3 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Раздаточная коробка газ 66

Проверка, разборка и сборка раздаточной коробки ГАЗ-66

Раздаточная коробка (рис. 1) имеет две передачи: прямую и понижающую.

С целью уменьшения объема работ в эксплуатации в раздаточной коробке применены шариковые подшипники, которые не требуют регулировок.

Раздаточной коробкой управляют двумя рычагами. Левый рычаг служит для включения переднего моста и имеет два положения: переднее — мост включен и заднее — мост выключен. Правый рычаг служит для переключения передач в раздаточной коробке и имеет три положения: переднее — включена прямая передача; нейтральное (среднее) положение и заднее — включена понижающая передача. Механизм переключения передач раздаточной коробки снабжен блокирующим устройством, исключающим возможность включения низшей передачи при выключенном переднем мосте, а также выключения переднего моста при включенной низшей передаче. Блокирующее устройство предохраняет детали карданной передачи и заднего моста от перегрузки.

Техническое обслуживание раздаточной коробки

Уход за раздаточной коробкой в процессе эксплуатации заключается в проверке крепления, поддержании требуемого уровня смазки и проведении периодической смены масла в картере.

Для устранения неисправностей в отдельных случаях требуется снятие раздаточной коробки с автомобиля и разборка ее.

В зависимости от характера неисправности разборка может быть частичной или полной.

Неисправности раздаточной коробки и способы их устранения

Повышенный шум при работе раздаточной коробки

Увеличенный боковой зазор в зацеплении шестерен в результате износа их зубьев

Заменить изношенные шестерни

Слабая затяжка болтов крепления крышек подшипников и гаек крепления фланцев карданов

Затянуть болты и гайки

Нарушение правильного зацепления шестерен вследствие износа подшипников

Заменить изношенные подшипники

Трудное переключение передач

Неодинаковое давление в шинах передних и задних колес. При этом во время движения автомобиля не включается передний мост

Выровнять давление в шинах

Заедание в приводе управления раздаточной коробке, которое может быть следствием погнутости или износа деталей привода

Проверить состояние привода и заменить непригодные детали

Смятие, сколы на торцах зубьев включаемых шестерен, появившиеся

в результате частого включения их с шумом и ударами

Заменить непригодные шестерни

Заедание в шлицевых соединениях ведущего и промежуточного валов со скользящими шестернями

Заменить неисправные детали

Самовыключение передач при движении автомобиля

Неправильное включение передач, не обеспечившее полное зацепление зубьев шестерен вследствие большого износа вилок и штоков, а также в результате ослабления крепления вилок на штоках

Заменить изношенные штоки и вилки, обеспечив требуемое крепление вилок на штоках

Перекос зубьев шестерен, вызванный износом следующих деталей:

вилок и штоков (при переключении передач не ощущается фиксация);

канавок для вилок и шлицев на шестернях включения заднего и переднего мостов; подшипников валов раздаточной коробки

Заменить изношенные детали, а болты затянуть.

При установке новых деталей необходимо обратить особое внимание на обеспечение плотной посадки скользящих шестерен на ведущем и промежуточном валах. При этом валы и скользящие шестерни следует подобрать так, чтобы не было ощутимости углового люфта шестерен при их свободном скольжении по шлицам обоих валов

Осевое перемещение валов раздаточной коробки в результате ослабления затяжки болтов крепления крышек подшипников, которыми валы фиксируются от осевых перемещений.

Течь масла из картера раздаточной коробки

Износ сальников и поверхностей фланцев, по которым работают сальники

Заменить изношенные детали

Износ сальников на штоках

Подтянуть гайки сальников

Слабая затяжка болтов крепления крышек раздаточной коробки

Трещины в картере и крышках, повреждение прокладок

Заменить непригодные детали

Неудовлетворительная работа сапуна (загрязнение его грязью)

Очистить сапун от грязи или заменить его новым

Преждевременный износ или разрушение подшипников раздаточной коробки

Нарушение балансировки карданных валов

Проверить балансировку карданных валов и состояние карданных соединений

Слабая затяжка болтов крепления крышек подшипников

Затянуть болты крепления крышек подшипников

Выпадение стопорных полуколец промежуточного вала

Неудовлетворительная сборка вала

Правильно собрать вал

Снятие раздаточной коробки с автомобиля

Отсоединить от штоков тяги рычагов управления раздаточной коробки. Отъединить от рычага горизонтальную тягу ручного тормоза. Отъединить промежуточный карданный вал, вал привода переднего моста и карданный вал привода заднего моста, снять раздаточную коробку.

