15 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Симметрия и асимметрия в композиции

Открытый урок по предмету композиция прикладная, тема » Симметрия и асимметрия» ( 1класс)

Устанавливая рекомендуемое программное обеспечение вы соглашаетесь
с лицензионным соглашением Яндекс.Браузера и настольного ПО Яндекса .

Курс повышения квалификации за 340 рублей!

Эмоциональное выгорание педагогов. Профилактика и способы преодоления

Муниципальное автономное образовательное учреждение

Дополнительного образования детей

«Детская школа искусств»

Открытый урок по предмету

«Симметрия и асимметрия»

Подготовила: Белоусова В.В.,

Преподаватель художественного отделения

Тип урока: комбинированный.

— дать теоретические знания о симметрии и асимметрии в природе и искусстве;

— учить применять теоретические знания на практике при выполнении композиции;

— закрепить знания, полученные на уроке, в ходе самостоятельной работы (выполнение упражнения на симметрию и асимметрию).

— содействовать развитию художественного вкуса, чувства уравновешенности композиции;

— активизация творческого воображения.

— воспитание внимания на уроке;

— воспитание взаимопомощи и взаимовыручки в ходе выполнения упражнений;

— воспитание экономности и бережливости при использовании бумаги, экологическое воспитание;

— воспитание самостоятельности и ответственности.

— выполнить ряд упражнений на симметрию и асимметрию;

— выполнить самостоятельную композицию в технике аппликации из цветной бумаги на асимметрию и симметрию;

Оборудование и материалы к уроку для учителя.

1. Презентация на тему «Симметрия и асимметрия в композиции»

2. Методическое пособие «Симметрия и асимметрия в композиции».

3. Детские работы по данной теме.

4. Цветная бумага, ножницы, клей ПВА, линейка, картон, простой карандаш, шаблоны геометрических фигур (квадрат, круг, овал, треугольник, прямоугольник).

Материалы для учащихся.

Цветная бумага, цветной картон, ножницы, клей ПВА, линейка, карандаш.

2. Объявление темы урока.

3. Акцентирование внимания на целях и задачах урока.

4. Беседа о симметрии и асимметрии в природе и искусстве (с использованием методического пособия).

5. Инструктаж по выполнению декоративной симметричной композиции в квадрате в технике аппликации.

6. Самостоятельная работа учащихся — выполнение симметричной композиции размещение в трех одинаковых квадратах(8×8) фигур так, чтобы:

Фигуры были симметричны относительно вертикали;

Фигуры были симметричны относительно горизонтали;

Фигуры были симметричны относительно вертикали и горизонтали одновременно (20 мин.).

7. Выставка работ учащихся, анализ работ.

8. Повторение и закрепление понятий «симметрии и асимметрии».

9. Подведение итогов урока.

1. Отметить отсутствующих. Проверить готовность к уроку.

2. Объявить тему урока, подчеркнуть ее связь с предыдущими темами.

3. Озвучить, что должны выполнить учащиеся за 2 урока, с каким объемом работы должны справиться, какие знания получить.

4. Беседа о симметрии и асимметрии в природе и искусстве. Параллельно беседе идет показ презентации на тему «Симметрия и асимметрия»

Симметрия и асимметрия встречаются в нашей жизни, в природе, в искусстве постоянно, это понятия универсальные. Симметрия- это соразмерность, порядок, гармония.

Вопрос к классу:

— Мы уже касались понятий симметрии и асимметрии на уроках рисунка, строили симметричные фигуры, скажите своими словами, что такое симметричная фигура?

Слово «симметрия» в представлении людей фигурирует как элемент чего-то правильного, совершенного, а значит, прекрасного. И это совершенство человек много веков назад уже стремился отразить в музыке, поэзии, архитектуре.

Симметрия в широком смысле — это неизменность каких-либо преобразований. Так, двусторонняя симметрия означает, что левая и правая сторона относительно какой -либо плоскости или линии выглядят одинаково. Если сферическое тело (шар) вращать в пространстве вокруг своей оси, то вид его не изменится. Демонстрирую учащимся подборку иллюстраций примера симметрия в природе

Приводим примеры симметрии в природе и искусстве (учащиеся).

Асимметрия — это понятие, противоположное симметрии, это нарушение равновесия, неупорядоченность. Демонстрирую учащимся подборку иллюстраций примера асимметрия в природе.

В природе симметрия и асимметрия – это две противоположности; там, где ослабевает симметрия, там усиливается асимметрия и наоборот.( Приложение 1).

Но строго говоря, нет ничего абсолютно симметричного; если мы будем что-то рассматривать в природе, в человеке, то мы увидим незначительные отклонения одной из сторон от центральной оси (в лице человека например, всегда есть отклонения). А в искусстве принцип симметрии применяется тоже с отклонениями, добавлениями, изменениями насыщенности элементов композиции. В природе случаи идеальной симметрии практически единичны, а вот в архитектуре, технике, предметах быта их очень много (храмы древней Греции).

— Какое впечатление создает симметричная композиция? (Впечатление покоя, тишины, торжественности, уравновешенности).

— А какое впечатление оставляет асимметричная композиция? (Ощущение движения, беспокойства).

Художники в асимметричной композиции располагают объекты самым разным способом, в зависимости от сюжета и замысла. И правая и левая части могут быть как уравновешены так и неуравновешенны. Достигнуть равновесия можно с помощью весового соотношения крупной и нескольких мелких или средних частей, вертикальных и горизонтальных линий. Демонстрирую учащимся подборку иллюстраций примера уравновешенной асимметрии в композиции и не уравновешенной асимметрии композиции.

Еще раз закрепим понятия:

— С помощью какого понятия в композиции можно передать движение, динамику? (Асимметрия)

— С помощью чего можно передать ощущение статики, спокойствия? (Симметрия).

