37 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Регулировка клапанов зил 130

Регулировка клапанов зил 130

РЕГУЛИРОВКА ЗАЗОРОВ В КЛАПАНАХ ДВИГАТЕЛЯ АВТОМОБИЛЕЙ ЗИЛ-130, 131

Температурный зазор между стержнем клапана и носком коромысла в процессе эксплуатации постепенно изменяется из-за износа сопрягаемых деталей газораспределительного механизма и ведет к нарушению регулировки. Поэтому зазоры необходимо периодически проверять и регулировать.

Увеличенный зазор между стержнем впускного клапана и носком коромысла уменьшает время открытия клапана. Это ухудшает наполнение цилиндра горючей смесью, затрудняет пуск двигателя, а при его работе приводит к падению мощности.

Увеличенный зазор выпускного клапана приводит к плохому удалению из цилиндра отработавших газов, работа двигателя сопровождается характерным металлическим стуком.

Уменьшенный зазор между стержнем клапана и носком коромысла приводит к неплотной посадке клапанов в седле. При этом двигатель теряет компрессию и перегревается, а мощность его снижается.

При маленьком зазоре впускного клапана рабочая смесь при такте сжатия частично выталкивается во впускной трубопровод, а затем в карбюратор. Это явление вызывает уменьшение количества рабочей смеси, понижает давление в цилиндре и ведет к падению мощности двигателя. Другим признаком неплотной посадки впускного клапана служат хлопки в карбюраторе, так как часть горючих газов, попадая во время рабочего хода во впускной трубопровод, а затем в карбюратор, вызывает воспламенение горючей смеси, что является опасным в пожарном отношении. Когда мал зазор у выпускного клапана, то это тоже приводит к падению мощности, так как во время такта сжатия часть рабочей смеси удаляется в выпускной трубопровод, а затем в глушитель. При этом, вследствие сгорания рабочей смеси в выпускном трубопроводе и в глушителе, будут слышаться хлопки, сопровождаемые черным дымом, выходящим из глушителя.

Работа двигателя в течение длительного времени с нарушенными зазорами клапанов может привести к преждевременному обгоранию и износу головок клапанов, их седел, короблению стержней клапанов, а также к износу кулачков.

Порядок регулировки зазоров в клапанах. Зазоры в клапанах регулируют на холодном двигателе при температуре 15—20°С двумя способами.

При первом способе клапаны регулируют отдельно для каждого цилиндра.

Поднимают капот двигателя, отвертывают ключом 14×12мм девять гаек 1 (рис. 1, а) крепления клапанных крышек 4 и снимают их, при этом прокладки крышек можно не снимать. Затем устанавливают поршень первого цилиндра в в. м. т. (такт сжатия) при помощи установочного зубчатого указателя 10

(см. рис. 2, б), для чего поворачивают коленчатый вал до совмещения метки 9 на шкиве 11 коленчатого вала с меткой ВМТ на указателе (в конце второго оборота коленчатого вала).

При установке поршня в в. м. т. облицовка радиатора препятствует определению совмещения меток указателя и шкива коленчатого вала. Поэтому рекомендуется вывертывать свечу 8 (рис. 1, а) зажигания первого цилиндра и снимать крышку рас-

пределителя, что позволяет безошибочно определять установку поршня в в. м. т. (такт сжатия). При этом поршень, подходя к в. м. т., будет выталкивать воздух из цилиндра через свечное отверстие, что можно легко ощутить пальцем, приложенным к отверстию; когда поршень будет находиться в в. м. т., то электрод ротора распределителя будет располагаться против клеммы первого цилиндра. В этом случае оба клапана, впускной и выпускной, первого цилиндра будут закрыты, а между стержнем клапана б и носком коромысла 5 образуется наибольший зазор, который измеряют щупом и, если нужно, регулируют.