Разборка раздаточной коробки

1. Снять с фланца ведомого вала барабан центрального тормоза.

2. Раскернить и отвернуть гайку крепления фланца ведомого вала, снять фланец и центральный тормоз.

3. Снять крышку верхнего люка и вынуть из отверстий шарики фиксаторов с пружинами.

4. Вывернуть пробку из отверстия под стопорные ползуны. Вынуть из картера штоки переключения, вилки и ползуны блокирующего устройства штоков с пружиной.

5. Вывернуть из картера гайки сальников, вынуть уплотнительные кольца, шайбы и сальники.

6. Снять предохранительные колпаки штоков.

7. Раскернить и отвернуть гайку крепления фланца ведущего вала. Снять фланец и крышку шарикового подшипника ведущего вала. Вынуть из картера ведущий вал с подшипником в сборе и шестерню включения заднего моста и понижающей передачи.

8. Вывернуть из крышки подшипника ведомого вала штуцер ведомой шестерни привода спидометра и вынуть последнюю из крышки.

9. Снять крышку подшипника ведомого вала, снять с ведомого вала задний шариковый подшипник (рис. 2) и ведущую шестерню привода спидометра.

10. Вынуть из паза на наружной обойме переднего шарикового подшипника ведомого вала стопорное кольцо и вынуть из картера через боковой люк, ведомый вал в сборе с подшипником.

11. Снять крышки промежуточного вала.

12. Раскернить и отвернуть гайку крепления переднего подшипника промежуточного вала и снять с промежуточного вала стопорные полукольца.

13. Спрессовать передний подшипник промежуточного вала, снять упорную шайбу (на некоторых автомобилях упорной шайбы нет).

14. Вынуть промежуточный вал в сборе с задним подшипником и шестерни включения переднего моста и понижающей передачи.

15. Отвернуть гайку крепления фланца вала привода к переднему мосту.

16. Снять крышки вала привода к переднему мосту.

17. Раскернить и отвернуть гайку крепления заднего шарикового подшипника вала привода к переднему мосту и спрессовать подшипник.

18. Вынуть из картера вал привода к переднему мосту и шестерню.

19. Спрессовать шариковый подшипник ведущего вала.

20. Вынуть из паза наружной обоймы подшипника стопорное кольцо.

21. Спрессовать передний шариковый подшипник с ведомого вала.

22. Выпрессовать из гнезда ведомого вала роликовый подшипник (рис. 3).

23. Спрессовать передний шариковый подшипник вала привода к переднему мосту.

24. Вынуть из паза наружной обоймы подшипника стопорное кольцо.

25. Снять стопорное кольцо из паза вала.

26. Снять задний подшипник промежуточного вала.

Определение технического состояния деталей раздаточной коробки. Перед сборкой раздаточной коробки осмотреть все детали.

Требования относительно технического состояния деталей раздаточной коробки аналогичны требованиям к деталям коробки передач.

Величина допустимого радиального зазора в подшипниках раздаточной коробки и способ его проверки такие же, как для подшипников коробки передач, за исключением роликового подшипника ведущего вала, для которого допустимый радиальный зазор равен 0,06 мм при проверке под нагрузкой 5 кг.

Читать еще:  Герметик для радиатора автомобиля какой лучше

Сборка раздаточной коробки.

Перед сборкой все детали раздаточной коробки смазать для предотвращения задиров в начальный период работы. При сборке следует пользоваться только новыми прокладками и сальниками. Войлочные кольца штоков переключения пропитать в бачке смазкой для газовых кранов.

Собирать раздаточную коробку следует в последовательности, обратной разборке, с учетом следующих указаний.

Подобрать промежуточный вал и шестерню включения переднего моста, а также ведущий вал и шестерню включения заднего моста и понижающей передачи по легкости перемещения. После подбора шестерни должны легко перемещаться по шлицам валов от усилия руки, но не иметь ощутимого осевого люфта.

При напрессовке шариковых подшипников на шейку ведущего вала и на переднюю шейку ведомого вала подшипники ставить канавкой наружу.

