0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Плата за загрязнение окружающей среды

Плата за загрязнение окружающей среды

Экологический сбор и плата за загрязнение окружающей среды — в чем разница?

Чтобы компенсировать негативное воздействие на окружающую среду, для компаний и предпринимателей ввели два вида платежей: экологический сбор и плата за загрязнение окружающей среды.

1) Экологический сбор — это неналоговый платеж, который установлен ст.24.5 Закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ (письмо Минфина от 13.04.2015 № 03-02-07/1/20823).

Этот сбор обязаны платить производители, а также импортеры товаров, которые после утраты ими своих потребительских свойств нужно утилизировать. С 2018г введен перечень таких товаров, утвержденный распоряжением Правительства от 28.12.2017 № 2970-р. Если товара в этом перечне нет, платить сбор не нужно.

От уплаты сбора освобождены производители и импортеры, которые самостоятельно обеспечивают утилизацию отходов.

Правила взимания экологического сбора (порядок его исчисления, срок уплаты, порядок взыскания, зачета, возврата и т.п.) утверждены постановлением Правительства от 08.10.2015 № 1073. В соответствии с этими правилами экологический сбор за 2017г нужно заплатить до 15 апреля 2018г.

Сумму сбора рассчитывают по формуле:

ЭС = Ставка ЭС х М х Ну

ЭС — экологический сбор

М — масса готового товара или количество единиц, подлежащего утилизации готового товара, выпущенного на территории РФ

Ну — норматив утилизации, выраженный в относительных единицах

Излишне уплаченный сбор можно вернуть или зачесть (формы заявлений утверждены приказом Росприроднадзора от 22.08.2016 № 489).
Компании вправе провести сверку расчетов по экологическому сбору. Для этого нужно подать заявление в территориальное отделение Росприроднадзора.

Если компания одновременно является и импортером и производителем товаров, подлежащих утилизации, то она должна перечислять экологический сбор по платежным реквизитам центрального аппарата Росприроднадзора (образца платежек можно найти на сайте ведомства).

Ставки экологического сбора для каждой группы товаров утверждены постановлением Правительства от 09.04.2016 № 284. Нормативы утилизации отходов от использования товаров на 2018-2020гг утверждены распоряжением Правительства от 28.12.2017 № 2971-р.

Расчет составляется по форме, утвержденной приказом Росприроднадзора от 22.08.2016 № 488. Сдается в срок, который установлен для уплаты экологического сбора (за 2017г — до 15 апреля 2018г.)

Пример расчета экологического сбора

Компания «Ромашка» в 2017г импортировала 3 тонны папок с бумагой и 2 тонны картона для письма.

Указанные товары включены в группу 12 «Принадлежности канцелярские бумажные» перечня, утвержденного распоряжением Правительства от 24.09.2015 № 1886-р. Утилизацию «Ромашка» не обеспечивает.

Для товаров этой группы постановлением Правительства от 09.04.2016 № 284 установлена ставка
экологического сбора в размере 2378 руб за тонну.

Норматив утилизации на 2017г для такого товара установлен распоряжением Правительства от 04.12.2015 № 2491-р в размере 10%.

Расчет экологического сбора:

2378 руб х 3т х 10% = 713,40 руб

2378 руб х 2т х 10% = 475,60 руб

Итого: 713,40 + 475,60 = 1189 руб

2) Платеж за загрязнение окружающей среды платят компании, которые используют в работе объекты, негативно влияющие на окружающую среду (здания, сооружения и другое имущество, которое является источником выбросов в атмосферу и сбросов в водные объекты. Например, котельная).

Читать еще:  Соболь некст 4х4 2020 года новая модель

За выбросы таких объектов нужно платить. А за выхлопные газы автотранспорта перечислять плату не нужно.

Плата за загрязнение окружающей среды и экологический сбор — это два разных платежа.
Перечислять плату за загрязнение окружающей среды обязательно, независимо от системы налогообложения. Это также неналоговый платеж.

Предприниматели и бизнесмены- иностранцы не являются исключением: гони также платят этот платеж.

Кроме этого, обязанность вносить плату за загрязнение окружающей среды не зависит от права собственности на источник негативного воздействия. Оплаты должны перечислять те, кто фактически эксплуатирует такой объект (например, арендаторы, получившие такой объект в пользование и др.).

При вывозе офисного мусора платить за загрязнение не нужно. Если компания или ИП, у которых образуются твердые коммунальные отходы и которые заключили договор о вывозе таких отходов с региональным оператором, не должны вносить плату за загрязнение окружающей среды.

