большую часть жизни на шоссе: благодаря им приводы отключенных от двигателя (но не от дороги!) колес не вращаются зазря и, стало быть, не изнашиваются. Ну, и расход топлива чуть уменьшается. Кстати, авторы ЛуАЗа, предназначенного в первую очередь для сельской глубинки, создавая свой вездеход, никаких муфт не ставили, не забыв, однако, о колесных редукторах, увеличивающих дорожный просвет малютки.

Из-за отсутствия межосевого дифференциала включать такой полный привод стоит только на бездорожье, причем ненадолго, и двигаться не быстрее 60 км/ч. Компенсацией за неудобства владельцу служат лучшие внедорожные качества «проходимца».

Было бы странно, если бы Россия с ее немереными направлениями не сказала своего слова в области полного привода. И она его. «прокричала» на весь мир! Речь идет об известной всем «Ниве», открывшей новый класс автомобилей, называемый сегодня SUV (в вольном переводе — «для активного отдыха»). Вообще-то изначально ставилась задача обеспечить комфортабельным ВСЕдорожным транспортным средством тружеников села, до которых народные «жигули» физически не могли добраться, особенно по весне или осени. А поскольку конструкторам надо было обойтись легковыми ведущими мостами, не способными выдержать возросший крутящий момент, они избрали экзотическую для той поры схему: постоянный полный привод с межосевым симметричным дифференциалом. Получившийся автомобиль удивил всю мировую автообщественность: оказалось, возможно сделать машину, хорошо управляемую и достаточно скоростную на шоссе и в то же время способную преодолевать настоящее бездорожье. (Тут помогали принудительная блокировка межосевого дифференциала и понижающая передача в «раздатке»). Именно «Нива» вызвала к жизни столь многочисленные нынче «паркетные джипы», большинству которых до ее проходимости — как до Луны.

Читать еще:  Столярные соединения деталей из древесины

НА БЕЗДОРОЖЬЕ ХОРОШО И НА АСФАЛЬТЕ — ЛУЧШЕ!

Полный привод благотворно сказывается на управляемости автомобиля — если, конечно, обеспечить более-менее гибкое распределение крутящего момента между осями. Да и для разгона до «сотни» за считанные секунды силы сцепления лишь пары колес может не хватить. Поэтому по формуле 4х4 «рассчитали» и дорожные машины.

Межосевой дифференциал стал несимметричным (то есть с заданным или даже регулируемым коэффициентом распределения момента по осям) и занял место в шоссейных полноприводниках — например, «Субару» и «Порше-Каррера 4». В последнем момент между осями распределяет вискомуфта — набор ведущих и ведомых дисков в картере, заполненном силиконовой «смазкой». Чем больше разница в скорости вращения этих пакетов, тем больший момент передается от ведущего к ведомому с помощью вязкого трения: здесь — до 40% тяги для передних колес. У » Subaru Legacy Outback/»>Субару Легаси Аутбек» оригинальная схема с межосевым дифференциалом и параллельно включенной вискомуфтой вместо механической блокировки. Благодаря ей отпадает необходимость что-либо переключать вручную, разве что в самом тяжелом случае воспользоваться понижающей (1,2:1) передачей.

К сожалению, придумать одну какую-нибудь, лучшую во всех отношениях схему невозможно. За новые достоинства приходится платить недостатками. Вот, например, два полноприводных «Гольфа»: «Синкро» и «Фирмоушн» (4MOTION, «Фир» по-немецки четыре). Первый из них, с вискомуфтой не относится к популярным моделям — дороговат. Его трансмиссия ведет себя до некоторой степени «по-умному», позволяя заданным образом распределять моменты на ведущие оси и тем самым изменять поведение автомобиля на трассе. Сложности возникают при сопряжении такой системы с АБС (приходится добавлять обгонные муфты в ступицах), на скользкой дороге автомобиль проявляет выраженную недостаточную поворачиваемость, а момента, передаваемого на заднюю ось, иногда не хватает.

ХОРОШО ЗАБЫТОЕ СТАРОЕ

Недавняя серийная новинка — «Гольф-Фирмоушн» с автоматическим межосевым сцеплением. Лет пять назад разработчики обратили внимание на пластинчатое сцепление шведской фирмы «Халдекс». Его основа — пакет металлических дисков, вращающихся в масляной ванне (подобно тому, как делалось, в частности, на американских машинах еще в 30-е годы). При сжатии в осевом направлении сила трения в нем пропорционально возрастает. Такое сцепление может работать с буксованием сколь угодно долго, в отличие от сухого дискового. Оставалось «лишь» написать программу управления узлом применительно к конкретному автомобилю, и новый полный привод получил путевку в жизнь.