При запрессовке пальца рычага центрального тормоза в крышку ведомого вала выдержать размер 29,5 +0,25 мм от торца пальца до торца бобышки.

Часть автомобилей не имеет распорного и маслоотгонного колец на переднем конце вала привода переднего моста.

После монтажа вала привода к переднему мосту завести в картер шестерню включения переднего моста и ведомую шестерню понижающей передачи. Вставить в картер через эти шестерни промежуточный вал в сборе с задним шариковым подшипником так, чтобы резьбовой конец вала вышел из отверстия под подшипник. Поставить в паз вала два стопорных полукольца, поставить шайбу шестерни понижающей передачи и запрессовать передний шариковый подшипник в отверстие картера и на шейку вала до упора в упорное кольцо.

Перед установкой ведомую шестерню привода спидометра окунуть в масло. Перед установкой на хвостовик ведомой шестерни привода спидометра штуцера его резьбовую часть смазать тонким слоем герметизирующей пасты.

Установка заднего подшипника на ведомый вал показана на рис. 4, а на рис. 5 — запрессовка его в картер в сборе с ведущим валом.

Гайки крепления подшипников и фланцев карданов кернить над пазами валов.

При заходе штока включения заднего моста и понижающей передачи в заднее отверстие картера отжать стопорный ползун оправкой.

Гайки сальников штоков завертывать до тех пор, пока они не станут вращаться туго.

Собранную раздаточную коробку поставить на испытательный стенд, залить масло (веретенное, имеющее температуру окружающей среды, или нигрол, подогретый до 60 — 80°С) и проверить работу раздаточной коробки по шуму на всех передачах при 1500 об/мин ведущего вала в течение 3—5 мин. При проверке не должно быть слышно шума от задевания вилок за шестерни и шестерен за другие детали.

Течи масла из раздаточной коробки в любом месте не допускаются.

После испытания слить масло из раздаточной коробки, снять ее со стенда, отвернуть гайку крепления фланца ведомого вала и установить на крышку подшипника ведомого вала центральный тормоз. Затем поставить фланец ведомого вала, шайбу и гайку, закернить ее в паз вала и привернуть винтами барабан центрального тормоза к фланцу.

Раздаточную коробку устанавливают на автомобиль в последовательности, обратной снятию.

Регулировка раздаточной коробки. В раздаточной коробке регулируют привод управления переключением передач. Регулировка должна обеспечить полноту включения шестерен. Требуемое положение рычагов управления обеспечивается регулировкой длин тяг.

Для регулировки положения рычага расшплинтовать палец тяги, вынуть его из вилки, передвинуть шток до полного включения требуемой передачи (фиксатор должен четко зафиксировать положение штока), поставить рычаг в положение, соответствующее включенной передаче, и вращением вилки установить необходимую длину тяги. Затем совместить отверстия в рычаге и вилке тяги, вставить палец, зашплинтовать его и затянуть контргайку на тяге.

Раздаточная коробка ГАЗ-66

Раздаточной коробкой принято называть модуль автомобиля, который отвечает за равномерное распределение усилий при вращении между обоими мостам автомобиля. Данная конструкция используется в машинах, предназначенных для поездок по пересеченной местности.

Схема раздаточной коробки ГАЗ-66

Автомобиль ГАЗ-66 или, как его называют в простонародье, «Шишига» является одним из наиболее удачных грузовых автомобилей автозавода ГАЗ. И это справедливо, его конструктивные решения по организации основных узлов и агрегатов, в частности, раздатки, позволяют преодолевать бездорожье, которое большинству автомобилям не под силу.

Внешний вид ГАЗ-66

Конструкция раздаточной коробки ГАЗ-66

Поскольку внешне, а также функционально раздатка схожа с коробкой трансмиссии, она и получила свое название раздаточной.

Основным ее предназначением является равномерное распределение нагрузки на все мосты автомобиля, а также усиление прилагаемых усилий крутящего момента. В зависимости от типа автомобиля раздатка может иметь либо только функцию подключения переднего моста, либо дополнительное переключение на пониженную передачу.

Так выглядит разобранная раздаточная коробка ГАЗ-66

Раздаточная коробка на ГАЗ-66 предусматривает возможность хода на пониженной передаче. Для этого она оборудована двумя рычагами переключения, которые обеспечивают управление включением режимов работы мостов и передач при движении, в том числе:

  • Первый рычаг (с левой стороны): предусмотрено два возможных положения, он отвечает за активацию переднего моста, при этом упор вперед означает одновременную работу двух мостов.