Для регулировки зазора надо, придерживая отверткой регулировочный винт 3, ослабить ключом 14 X 12 мм контргайку 2, после чего взять одной рукой щуп (рис. 1,б), заложить его в зазор между стержнем клапана и носком коромысла, а другой рукой взять отвертку и вращать регулировочный винт, устанавливая необходимый зазор, затем оставить щуп в зазоре и закрепить регулировочный винт контргайкой при помощи ключа и отвертки.

После регулировки зазор должен быть равен 0,25—0,30 мм для впускного и выпускного клапанов, причем щуп 0,25 мм должен проходить свободно через зазор, а щуп 0,30 мм не должен проходить через него.

Для регулировки зазора в клапанах остальных семи цилиндров надо коленчатый вал повертывать рукояткой на 1/4 оборота, причем регулировку зазоров вести последовательно согласно порядку работы цилиндров 1—5—4—2—6—3—7—8 (рис. I, в). Если клапаны регулируют на двигателе, снятом с автомобиля, или при снятом радиаторе с автомобиля, то для поворота коленчатого вала на lU оборота надо нанести мелом метки на шкив коленчатого вала, разместив их под углом 90° при положении поршня первого цилиндра в в. м. т. (такт сжатия).

При второмспособе регулируют клапаны одновременно для нескольких цилиндров.

Регулировку выполняют в такой последовательности:

устанавливают поршень первого цилиндра в в. м. т. (такт сжатия) по методу, указанному ранее, и регулируют зазоры в следующих клапанах:

Впускного и выпускного 1-го цилиндра Выпускного. 5-го »

Выпускного. 2-го » Впускного. 7-го »

Впускного. 3-го » Впускного. 8-го »

Зазоры у остальных клапанов следует регулировать после поворота коленчатого вала на 360° (полный оборот).

После регулировки зазоров в клапанах надо поставить крышки клапанов на место и закрепить их гайками.

Рис. 1. Регулировка клапанов: а — головка цилиндров в. разрезе; б — регулировка зазора; в — схема блока цилиндров с указанием порядка работы (1—8 — порядковые номера цилиндров)

Читать еще:  Датчик заднего хода ваз 2114

ЗИЛ 130, ЗИЛ 131,ГАЗ 3307, ГАЗ 3102, ГАЗ 3110, ГАЗ 53, МАЗ 500, Т 25, Т40, Иж планета, Иж юпитер

ЗИЛ 130 — 131 » Техническое обслуживание » Проверка и регулировка зазоров в клапанах

Проверка и регулировка зазоров в клапа­нах двигателя необходимы при появлении стуков в клапанах. Перед регулировкой за­зоров необходимо снять провода высокого напряжения, отъединив их от свечей зажи­гания, отвернуть гайки крепления крышек головок цилиндров и снять крышки с про­кладками. Зазоры между клапанами и ко­ромыслами регулируют на холодном двига­теле регулировочным винтом с контргайкой, установленным на коротком плече коро­мысла.

Регулировку зазоров первым спосо­бом производят в следующем порядке. Установить поршень первого цилиндра в в. м. т. (такт сжатия) при помощи устано­вочного зубчатого указателя (рис. 1). Для этою следует повернуть коленчатый вал до совмещения метки на шкиве вала с меткой ВМТ на указателе.

В этом случае оба клапана, впускной и выпускной, первого цилиндра будут закры­ты, а между стержнем клапана и нажим­ным концом коромысла образуется самый наибольший зазор, который измеряют щупом и, если нужно, регулируют.

Для регулировки зазора надо, придер­живая отверткой регулировочный винт (рис. 2, а), ослабить ключом контргайку, после чего вложить щуп между стержнем клапана и нажимным концом коромысла и вращать отверткой регулировочный винт (рис. 2, б) устанавливая необходимый зазор. Затем, оставив щуп в зазоре, закре­пить регулировочный винт контргайкой при помощи ключа и отвертки (рис. 2, в). После регулировки зазор должен быть равен 0,25—0,30 мм для впускного и выпускного клапанов, при этом щуп 0,25 мм должен проходить свободно через зазор, а щуп 0,30 мм не должен проходить.