Компании и ИП освобождаются от платы за загрязнение окружающей среды, если ведут деятельность только на объектах IV категории опасности. К ним относят объекты, на которых:

Плата за загрязнение окружающей среды: базовые нормативы и ставки

Плата за загрязнение окружающей среды является вынужденной мерой. Она взымается с юридических и физических лиц, начиная с 10 января 2002 года в соответствии со статьёй 16 закона «Об охране окружающей среды» ФЗ-№7. Финансовые отчисления за загрязнение биосферы обязаны производить все отечественные и иностранные владельцы предприятий, а также учреждения и организации, находящиеся на территории Российской Федерации и связанные с использованием природной среды.

Внесение средств производится на реквизиты отделения Федеральной службы по надзору в сфере природопользования, или Росприроднадзора, в котором зарегистрировано предприятие, являющееся источником производственных выбросов.

Данным федеральным органом регулируется порядок соблюдения требований закона. Именно Росприроднадзор уполномочен Правительством России контролировать своевременное внесение платы за загрязнение.

Что понимают под платой за воздействие на окружающую среду в 2019 году?

Определение базовых ставок платежа за загрязнение окружающей среды развёрнуто в двух постановлениях Правительства РФ — №632 от 28.08.1992 (с поправками от 12.02.2003) и №344 от 12.06.2003 года. Норма платы за загрязнение выражается в рублях за тонну выброса. Для веществ, загрязняющих атмосферу, предусмотрено 214 позиций, для водных загрязнителей — 198.

В 2019 году установлены базовые нормативы платы за загрязнение окружающей среды, соответствующие нормам, утверждённым в Постановлении Правительства Российской Федерации №913 от 13 сентября 2016 года (с учётом редакции от 29 февраля 2018).

В современной редакции закона виды платы за загрязнение природной среды это плата за выбросы и хранение вредных веществ в пределах:

  • не выше уровня, допустимого установленной нормой на постоянной основе;
  • не более лимитов, согласованных временно.

В отдельных климатически комфортных и культурно значимых регионах, а также бассейнах некоторых озёр и рек к федеральным нормативам вводятся дифференцирующие коэффициенты. Их величина определяется региональными органами администрации.

Базовая ставка оплаты устанавливается для каждой химической составляющей отходов. При этом учитывается вред, который она может нанести экологии и здоровью людей, проживающих в данной местности.

Кто должен платить за загрязнение окружающей среды?

Сбор экологического налога всегда осуществляется по принципу — платит загрязнитель, независимо от того юридическое он или физическое лицо. Каждый предприниматель, в чьей собственности имеется предприятие, в той или иной степени загрязняющее окружающую среду, должен вносить регулярные взносы, согласованные с Росприроднадзором.

Читать еще:  Новый suzuki jimny сузуки джимни 2020 года

Виновниками загрязнения окружающей среды согласно закону регулярно вносятся в казну региона:

  • ставки платы за выбросы загрязняющих веществ от стационарных источников (например, химических и металлургических предприятий);
  • плата за загрязнение атмосферного воздуха передвижными источниками;
  • денежная компенсация за отводы отходов вредного производства в подземные и открытые водоёмы;
  • плата за хранение веществ, отрицательно влияющих на экологию, на открытом воздухе;
  • платежи за размещение экологически опасных веществ в закрытых могильниках, расположенных на общественно полезных землях.

Исключительное положение в списке опасных предприятий занимают только производства, относящиеся к IV классу. Это объясняется их спецификой:

  • они не сбрасывают свои отходы в окружающую среду;
  • в составе отходов производства этих предприятий нет радиоактивных веществ, а также чрезвычайно опасных и опасных выбросов классов I и II.

Размер платы за загрязнение

В нормативах платы за загрязнение, утверждённых Правительством РФ в Постановлении №913 от 13 июня 2016 года, установлены тарифы по следующим источникам загрязнения в 2019 году:

  • стационарным объектам, создающим экологическую угрозу для атмосферы;
  • предприятиям, сбрасывающим отходы своего производства в водоёмы;
  • хранилищам отходов открытого и закрытого типа, несущим угрозу для природы и человека.

Тарифы для стационарных объектов, создающих экологическую угрозу для атмосферы:

Плата за экологический ущерб (руб/тонна)

Название атмосферного загрязнителя
NH3 (аммиак)144,4
НNO3 (азотная кислота)38,064
Hg (ртуть) и её соли18973,9
H2SO4 (серная кислота)45,4
Н2S (сероводород)5472968,7
C2OH12 (бензапирен)5472968,7

Всего позиций — 159.

