Продажи автомобилей в апреле
Продажи в апреле выросли почти на 18%
На российском авторынке продолжается рост. По данным Ассоциации европейского бизнеса (АЕБ), в апреле продажи автомобилей в РФ выросли на 17,6%. Почти все бренды из топ-10 показали двузначный рост. Как отмечают эксперты и участники рынка, на спрос заметно повлияло колебание курса рубля по отношению к валюте — покупатели резко активизировались после сообщения о возможном подорожании машин.
Объем продаж легковых автомобилей и LCV вырос в апреле в РФ на 17,6%, до 152,4 тыс. штук по сравнению с аналогичным периодом прошлого года, сообщила АЕБ (.pdf). С января по апрель было продано 545,3 тыс. автомобилей.
По словам председателя комитета автопроизводителей АЕБ Йорга Шрайбера, в апреле российский автомобильный рынок повторил двузначный рост объема продаж, характерный для прошлого года. Но непредвиденным фактором, который мотивировал покупателей, по мнению АЕБ, стало заметное ослабление рубля. С момента расширения санкций рубль подешевел по отношению к доллару США на 10%, а к евро — на 6%.
Почему в марте замедлились темпы роста продаж автомобилей
Лидером продаж остается АвтоВАЗ: в апреле спрос на автомобили вырос на 17%, до 30,7 тыс. машин. KIA и Hyundai нарастили продажи на 22% и 16%, до 19,6 тыс. и 15,9 тыс. штук соответственно. Лидером по процентному росту в апреле стала Honda, ее реализация увеличилась на 943%, до 490 машин. Volkswagen прибавил 23%, были проданы 8,9 тыс. автомобилей. Наименьший рост в первой десятке показал Renault — 3%, до 11,9 тыс. машин. В премиальном сегменте взрывной рост показал BMW — 86% за счет поддержки дистрибьютора и стимулирования им рынка, сообщил «Авилон». Продажи марки Jaguar и Land Rover выросли на 16%, а Jeep и Chrysler на 33%. Согласно прогнозу «Авилона», при сохранении текущих условий рост премиального сегмента по году установится в пределах 5%.
Директор дивизиона «Юго-восток» ГК «Автоспеццентр» Александр Зиновьев полагает, что помимо колебания курса покупки подстегнул выход на рынок в апреле большого количества новых моделей. На фоне новостей о возможном росте цен на автомобили спрос в апреле принял на себя часть майских продаж, поэтому в мае традиционное затишье на авторынке может быть более ощутимым, чем обычно. По итогам года можно прогнозировать рост продаж на 12–15%, считает господин Зиновьев.
Полина Хрестюхина, Яна Циноева
Когда спрос на машины вернется на докризисный уровень
На фоне «высокого потенциала» авторынка и продолжающейся господдержки EY считает, что автопродажи в России уже в 2021 году могут достичь уровня 2014 года — 2,5 млн машин. Но эксперты видят риски, связанные с макроэкономикой и госрегулированием, в частности с неопределенностью позиции государства по новому инвестрежиму. Прогноз EY оказался наиболее оптимистичным, другие эксперты говорят, что для такого бурного скачка спроса требуется более радикальный рост экономики и реальных доходов населения.
Авторынок России, итоги четырех месяцев: около нуля
Российский рынок новых автомобилей не в лучшей форме: динамика продаж колеблется вокруг нулевой отметки. В январе был небольшой рост, в феврале спрос упал, март снова ознаменовался прибавкой, но результат апреля, увы, отрицательный. По данным Ассоциации европейского бизнеса (АЕБ), в этом месяце продано 148 тысяч новых легковушек и легких коммерческих автомобилей — на 2,7% меньше, чем в апреле 2018 года. Накопительный результат четырех месяцев тоже минусовой: реализовано 540 тысяч машин вместо 545 тысяч годом ранее (спад на 1%).
Продажи новых автомобилей в России в 2016—2019 гг.
Из полусотни брендов, входящих в отчет АЕБ, только половина показывает рост продаж. А в десятке лидеров прибавка у семи игроков: к падающим маркам Renault (минус 7%) и ГАЗ (минус 1%) неожиданно присоединился Nissan (откат на 8%), который закончил первый квартал с семипроцентным ростом. Скорее всего, такое резкое изменение связано с особенностями аудита: финансовый год в Японии заканчивается 31 марта — и компании стараются добиться хороших показателей в итоговых отчетах. Также неожиданный спад в апреле показали Infiniti и Subaru.