  • Второй рычаг (с правой стороны) имеет три положения:
  • w Нейтральное.
  • w Крайнее вперед, когда подключается основная передача прямого действия.
  • w Заднее, предназначенное для движения с понижением передачи.

Коробка раздатки ГАЗ-66 принадлежит к тому типу, которые оснащены блокирующим устройством с функцией предотвращения подключения пониженной передачи, когда передний мост не активен.

Передачи в раздатке имеют передаточные числа 1,98 и 1, соответственно для пониженной и прямой передачи.

В своем составе раздаточная коробка имеет следующие составляющие:

  • Устройство ведущего вала, к которому посредством фланца передается движение от карданной передачи.
  • Шестерню включения прямой и пониженной передачи.
  • Привод заднего моста, который представляет собой вал с предустановленными двухсторонними зубчатыми колесами.
  • Промежуточный вал, связующий, имеет подвижной зубчатый механизм (шестерню) и отвечает за включение переднего моста, а также пониженной передачи.

  • Привод переднего моста с шестерней, необходимой для непосредственного обеспечения подключения переднего моста.
  • Картер, защитный короб с отверстием для заливки масла.
  • Рычажно-тяговый механизм управления.

Функционирование раздаточной коробки ГАЗ-66 основано на принципе перемещения шестерен в разные положения посредством тягового управления, что обеспечивает вхождение в зацепление с определенной шестерней привода.

Данная конструкция применяется на двухосном, стандартном варианте автомобиля.

Комплектация ГАЗ-66 в трехосном варианте предполагает раздатку, в которой присутствует два положения рычага переключения понижающих передач. При положении включения пониженной передачи происходит автоматическое подключение переднего моста посредством срабатывания клапана электромагнитного типа. Панель приборов в кабине оборудована индикацией работы дополнительного моста и клавишей принудительного его отключения при прямой передаче.

Неисправности раздатки ГАЗ-66, их диагностика и устранение

Раздаточная коробка на ГАЗ-66 относится к тем частям автомобиля, которые в процессе эксплуатации подвержены серьезным нагрузкам и их исправность зависит как от соблюдения основных правил использования, так и от проведения регулярных профилактических мероприятий.

Читать еще:  Киа серато 2020 новый кузов

Показателями неисправного механизма раздаточной коробки, как правило, служат следующие признаки:

  • Дополнительные шумы и вибрации при включенных режимах работы.
  • Затрудненное включение или выключение рычагов управления.
  • Самопроизвольное отключение режима на ходу.
  • Масленые подтеки на картере раздаточной коробки.

Причинами, вызывающими данные «симптомы», могут быть следующие неисправности:

    • Недостаточный уровень масла в картере раздатки либо залито масло несоответствующего качества.
    • Износ зубьев приводных механизмов.
    • Неисправность крепления вилок или выработка штоков.
    • Неработающий модуль сцепления.
    • Значительная выработка подшипников.
    • Износ уплотнительных прокладок и сальников.
    • Ослабление крепежных болтов.

ГАЗ 3307 Автобот › Бортжурнал › Раздаточная коробка ГАЗ 66.

Продолжаем расчленять! Эээ… в смысле, текст по полочкам расталкивать. ))

Когда я стал больше знать про крутого родственника своего газика в лице «Шишиги», я вдруг подумал – хочу понижайку! Хм… нет, наверное, я сначала этого захотел, а потом уже подумал, где достать раздаточную коробку, как её внедрить в свою машину и зачем мне это вообще надо.

Поиски навели меня на донора, состоящего из голой рамы, мостов и, собственно, самой РК с карданами. А большего мне тогда и не требовалось. Выкупив несчастные органы у прежнего владельца и отбуксировав своё новое приобретение домой я принялся сначала за изучение конструкции, а потом и за перенос искомого агрегата на новое место жительства и труда.