Тарифы для предприятий, сбрасывающих отходы своего производства в водоёмы:

Название загрязнителяводоёмовПлатаза экологический ущерб

(руб/тонна)

Al (алюминий)17630,7
NH3 (аммиак)14105,6
C2OH12 (бензапирен)76495539
Ве (берилий)1983592,8

Всего позиций — 159.

Тарифы для хранилищ отходов открытого и закрытого типа, несущих угрозу для природы и человека:

Опасность отходовпроизводства (класс)

Плата за экологический ущерб (руб/тонна)I – чрезвычайно опасные4643,7II – высокоопасные1990,2III – умеренно опасные1327IV – малоопасные жидкие663,2V – неопасные1,1(в добывающей промышленности)VI – малоопасные твёрдые (в ЖКХ)95Всё прочее17,3

Предприятия, в чьём ведении находятся объекты не только IV класса опасности, но и относительно безвредные производства, должны рассчитать и перечислять в Росприроднадзор плату за загрязнение по каждому из своих объектов в отдельности.

Пример расчёта платежа за вредное воздействие

Материальной базой для расчёта платежа за загрязнение согласно «Закону об охране окружающей среды» №7-ФЗ (ст.16) являются:

  • атмосферные выбросы, исходящие со стационарных объектов;
  • сбросы отходов в водоёмы;
  • условия временного хранения и размещения отходов в могильниках.

При расчётах платы за загрязнение среды учитывают (ст.16.2):

  • нормативы по загрязнениям допустимого уровня;
  • нормы, разрешения на которые имеют временный характер;
  • лимиты на хранение отходов.

Вычисление ставки платы за выбросы загрязняющих веществ производится в три этапа:

  1. Показатели нормативов загрязнений умножаются на ставку, установленную для них.
  2. Показатели сверхнормативных выбросов также умножаются на соответствующую ставку.
  3. Оба результата складываются — в итоге удаётся вычислить искомую величину платежа.

Пример:

Норматив выброса загрязнений в атмосферу в квартал составляет 10 000 м3, ставка — 100 руб/м3. Всего за квартал предприятие должно выплатить 1 000 000 рублей

За то же время сверхнормативные выбросы составили 1000 м3. При той же ставке общая сумма составит 100 000 рублей.

Итого за квартал предприятие должно заплатить в Росприроднадзор 1 миллион 100 тысяч рублей.

Постановление №255 закона №7-ФЗ обязывает:

  • рассчитать плату за загрязнение окружающей среды с каждого источника загрязнения на предприятии;
  • расчёт объёмов выбросов и определение соответствия их нормативам возлагается на владельцев компаний;
  • индексация платы за загрязнение приводит к увеличению общей суммы выплат;
  • величина оплаты может быть снижена в случае уменьшения предприятием вредных выбросов, а также введением коэффициентов, стимулирующих природоохранные мероприятия.

Отчётность о деятельности предприятий в части уплаты НВОС

Все владельцы объектов, негативно влияющих на окружающую среду, независимо от того юридические они лица или частные предприниматели, должны ставить свои предприятия на госучёт, заключить договор и ежеквартально отчитываться перед территориальными органами Росприроднадзора.

Алгоритм отчётности выглядит следующим образом:

Уплачивается квартальный авансовый платёж, сумма которого составляет 25% оплаты за предшествовавший год. Крайний срок — 20 число месяца, наступающего по истечении квартала. Исключением являются только представители среднего и мелкого бизнеса. Они освобождены от авансовых выплат.

Декларация о годовом платеже за НВОС должна быть внесена не позднее 1 марта послеотчётного года (приказ Минприроды №3 от 9 января 2017).

Штрафы и санкции за нарушение правил уплаты

Платежи за загрязнение окружающей среды должны производится точно в срок, установленный законом. Просрочка влечёт за собой штраф (статья 8.5 КоАП Российской Федерации). Для юридических лиц он составляет от 20 000 до 80 000 рублей. Должностные лица обязаны будут выплатить от 3 000 до 6 000. Помимо этих санкций предусмотрены пени. Каждый день просрочки позволяет взимать с должника до 0,2% от общей суммы долга.

Платежи за загрязнение окружающей среды, поступающие в казну региона, позволяют местным органам власти поддерживать в своей местности здоровую экологическую обстановку и восстанавливать уже повреждённую природу. Юридические и физические лица, владеющие вредными производствами, должны понимать это и вносить в сохранение природы свой посильный вклад.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector
×
×