Для регулировки зазора в клапанах остальных семи цилиндров надо коленчатый вал повертывать рукояткой на одну четверть оборота (на 90°) и проводить регулировку по указанному методу, причем регулировку зазоров вести последовательно, согласно порядку работы цилиндров 1—5—4—2—6— 3—7—8, который изображен пунктирными линиями со стрелками на рис. 2, г. Чтобы точно провертывать коленчатый вал на одну четверть оборота, надо нанести мелом метки на шкиве коленчатого вала, разметив их под углом 90° при положении поршня первого цилиндра в в. м. т. (такт сжатия).

При втором способе регулируют клапаны одновременно для нескольких ци­линдров. Регулировка проводится в следую­щей последовательности. Установить пор­шень первого цилиндра в в. м. т. (такт сжатия) по методу, указанному ранее, и от­регулировать зазоры: впускного и вы­пускного клапанов первого ци­линдра, выпускного клапана второго цилиндра, впускного клапана третьего цилиндра, вы­пускного клапана четвертого цилиндра, выпускного клапана пятого цилиндра, впускного клапана седьмого цилиндра, впускного клапана восьмого цилиндра. Зазоры у остальных клапанов следует регулировать после поворота колен­чатого вала на 360° (полный оборот). После окончания регулировки зазоров в клапанах надо поставить крышки клапанов с проклад­кой на место и закрепить их ганками с плос­кими шайбами. Пустить двигатель и прослу­шать его работу. Прогретый двигатель дол­жен работать без стуков клапанов, «чиха­ний» в карбюраторе и «выстрелов» в глу­шителе.

Для предотвращения перетирания пружин шариков необходимо при любой разборке двигателя, прошедшего 70 000 км пробега, разбирать механизм вращения выпускного клапана и перевертывать дисковые пружины шариков выработанной стороной вниз.

Регулировка тепловых зазоров клапанов ЗИЛ-131

Длительная работа двигателя с неправильными зазорами может привести к преждевременному износу деталей клапанного механизма — обгоранию клапанов, износу коромысел, опорных поверхностей толкателей и кулачков распределительного вала.

При появлении стуков в клапанном механизме необходимо проверить и, если требуется, отрегулировать зазоры между клапанами и коромыслами, которые должны быть в пределах 0,25—0,3 мм (для впускных и выпускных клапанов). Регулировка зазоров в клапанном механизме осуществляется на холодном двигателе регулировочным винтом с контргайкой, установленным в коротком плече коромысла.

Для регулировки зазора в клапанном механизме нужно установить поршень первого цилиндра в верхнюю мертвую точку (в. м. т.) такта сжатия. При этом отверстие на шкиве коленчатого вала должно располагаться под меткой «ВМТ» на указателе установки момента зажигания, расположенном на датчике ограничителя максимальных чисел оборотов.

В этом положении нужно производить регулировку зазора следующих клапанов;

  • — впускного и выпускного первого цилиндра
  • — выпускного второго цилиндра
  • — впускного третьего
  • — выпускного четвертого
  • — выпускного пятого
  • — впускного седьмого
  • — впускного восьмого

Зазоры у остальных клапанов необходимо регулировать после поворота коленчатого вала на 360° (полный оборот).

Регулировку вторым способом производят в следующем порядке:

Устанавливают поршень первого цилиндра в ВМТ такта сжатия, при помощи установочного зубчатого указателя (рис. 1)

Для этого поворачиваем коленчатый вал до совмещения метки на шкиве вала с меткой ВМТ на указателе.

В этом случае оба клапана, впускной и выпускной, первого цилиндра будут закрыты, а между стержнем клапана и нажимным концом коромысла образуется самый наибольший зазор, который замеряем щупом и, если нужно регулируем.

Для регулировки зазора, придерживая отверткой регулировочный винт, ослабляем ключом контргайку, после чего вкладываем щуп между стержнем клапана и нажимным концом коромысла и вращаем отверткой регулировочный винт, устанавливая необходимый зазор. Затем, оставив щуп в зазоре, закрепляем регулировочный винт контргайкой при помощи ключа и отвертки.