Поперечина для подвески ставится на место родной, державшей ранее подвесной подшипник. Сейчас точно не скажу, как я её туда впихнул – а с наскока она точно не влезает – но вроде как смещал вперёд, ближе к коробке передач и там, выворачивая хитробоком, как-то вправлял. Главное, что влезает без распила рамы. ))

Это основная большая часть. Маленькую же отдельно закрепил на левом лонжероне без особых проблем. Но не всю, а лишь нижнюю часть, подрезав до упирания в верхнюю – ну, чтобы не протискивать лишний раз в узкий паз. ))

На роль заднего подошел тот, что висел от коробки передач до подвесного, добавив в его шлицевой хвост ответную часть со шлицами и вилкой. Можно, кстати, это место усилить, взяв шлицевую часть от кардана ЗиЛ, а вместо родного фланца на редукторе поставить фланец от ЗиЛ 157. Такую замену я проделал на Садко. И здесь бы неплохо повторить.

А между коробкой передач и раздаткой у меня вошел кардан от ГАЗ 63. Какой именно – даже не спрашивайте, сам не знаю. Валялось – примерил – использовал. )) Но тут ещё надо учесть тот факт, что КПП у меня пятиступенчатая, от новых моделей ГАЗа, то есть она длиннее родной 4х, что вносит свои коррективы с подбором подходящей длины.

Иными словами, точных сантиметров я вам не дам, карданы придётся подбирать по месту и по факту, потому как и сама раздатка может «повеситься» не в одном строго определённом месте, а как у кого получится. Но сильно назад не смещайте, ибо угол заднего кардана имеет свой предел. У меня, например, сначала получилось так, что при движении на первой или второй передаче появлялось чрезмерное раскачивание раздатки, которое передавалось на коробку, отчего рычаг заметно гулял и вибрировал. Я даже в первое время грешным делом подумывал избавляться от брыкастого девайса… Однако выручил дополнительный наклон задней части РК вниз и дополнительная точка опоры, что уменьшило углы работы крестовин и неприятный эффект исчез.

В целом результат, как вы можете догадаться, если не превзошел мои ожидания, то сильно их обнадёжил. Оказалось, что хотелка себя очень даже оправдывает. Теперь я мог не надрывая сцепления спокойно передвигаться по тяжелым участкам, да ещё и с грузом на борту. Особенно хочется отметить облегчение заезда куда-либо задним ходом. А учитывая лёгкость руля, о коем писалось отдельно, то можете себе представить мой восторг и прибавку в уровне вождения.
Обычный газон на такое не способен, хоть вы трижды ас. ))

К вышеизложенному добавлю, что полуоси из-за появления раздатки не стали расходным материалом, как любят утверждать некоторые. Полуось можно и без неё порвать, что и случалось ранее. Это же касается и использования редуктора ГАЗ 66. Просто надо думать куда лезешь, иметь представление о потенциале как машины в целом, так и отдельных её узлов, ну и просто чувствовать ту грань, за которую переступать не стоит ни в каком случае и всё будет хорошо. Правда, всё это приходит с годами… Или не приходит. Это уже от вас зависит. ))

Раздаточная коробка автомобиля ГАЗ-66-11. Назначение, устройство и работа.

Раздаточную коробку применяют для распределения крутящего момента между ведущими мостами автомобиля, а также для отключения одного из ведущих мос­тов, обычно переднего.

На автомобилях, предназначенных для работы в тяжелых условиях, устанавли­вают дополнительную коробку передач с двумя понижающими или одной прямой и одной понижающей передачами, которые позволяют увеличить силу тяги на ведущих колесах при любой передаче в основной коробке передач. Дополнительную коробку передач, как правило, конструктивно объ­единяют с раздаточной коробкой.

Раздаточ­ная коробка грузового автомобиля ГАЗ-66-11 повышенной проходимости с двумя ве­дущими мостами представляет собой один агрегат с дополнительной двухступенчатой коробкой передач (рис. 125).
Ведущий вал 4 раздаточной коробки соединен карданной передачей с ведо­мым валом коробки передач. Передний шарикоподшипник вала 4 расположен в стенке картера раздаточной коробки, а задний роликоподшипник — в выточке зубчатого колеса 6, изготовленного как одно целое с ведомым валом привода заднего моста. Опоры вала 11 привода переднего моста, вала привода заднего моста и промежуточного вала 9 — ша­рикоподшипники.

Перемещаясь по шлицам, зубчатое ко­лесо 10 промежуточного .вала может входить в зацепление с зубчатыми ко­лесами 6 и 12, а зубчатое колесо 5 веду­щего вала с колесом 13. У зубчатого колеса 6 кроме наружного зубчатого венца есть внутренний венец для зацеп­ления с шестерней 5. Зубчатые колеса 13 и 12 неподвижно закреплены на шлицах валов.