В рейтинге моделей по итогам четырех месяцев лидирует Лада Гранта с ростом на 47% (до 41 тысячи машин). Отставание Весты (38 тысяч) понемногу увеличивается, хотя относительно прошлого года спрос вырос на 18%. А среди иномарок лучше всех по-прежнему расходится Kia Rio (31 тысяча).
Продажи легковых и легких коммерческих автомобилей в России в январе—апреле 2019 года (в сравнении с тем же периодом 2018-го)
Марка | 4 месяца 2019 г., шт. | 4 месяца 2018 г., шт. | Динамика |
---|---|---|---|
Лада | 114679 | 109826 | +4% |
Kia | 72801 | 71792 | +1% |
Hyundai | 56962 | 54861 | +4% |
Renault | 41892 | 45149 | –7 % |
Volkswagen | 33872 | 32319 | +5% |
Toyota | 30074 | 29361 | +2% |
Skoda | 25792 | 23222 | +11% |
Nissan | 21813 | 23704 | –8 % |
ГАЗ | 16855 | 17065 | –1 % |
Mitsubishi | 13756 | 13263 | +4% |
BMW | 13085 | 10937 | +20% |
Mercedes-Benz | 12882 | 14045 | –8 % |
Ford | 11481 | 17659 | –35 % |
УАЗ | 11179 | 10783 | +4% |
Mazda | 8830 | 9102 | –3 % |
Chevrolet | 7801 | 9838 | –21 % |
Datsun | 6900 | 6365 | +8% |
Lexus | 5842 | 7403 | –21% |
Audi | 4771 | 4813 | –1% |
Land Rover | 2645 | 2890 | –8% |
Geely | 2352 | 597 | +294% |
Volvo | 2259 | 1533 | +47% |
Subaru | 2137 | 2282 | –6% |
Haval | 2055 | 703 | +192% |
Lifan | 1853 | 4622 | –60 % |
Chery | 1796 | 1897 | –5% |
Suzuki | 1746 | 1372 | +27% |
Porsche | 1550 | 1185 | +31% |
Infiniti | 1402 | 1498 | –6% |
Peugeot | 1296 | 1933 | –33% |
Citroen | 929 | 1392 | –33% |
Mini | 791 | 670 | +18% |
Genesis | 779 | 346 | +125% |
Zotye | 756 | 737 | +3% |
Jeep | 680 | 422 | +61% |
Jaguar | 637 | 739 | –14% |
Honda | 621 | 1437 | –57% |
Dongfeng | 479 | 430 | +11% |
Changan | 342 | 421 | –19% |
FAW | 312 | 416 | –25% |
Fiat | 311 | 501 | –38% |
Cadillac | 282 | 305 | –8% |
Isuzu | 251 | 211 | +19% |
smart | 158 | 214 | –26% |
IVECO | 86 | 128 | –33 % |
Foton | 78 | 121 | –36 % |
Brilliance | 59 | 55 | +7% |
Chrysler | 17 | 24 | –29 % |
Hawtai | 16 | 12 | +33% |
SsangYong | 4 | 69 | –94 % |
Ravon | 4676 | — |
Топ-25 самых популярных автомобилей в России в январе—апреле 2019 года (в сравнении с тем же периодом 2018-го)
В апреле ждите скачка цен — автопроизводители предупреждают
Прошлый год был непростым, сложным будет и 2020-й, считают в Комитете автопроизводителей АЕБ, где подвели итоги продаж новых легковых и легких коммерческих автомобилей.
В 2019 году в России было продано 1,76 млн новых легковых и легких коммерческих автомобилей, что на 41 тыс. штук, или 2,3%, меньше, чем в 2018 году.
Да? Ну и пусть уходит
2019-й оказался более трудным, чем поначалу казалось, хотя спад продаж в первой половине года был ожидаем после увеличения НДС. Но если в начале года Ассоциация европейского бизнеса еще рассчитывала на восстановление рынка и годовой рост на 3,6%, то после июня прогноз пришлось скорректировать под «минус». Спрос оставался слабым весь год, несмотря на усилия дистрибьюторов и дилеров.