Читать еще:  Машина глохнет на ходу причины

После регулировки зазор должен быть равен 0,25-0,30 мм для впускного и выпускного клапанов, при этом щуп 0,25 мм должен проходить свободно через зазор, а щуп 0,30 мм не должен проходить.

Для регулировки зазора в клапанах остальных семи цилиндров коленчатый вал поворачиваем рукояткой на одну четверть оборота (на 90°) и проводим регулировку по указанному методу.

Регулировку ведем последовательно, согласно порядку работы цилиндров 1-5-4-2-6-3-7-8, который изображен пунктирными линиями со стрелками.

Чтобы точно провертывать коленчатый вал на одну четверть оборота, наносим мелом метки на шкиве коленчатого вала, разместив их под углом 90° при положении поршня первого цилиндра в ВМТ (такта сжатия).

Регулировка клапанов зил 130

§ 2. Регулировки кривошипно-шатунных и газораспределительных механизмов и уход за ними

В процессе эксплуатации двигателя нербходимо периодически выполнять крепежные работы, регулировать зазоры между коромыслами и клапанами (или толкателями и клапанами) и удалять нагар.

Подтяжка креплений двигателя. При каждом ТО-1 следует проверять и подтягивать крепления двигателя к раме. При этом к деталям крепления прикладывается крутящий момент, соответствующий установленному заводом-изготовителем. Так, для затяжки гаек болтов задней подвески двигателя ЗИЛ-130 необходимо -прикладывать момент 196,133 — 245,166 н · м (20 — 25 кГм), а для передней подвески (8 — 10 кГ) 78,4532 — 98,0665 я o м.

Затяжку болтов крепления головки блока производят при ТО-2 в два приема, равномерно, от центра к периферии в последовательности, показанной на рис. 70. При этом прикладывают крутящие моменты на холодных двигателях ЗМЗ, равные 71,5885 — 76,4919 н · м (7,3 — 7,8 кГм) на ЗИЛ- (7 — 9 кГм) 68,6466 — 88,2598 н · м и на прогретом двигателе ЯМЗ(24 — 26 кГм) 235,36 — 254,973 н · м. При неравномерной и неполной затяжке креплений головки блока возможно ее коробление, нарушается герметичность камеры сгорания, и может быть повреждена прокладка головки блока.

При ТО-2 проверяют крепления впускного и выпускного трубопроводов и по мере необходимости подтягивают детали, крепящие крышки головок блока, распределительных шестерен, картер маховика и сцепления, масляный картер двигателя.

На двигателях ЯМЗ-236 также подтягивают гайки скоб крепления форсунок, прикладывая момент (5 — 6 кГм) 49,0332- 58,8399 н · м.

Для замера крутящего момента затяжки удобно пользоваться ключом с динамометрической рукояткой. Этот ключ имеет сменные гаечные головки 5, стальную гибкую полосу 4 из пружинной стали с тарированной шкалой 2, указательную стрелку 3 и рукоятку 1. При затягивании гайки или головки болта стальная полоса 4 изгибается, перемещая тарированную шкалу 2. При этом неподвижная стрелка 3 показывает на тарированной шкале 2, какой крутящий момент приложен к рукоятке 1.


Рис. 70. Последовательность затяжки креплений головок блоков двигателей: а — двигатель ЯМЗ-236; б — двигатель ЯМЗ-238; в — двигатели 3M3-66 и 3M3-53; г — двигатели ЗИЛ-130, ЗИЛ-131 и Урал-375; 1 — рукоятка; 2 — тарированная шкала; 3 — указательная стрелка; 4 — стальная гибкая полоса; 5 — сменная гаечная головка

Очистка нагара в цилиндрах двигателя. При значительном нагарообразовании в цилиндрах поршневые кольца залегают в канавках поршней, зависают клапаны, двигатель перегревается, повышается его склонность к детонации, увеличивается износ, повышается расход топлива и снижается мощность двигателя.