На выходящих из картера раздаточной коробки концах валов привода переднего и заднего мостов на шлицах установлены фланцы карданных шарниров, закреплен­ные гайками с шайбами.

Крутящий момент от ведущего вала 4 раздаточной коробки передается к перед­нему .мосту зубчатыми колесами 5, 6, 10 и 12. При введении зубчатого колеса 5 в за­цепление с внутренним зубчатым венцом колеса .6 ведомого вала включается высшая (прямая) передача заднего моста. Если также ввести зубчатое колесо 10 в зацепление с зубчатыми колесами 6 и 12, то будет включена прямая передача переднего моста. При перемещении ше­стерни 5 влево до зацепления с ко­лесом 13 (зубчатое колесо 10 остается включенным) включается понижающая передача. В этом случае крутящий мо­мент к заднему мосту передается через зубчатые колеса 5, 13, 10 и 6, а к переднему мосту через зубчатые колеса 5, 13, 10 и 12. ] Передаточное число понижающей переда­чи равно 1,96. Для удобства включения переднего моста зубчатые колеса 10 и 6 входят в зацепление постоянно на непол­ную длину зуба.

Читать еще:  Проверка диодного моста генератора мультиметром

Масло в картер заливают через закры­ваемое пробкой 2 отверстие, которое используют также для контроля уровня масла. Масло сливают через отверстие, закрытое пробкой 1. Сапун 3 служит для вентиляции картера раздаточной коробки. Механизм управления раздаточной короб­ки автомобиля ГАЗ-66-11 состоит из рыча­га переключения прямой и понижающей передач и рычага включения привода переднего моста. Оба рычага тягами свя­заны с ползунами раздаточной коробки. При переднем положении левого рычага привод переднего моста автомобиля вклю­чен, а при заднем положении этого рыча­га — выключен. В случае перемещения правого рычага из нейтрального положе­ния вперед включается прямая передача, а из нейтрального положения назад — понижающая передача. При движении ав­томобиля в тяжелых дорожных условиях (грязь, песок, снег) включают передний мост. Однако без необходимости этого не следует делать, так как повышается расход топлива и ускоряется изнашива­ние шин и деталей трансмиссии. Во время движения автомобиля с включен­ной прямой передачей в раздаточной коробке передний мост включают без выключения сцепления.

Понижающую передачу в раздаточной коробке включают при движении авто­мобиля на подъеме или в тяжелых дорож­ных условиях. Эту передачу можно вклю­чить только после остановки автомобиля и включения привода переднего моста, которые выполняют только на прямой передаче в раздаточной коробке. Все это предохраняет детали карданной передачи и заднего моста от перегрузки. Блоки­ровочное устройство (рис. 125, б), имею­щееся в системе управления раздаточной коробкой, не позволяет включать пони­жающую передачу при выключенном пе­реднем мосте и выключать передний мост при включенной понижающей передаче.

В картере раздаточной коробки могут перемещаться ползуны 19 и 20, на которых винтами, за шплинтованными проволокой, укреплены вилки 18 и 25. Между ползу­нами в стенке картера помещены два сухаря 16 с пружиной17 между ними. Выходное отверстие для сухарей закрыто ввернутой пробкой 14. Отверстия со сто­роны наружных концовзакрыты колпака­ми 15. С противоположной стороны в стенке картера установлены уплотнения, состоящие из манжет 24, шайб 23, колец 22 и гаек 21.

На ползуне 19, используемом для вклю­чения и выключения привода переднего моста, имеются две выемки разной глу­бины под сухари блокировочного устройст­ва. На ползуне 20, который выключает прямую или понижающую передачу, сдела­ны три выемки под сухари:левая соот­ветствует включению прямой передачи, средняя — нейтральному положению и правая — включению понижающей пере­дачи. Между левой и средней выемками есть лыска. Положение сухарей на рис. 125, б соответствует выключенному при­воду переднего моста.

При этом ползун 20 может переме­щаться из нейтрального положения в по­ложение, соответствующее включенной прямой передаче. Благодаря наличию на ползуне лыски между выемками сухари не препятствуют этому перемещению. Дальнейшее же перемещение ползуна 20 невозможно, так как сухари, сжав пру­жину, упрутся один в другой и будут препятствовать движению.