Ожидается, что рынок продолжит сжиматься, и в 2020 году его объем не превысит 1,72 млн штук (—2,1% к 2019-му).
Комитет автопроизводителей выразил беспокойство, что, с одной стороны, правительство ратует за развитие экспортного направления, а с другой — принимает меры по усилению нетарифной защиты рынка и созданию непрозрачных условий для локализованных производств. Продолжает расти финансовая и нефинансовая нагрузка на бизнес. С января повысился утилизационный сбор, что не только мешает приходу на рынок новых игроков, но и тормозит развитие локальных производств. Конечно, локальным производителям утильсбор частично компенсируют, но механизм компенсации тоже непрозрачен. Даже автоконцерны ничего не знают друг про друга, сколько и кто получает денег обратно, — это закрытая информация.
При этом конструктивного и прозрачного диалога с правительством не получается. Странно, на взгляд председателя Комитета автопроизводителей АЕБ Йорга Шрайбера, выглядит позиция руководства России, когда об уходе с рынка объявляет та или иная иностранная марка. Реакция приблизительно такая: «Да? Ну и пусть уходит». Кажется, что авторынок выпал из списка приоритетных направлений.
Коснулись на пресс-конференции и темы дальнейшего удорожания автомобилей. Йорг Шрайбер отметил, что уже несколько лет рост цен на них не достигает уровня инфляции. Сейчас она около 5%, автомобили подорожали в среднем на 2–3%.
Глобальных причин для дальнейшего удорожания пока нет, но есть причины навязанные, такие как утилизационный сбор, налоги. Он отметил, что сбор налогов работает в России «действительно хорошо». С учетом того, что до начала апреля будут реализовываться прошлогодние машины, серьезного повышения не ожидается, а вот с апреля скачок цен неминуем, хотя чрезмерным он не будет. В любом случае, в этом году снова потребуется активная господдержка спроса.
Лидеры продаж
Первое место по итогам года по-прежнему с большим отрывом у АВТОВАЗа — 362,4 тыс. штук, рост на 1%. На втором месте K ia с результатом 225,9 тыс. авто (-1%). Замыкает тройку лидеров Renault — компания продемонстрировала рост на 6%, до 145 тыс. штук.
В пятерке марок, показавших самую большую динамику по итогам года, оказались Haval (12 284 шт.; +282%), Geely (9602 шт.; +186%) и Changan (2805 шт.; 86%). А существеннее всего продажи сократились у Лифана (на 74%, до 3960 шт.), Форда (-57%; до 17 717 шт.) и Хонды (-64%, до 1836 шт.).
Последний месяц года ожидаемо показал небольшой рост продаж, на 2,3%, до 179 тыс. штук, что объяснимо: игроки рынка «закрывают год» и не исключены небольшие приписки, когда в итоги попала часть машин, которые будут проданы лишь в этом году. Однако общие продажи за 4-й квартал упали на 3% по сравнению с таким же периодом прошлого года.
И наконец, по итогам продаж прошлого года Россия заняла пятое место на рынке Европы, опередив Испанию (1,26 млн; —4,8%) и расположившись за Германией (3,61 млн; +5%), Великобританией (2,31 млн; —2,4%), Францией (2,21 млн; +1,9%) и Италией (1,91 млн; +0,3%).
ПРОДАЖИ НОВЫХ ЛЕГКОВЫХ И ЛЕГКИХ КОММЕРЧЕСКИХ АВТОМОБИЛЕЙ В РОССИИ ЗА ПЕРИОДЫ ДЕКАБРЬ 2019/2018 ГГ. И ЯНВАРЬ — ДЕКАБРЬ 2019/2018 ГГ.
25 САМЫХ ПРОДАВАЕМЫХ НОВЫХ ЛЕГКОВЫХ И ЛЕГКИХ КОММЕРЧЕСКИХ АВТОМОБИЛЕЙ В РФ ПО МОДЕЛЯМ ЗА ПЕРИОДЫ ДЕКАБРЬ 2019/2018 ГГ. И ЯНВАРЬ — ДЕКАБРЬ 2019/2018 ГГ.
Авторынок в апреле: продолжение «чехарды» (снова минус)
«Чехарда» на российском авторынке продолжается: в апреле он снова показал падение, причем заметное — -2,7%. Статистику опубликовала Ассоциация европейского бизнеса (АЕБ). Напомним, в марте был рост (+1,8%), в феврале — падение (-3,6%), в январе — рост (+0,6%).