При снятии головки цилиндров нагар удаляется скребками, металлическими и волосяными щетками и концами. Перед удалением нагар размягчают керосином. Нагар на деталях из алюминиевых сплавов можно размягчать погружением их на 2 — 3 часа в нагретый до 90 — 950 С раствор, состоящий из 10 л воды, 200 г кальцинированной соды, 100 г жидкого мыла и 100 г жидкого стекла. После удаления нагара с клапанов и седел следует проверить их состояние и при необходимости произвести притирку. При работе на этилированном бензине следует иметь в виду, что нагар ядовит.

Для удаления нагара из камеры сгорания без снятия головки Цилиндров в каждый цилиндр прогретого двигателя заливают 150 — 200 см 3 смеси, состоящей из 80% керосина и 20% масла для двигателя. После этого заменяют свечи зажигания на старые, проворачивают несколько раз коленчатый вал, далее через 10 — 12 ч двигатель запускают на 20 — 30 мин, в течение которых размягченный нагар выгорает. Указанная смесь может быть заменена 30 — 50 см 3 денатурированного спирта, но при этом перед пуском двигателя в его цилиндры заливают немного масла. После удаления нагара необходимо сменить масло в картере и перед пуском двигателя залить в каждый цилиндр по 20 — 30 см 3 свежего масла.


Рис. 71. Проверка и регулировка зазоров между клапанами и коромыслами в двигателе ЗИЛ-130 с верхним расположением клапанов: 1 — щуп для проверки зазоров; 2 — клапан; 3 — коромысло; 4 — контргайка регулировочного винта; 5 — регулировочный винт коромысла клапана

Вследствие износа кулачков и толкателей, клапанов и коромысел изменяются зазоры в клапанных механизмах газораспределителя. При увеличении зазоров между стержнем клапана и носком коромысла (в верхнеклапанном двигателе) или клапаном и толкателем (в нижнеклапанном двигателе) нарушаются фазы газораспределения, при этом уменьшается наполнение цилиндров и ухудшается их очистка, а также увеличивается шум при работе клапанного механизма.

Читать еще:  Bugatti veyron super sport

При уменьшении зазора наблюдается неплотная посадка клапанов, в результате чего обгорают их седла и головки, появляются «чихание» в карбюраторе и «выстрелы» в глушителе, снижаются компрессия, мощность и увеличивается износ цилиндров двигателя.


Рис. 72. Установка поршня первого цилиндра двигателя ЗИЛ-130 в в. м. т. конца такта сжатия: 1 — пусковая рукоятка; 2 — шкив коленчатого вала; 3 — установочная метка-отверстие в шкиве; 4 — указатель установки зажигания; 5 — крышка распределительных шестерен; 6 — храповик коленчатого вала

Регулировка зазоров между клапанами и толкателями — весьма трудоемкая операция, так как для удобства ее выполнения на многих автомобилях необходимо предварительно выполнять ряд демонтажных работ.

Проверка и регулировка зазоров между клапанами и коромыслами у верхнеклапанных двигателей. Проверку зазоров между коромыслами 3 и клапанами 2 на двигателях ЗИЛ-130 (рис. 71) производят через 11000 — 18 400 км пробега автомобиля (через одно ТО-2), на двигателях ЗМЗ-66 и ЗМЗ-53 — через 5500 — 8500 км, а на двигателях ЯМЗ-236 — через 5000 — 9000 км пробега (при каждом ТО-2). Регулировку зазоров производят на холодных двигателях при полностью закрытых клапанах, что соответствует поочередному нахождению поршней в в. м. т. конца такта сжатия.

Для установки поршня первого цилиндра в в. м. т. конца такта сжатия у двигателя ЗИЛ-130 поворачивают пусковой рукояткой 1 (рис. 72) коленчатый вал до совмещения метки — отверстия 3 на шкиве 2 коленчатого вала с меткой «ВМТ» на указателе 4 установки зажигания. При этом между торцами стержней клапанов 2 (см. рис. 71) первого цилиндра и их коромыслами 3 образуется максимальный зазор, который замеряют щупом 1.