При включении привода переднего моста напротив сухарей установится глубокая выемка ползуна 19. Сухари при переме­щении ползуна 20 не будут упираться друг в друга, и включение понижающей передачи станет возможным. При этом отключить привод переднего моста будет невозможно, не выключив предварительно понижающую передачу.

Спидометр и его привод.

Автомобильные спидометры различаются передаточными числами механизма, приводящего в движение счетный узел, раз­мерами и внешним оформлением. Обыч­но спидометры имеют механический при­вод, но при длине троса более 3,5 м применяют электропривод (спидометры автобусов). Диапазон измерения скорости равен 0. 200 км/ч.

Спидомер (рис. 126) состоит из двух приборов: указателя скорости и суммар­ного счетчика пройденного пути. Для контроля частоты вращения ведомого вала коробки передач на некоторых авто­мобилях вместе со спидометром применяют также тахометр с приводом от распре­делительного вала двигателя.

Работа скоростных узлов спидометров основана на магнитоиндукционном прин­ципе. Силовые линии поля магнита / (рис. 126, а) пронизывают немагнитный материал (алюминий) картушки 2, укреп­ленной на валике 4 и свободно вра­щающейся на двух подшипниках. Магнитное поле концентрируется экраном 3 из магнитомягкого материала (сталь 10). Магнитное поле создается вихревыми то­ками, наведенными в теле картушки при вращении магнита. В результате взаимо­действия полей картушки и магнита воз­никает крутящий момент, поворачиваю­щий картушку в направлении вращения магнита. Спиральная пружина-волосок б препятствует повороту картушки. В случае постоянной частоты вращения магнита мо­мент пружины-волоска и момент взаимо­действия магнитных полей уравновеши­ваются при повороте картушки на неко­торый предельный угол пропорционально частоте вращения полюсов относительно картушки. Следовательно, смещение стрелки 5 прибора пропорционально час­тоте вращения магнита.

Счетный узел спидометра имеет трибку 7 (рис. 126, б) с шестью зубцами, зацепляющимися с барабанчиками 8. Каждый счетный барабанчик имеет со сто­роны привода двадцать зубцов 10, а с дру­гой стороны — два зубца 9. На той стороне трибки, которая соединена с двумя зубца­ми барабанчика, три из шести зубцов укорочены через один по ширине.

Вращающийся начальный (крайний правый) барабанчик проворачивает двумя зубцами трибку на 1/3 оборота, а триб-каповорачивает следующий барабанчик надва зубца, т. е. на 1/10 часть его оборота. Трибка остается неподвижной, пока сторона первого барабанчика с двумя зубцами не совершит полный оборот (длинные зубцы трибки скользят при этом по цилиндрической поверхности барабан­чика, не имеющей впадин). Таким об­разом, каждый последующий барабанчик проворачивается на 1/10 часть оборота, в то время как предыдущий барабанчик совершает один полный оборот. Спидометр обычно имеет шесть барабанчиков, сле­довательно, отсчет идет до 100 000 обо­ротов первого барабанчика, после чего все начинается сначала. Цифры от 0 до 9, перемещаемые на наружной поверхности барабанчиков, показывают в прорези шкалы прибора пробег автомобиля в де­сятых долях километра, в километрах, десятках километров и т. д. в пределах 0. 99 999,9 км. Точность показаний зави­сит от состояния шин автомобиля.

Основная часть привода спидометра, как правило, представляет собой гибкий вал, присоединяемый одним концом к прибору, установленному в кабине на щит­ке, а другим — к месту привода в коробке передач. Гибкий вал выполнен из профили­рованной проволоки с ниппелями и гай­ками на концах. Сверху имеется уплотнительная пластмассовая оболочка. Гиб­кий вал свободно вращается в защит­ной оболочке и имеет также некоторый осевой зазор. Гибкий вал навивают из шести-семи слоев проволоки с противо­положным направлением навивки соседних слоев.

Рис. 126. Спидометр:

а—схема указателя скорости; б—схемы счетчика пробега; в—схема привода спидометра: 1 — магнит; 2—картушка; 3—экран; 4—валик: 5—стрелка; 6— пружина-волосок; 7—трибка; 8—барабанчики; 9 и 10 — зубцы барабанчика.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector
×
×