В «Гольфе» пластинчатое сцепление установлено на редукторе заднего моста, там, где раньше была вискомуфта. Ведущие диски соединены с карданным валом, ведомые — с главной передачей. Два роторно-поршневых гидронасоса, которые обеспечивают необходимое усилие сжатия пакета дисков, управляются специальным компьютером. Сюда стекаются сигналы от колесных датчиков, противобуксовочной системы, тормозов, педали газа, тахометра. Быстродействие чрезвычайно велико: сцепление срабатывает, пока колеса проворачиваются всего на 45° — восьмую часть оборота! Передаваемый на заднюю ось момент может бесступенчато изменяться от 0 до. 100%!

Как ведет себя «Гольф-Фирмоушн» на трассе? В нормальном режиме — нейтральная или легкая недостаточная поворачиваемость, при форсированном разгоне — избыточная. Даже разворот на 180° при затянутом ручном тормозе — совершенно невозможный маневр при наличии вискомуфты — здесь не представляет проблем. Лишь бы скорость не превышала 70 км/ч.

Ну, а если какие-то датчики откажут? Тогда компьютер перейдет на специальную аварийную программу и автомобиль превратится в переднеприводный.

Подобная схема трансмиссии все чаще встречается на шоссейных полноприводных машинах, так что «Гольф» выбран нами просто в качестве примера — далеко не единственного. Не останется в забвении и вискомуфта — если заполнить ее магнитоуправляемой жидкостью, она вполне сможет составить конкуренцию.

ТОРМОЗИТЬ, ЧТОБЫ. РАЗОГНАТЬСЯ

Мы упоминали о благотворном влиянии на проходимость независимого подтормаживания буксующего колеса. Странно, если бы в век электроники, давно уже управляющей работой тормозов, разработчики не оценили бы столь простую с точки зрения механики альтернативу блокировке дифференциала. Ее реализовали, в частности, на «Ленд-Ровере Дискавери» и «Мерседес-Бенце-ML» с их мощными двигателями. Оно и понятно: чтобы заставить крутиться останавливающееся колесо, энергия буксующего «напарника» переводится тормозами в тепло. Стало быть, на движение автомобиля остается меньше мощности.

В результате машина взбирается по заснеженному склону верно, но. медленно, причем водителю приходится изрядно давить на газ. Не случайно в трансмиссии есть демультипликатор 1,21:1 (а у более слабого ML230 даже 2,64:1)! Кстати, подтормаживанием «балуются» и шоссейные полноприводники «Порше», » Ауди ТТ Кваттро».

Сочетание трансмиссии а-ля «Гольф Фирмоушн» с электронной «блокировкой» межколесных дифференциалов путем индивидуального подтормаживания колес считается сегодня наиболее перспективным.

А ЕСЛИ КОЛЕС БОЛЬШЕ?

Грузовые автомобили с колесной формулой 6х6 обладают завидной проходимостью, но — какой ценой! Чтобы полностью реализовать возможности трансмиссии и нормально двигаться по дороге, трехосной машине нужны пять дифференциалов, желательно самоблокирующихся или хотя бы с принудительной блокировкой, а еще хорошо бы вовсе отключать пару мостов, когда они не нужны. Представьте себе количество «лишних» кнопок и рычагов.

Автоматическое управление трансмиссией (ADM — Automatic Drive-train Management), разработанное в технологическом центре фирмы «Штайр», обещает фурор на рынке тяжелых внедорожников. Пока оно проходит обкатку на пожарных автомобилях «ИВЕКО-Магирус». Автоматика не только включает при необходимости передний мост, но и блокирует межосевой и три межколесных дифференциала. Причем делает это не по жесткой программе, последовательно вводя все больше блокировок, а по командам компьютера, получающего информацию о пробуксовке каждого колеса. При этом учитываются траектория движения автомобиля (едет ли он по прямой или поворачивает), необходимость резкого ускорения, если водитель нажал на газ до упора, коэффициент сцепления с дорогой каждой шины. Как только дорожные условия улучшаются, блокировки и полный привод «сами собой» отключаются. На испытаниях вся система работала настолько хорошо, как будто за рулем сидел ас триала! А ведь на самом деле у водителя не было ни одного дополнительного рычага или кнопочки. В сочетании с автоматической коробкой передач шоферу остаются только две педали да баранка. А с ними справится даже новичок, что особенно важно для армии и служб спасения.

Итак, автоматика и электроника постепенно вытесняют из автомобиля не только педали и рычаг коробки передач, но и дополнительные органы управления сложной полноприводной трансмиссией. Наверное, так и должно быть. Но все-таки очень хочется верить, что в каком-то, пусть хитром, уникальном, случае профессионал вождения по пересеченной местности сможет заткнуть за пояс этот «компьютер на колесах».

Все начиналось «с нуля»: паровик Гордона с формулой 4х0 начала XIX века.

СХЕМЫ ТРАНСМИССИЙ ПОЛНОПРИВОДНЫХ АВТОМОБИЛЕЙ

«Нива», «Надежда», «Ода 4х4», «Газель 4х4». *

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector
×
×