По данным АЕБ, за апрель россияне купили 148 296 новых легковых и легких коммерческих автомобилей. Тренд рынка по-прежнему нестабильный. Отрицательная динамика апреля и февраля в сумме оказалась лишь чуть существеннее положительной в январе и марте. За четыре месяца в России в общей сложности было продано 539 946 новых автомобилей, что на 1,0% меньше результата января-апреля 2018 года.
«В апреле продажи снова шли не тем темпом, который позволил бы достичь высоких прошлогодних результатов. Ясно, что рынок не в той форме, которую мы наблюдали всего лишь 12 месяцев назад, когда демонстрировался последовательный двузначный рост», — так прокомментировал ситуацию Йорг Шрайбер, председатель комитета автопроизводителей АЕБ.
Тройка лидеров в апреле: 1) Lada Granta; 2) Lada Vesta; 3) Kia Rio.
Продажи новых автомобилей в апреле 2019 года по маркам:
№ | Марка | Апрель | ||
---|---|---|---|---|
2019 | 2018 | Разница | ||
1 | Lada | 32 316 | 30 712 | +5% |
2 | KIA | 19 819 | 19 591 | +1% |
3 | Hyundai | 15 379 | 15 863 | -3% |
4 | Renault | 12 543 | 11 954 | +5% |
5 | Volkswagen | 9551 | 8905 | +7% |
6 | Toyota | 8466 | 8774 | -4% |
7 | Skoda | 7359 | 6331 | +16% |
8 | ГАЗ ком.авт. | 5424 | 5367 | +1% |
9 | Ford | 3752 | 4891 | -23% |
10 | Mercedes-Benz | 3456 | 3404 | +2% |
11 | УАЗ | 3445 | 3342 | +3% |
12 | BMW | 3400 | 3007 | +13% |
13 | Mitsubishi | 3103 | 3031 | +2% |
14 | Nissan | 2528 | 5620 | -55% |
15 | Mazda | 2257 | 3149 | -28% |
16 | Chevrolet | 1934 | 3087 | -37% |
17 | Lexus | 1904 | 2438 | -22% |
18 | Datsun | 1452 | 834 | +74% |
19 | Audi | 1408 | 1515 | -7% |
20 | Geely | 786 | 218 | +261% |
21 | VW ком.авт. | 690 | 720 | -4% |
22 | Volvo | 643 | 596 | +8% |
23 | Suzuki | 632 | 524 | +21% |
24 | Haval | 603 | 211 | +186% |
25 | Chery | 567 | 597 | -5% |
26 | Porsche | 557 | 471 | +18% |
27 | Land Rover | 513 | 721 | -29% |
28 | Subaru | 505 | 643 | -21% |
29 | Lifan | 487 | 1290 | -62% |
30 | Peugeot | 383 | 535 | -28% |
31 | Citroen | 257 | 347 | -26% |
32 | Zotye | 202 | 208 | -3% |
33 | MINI | 200 | 190 | +5% |
34 | Genesis | 170 | 137 | +24% |
35 | Jeep | 169 | 138 | +22% |
36 | Honda | 169 | 490 | -66% |
37 | DFM | 169 | 98 | +72% |
38 | Changan | 146 | 143 | +2% |
39 | Mercedes-Benz ком.авт. | 128 | 545 | -77% |
40 | Infiniti | 124 | 324 | -62% |
41 | Smart | 101 | 80 | +26% |
42 | FAW | 94 | 151 | -38% |
43 | Hyundai ком.авт. | 94 | 5 | +1780% |
44 | FIAT | 89 | 176 | -49% |
45 | Isuzu | 82 | 84 | -2% |
46 | Cadillac | 78 | 123 | -37% |
46 | Jaguar | 75 | 187 | -60% |
47 | Iveco | 39 | 21 | +86% |
48 | Foton | 25 | 40 | -38% |
49 | Brilliance | 16 | 15 | +7% |
50 | Chrysler | 3 | — | |
51 | HTM | 3 | 4 | -25% |
52 | SsangYong | 1 | 2 | -50% |
53 | Ravon | 576 | — | |
Итого | 148 296 | 152 425 | -2,7% |
Самые востребованные модели новых автомобилей в РФ в апреле 2019 года