Величина зазора между впускными и выпускными клапанами и их коромыслами на холодном двигателе ЗИЛ-130 должна быть одинакова и находиться в пределах — 0,40-0,45 мм . При этом щуп толщиной 0,40 мм должен свободно проходить через образовавшийся зазор, а щуп толщиной 0,45 мм должен защемляться (не проходить). На двигателях ЗМЗ-53 (66) и ЯМЗ-236 (238) этот зазор должен быть 0,25 — 0,30 мм . При необходимости зазор регулируется. Регулировка зазора между носком коромысла и торцом стержня клапана на двигателе ЗИЛ-130 осуществляется вращением отвёрткой регулировочного винта 5 при отпущенной (ключом) контргайке 4 (рис. 71).

После установки поршня первого цилиндра в положение в. м. т. конца такта сжатия проверка и регулировка зазоров в клапанах всех цилиндров может осуществляться следующими двумя способами.

1 способ — поочередная проверка зазоров в клапанных механизмах каждого цилиндра. При этом проверка и регулировка зазоров в клапанных механизмах остальных цилиндров осуществляется в последовательности, соответствующей порядку работы двигателя: 1 — 5 — 4 — 2 — 6 — 3 — 7 — 8; с этой целью каждый раз коленчатый вал поворачивается на 90° и на шкиве 3 (см. рис. 72) наносятся четыре метки, располагаемые под углом 90°, и каждый раз поворачивают вал, совмещая очередную метку с меткой в. м. т. на указателе 4 установки зажигания.

2 способ — одновременная проверка закрытых клапанов в нескольких цилиндрах. После установки поршня первого цилиндра в положение в. м. т. конца такта сжатия проверяют и регулируют зазоры: выпускных клапанов 1, 4 и 5-го цилиндров; впускных клапанов 1, 7 и 8-го цилиндров. Далее, коленчатый вал поворачивают на 180° (полоборота), проверяют и регулируют зазоры выпускного клапана 2-го цилиндра и впускного — 5-го цилиндра. Затем вал поворачивают еще на 180°, проверяют и регулируют зазоры: выпускных клапанов 3, 6 и 7-го цилиндров; впускных клапанов 2,4 и 6-го цилиндров. Потом вал поворачивают еще на 180°, после чего проверяют и регулируют зазоры выпускного клапана 8-го цилиндра и впускного клапана 3-го цилиндра. По окончании регулировки необходимо установить на место крышку клапанов.

Установку поршня 1-го цилиндра в положение в. м. т. конца такта сжатия на двигателях ЗМЗ-66 (53) производят по совпадению шарика, зачеканенного в маховик, с указателем на картере сцепления, при вывернутой свече из головки блока у 1-го цилиндра. Регулировку зазоров в клапанных механизмах двигателя ЗМЗ-66 (53) осуществляют так же, как и в двигателе ЗИЛ-130.

Регулировку зазоров между коромыслами и клапанами у двигателя ЯМЗ-236 производят в следующей последовательности. Динамометрическим ключом проверяют затяжку болтов крепления осей коромысел, прикладывая момент 117,68 — 147,1 н · м (12 — 15 кГм). Проворачивают коленчатый вал двигателя до совпадения метки на шкиве коленчатого вала с нулевой меткой на крышке распределительных шестерен, причем впускной и выпускной клапаны должны быть закрыты. После того вал еще поворачивают по ходу на 40° и регулируют зазоры в клапанных механизмах первого и четвертого цилиндров. Далее, вал поворачивают на 240° и регулируют зазоры в клапанных механизмах 2 и 5-го цилиндров и потом, повернув вал еще на 240°, регулируют зазоры в клапанных механизмах 3 и 6-го цилиндров.

Порядок регулировки клапанных механизмов на двигателе ЯМЗ-238 такой же, однако коленчатый вал нужно проворачивать на 180°, а зазоры поочередно регулируют в следующих парах цилиндров: 1 и 5; 4 и 2; 6 и 3; 7 и 8-ом.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector
×
×