И так задача нашего урока на сегодня составить симметричную композицию из геометрических фигур, подача аппликативная, на следующий урок мы продолжим тему «Симметрия и асимметрия в композиции» и выполним асимметричную композицию из геометрических фигур.

Ребята вы должны в трех квадратах создать симметричную композицию из геометрических фигур (квадрат, круг, овал, треугольник, прямоугольник) в первом случаи фигуры были симметричны относительно вертикали, показываю в пример варианты исполнения, во втором случаи фигуры были симметричны относительно горизонтали, в третьем фигуры были симметричны относительно вертикали и горизонтали одновременно.

Последовательность выполнения композиции:

1) Вырезать квадрат 3 квадрата из цветного картона 8 на 8 см, сложить на уголок. (Приложение 2)

2) В первом квадрате прочерчиваем простым карандашом вертикальную линию, делящею квадрат на пополам.

3) Во втором квадрате прочерчиваем горизонтальную линию делящую квадрат поперек.

4) В третьем квадрате проводим и вертикальную и горизонтальную линию, которые делят квадрат вдоль и поперек ровно пополам.

5) Лучше всего выполнить композицию используя две пары дополнительных цветов.

— Какие цвета называются дополнительными? (Примеры). После этого берем цветную бумагу и по шаблонам вырезаем геометрические фигуры (квадрат, круг, овал, треугольник, прямоугольник).

6) Раскладываем вырезанные элементы на поле каждого квадрата, располагаем соответственно каждому заданию, по заданной линии. Не приклеиваем элементы. Учитель подходит к каждому ученику и смотрит правильность исполнения задания, если есть ошибки в работе то еще раз проговариваем цель задания. Только после этого можно приклеить детали. Самостоятельная работа учащихся над композицией. Учитель работает индивидуально с каждым учеником.

Читать еще:  Датчик температуры охлаждающей жидкости камаз

7.После завершения работ учащиеся раскладывают выполненные работы на парте. Проводим анализ работ. Говорим об удавшихся моментах композиций и ошибках, что удалось, а что не совсем получилось в работах.

8.Итак, мы изучили сегодня понятия симметрии и асимметрии и попробовали эти понятия применить в собственных композициях. Вспомнили, что с этими понятиями тесно связаны другие средства композиции. Увидели, что в природе и в искусстве часто встречаются эти понятия.

9.Общая оценка об усвоении нового учебного материала учащимися.

Симметрия и асимметрия в композиции

Существуют два основных способа создания флористических работ — симметричная и асимметричная постановка материала.

Симметрия Если основной мотив композиции помещается в ее геометрическую середину, а справа и слева образуются две стороны, имеющие одинаковую длину, мы имеем дело с симметричной композицией.

Если основной мотив расположен не в центре, и получаются разные длины сторон по его краям, то получаем асимметричную композицию.

Рассмотрим сначала симметричное построение и некоторые правила его выполнения.

Принцип образования симметричной композиции Ось композиции — подразумеваемая вспомогательная линия — должна проходить через ее геометрическую середину. Она же является одновременно и осью симметрии. Оптический центр тяжести должен находиться на оси, а значит и основной мотив композиции должен обязательно находиться на этой вспомогательной линии. Он и будет зрительно разделять саму композицию на две половины.

Симметрия бывает:

* зеркальная (материал зеркально расставлен относительно оси), (рис.1) * зрительная (оптическая — добиваемся при помощи схожих цветовых решений, ставим при этом различный материал), (рис.4) *вертикальная, (рис.1) *горизонтальная, (рис.4) * радиальная или лучевая (чаще наблюдается в круглых работах, например венках), (рис.2 и 3)

симметрия при постановке нескольких работ, так называемая групповая симметрия (работы расположены на одинаковом расстоянии, могут иметь похожее расположение материала)

Все, что находится на одной стороне, должно повторятся на другой стороне, иметь одинаковый цвет и вид, распространяться на равное расстояние от оси группы и быть на равной высоте и глубине.

Эта гармоничность должна быть действенна оптически. Внешний вид справа должен соответствовать внешнему виду слева, хотя фактически число цветов в цветочной композиции на разных сторонах может быть различно. Например, наше лицо, как нам кажется, имеет совершенно одинаковые половинки, но если мы присмотримся, мы обнаружим определенные различия.

Воздействие и применение симметричного построения

Симметричное построение называется еще строгим или архитектурным.

Эта гармоничность должна быть действенна оптически. Внешний вид справа должен соответствовать внешнему виду слева, хотя фактически число цветов в цветочной композиции на разных сторонах может быть различно. Например, наше лицо, как нам кажется, имеет совершенно одинаковые половинки, но если мы присмотримся, мы обнаружим определенные различия.

Воздействие и применение симметричного построения

Симметричное построение называется еще строгим или архитектурным.

Симметричная композиция легко понимается, воздействует ясно и строго, как геометрическая фигура. Таким образом, она олицетворяет что-то ясное и измеримое, статически спокойное и архитектурное. Синонимами для нее являются: замкнутость, концентрация, спокойствие, достоинство, строгость, торжество.

Поэтому принцип симметрии является подходящим для торжественного или официального случая, украшения церковного праздника, декораций сцены для праздников.

Флористы используют следующие симметричные средства композиций: формовые деревья, гирлянды, цветочные колонны или цветочные пирамиды, декоративные аранжировки и даже цветочные стены.

Если флорист хочет смягчить строгость симметричного построения, он может использоваться более свободные отдельные мотивы, более светлые и нежные цвета, изящно свисающие формы.

Композиции, выполненные в декоративном стиле, имеют геометрически ясные очертания и отвечают требованиям ясности и простоты, даже если выполнены в декоративном стиле и имеют капле-, куполо — и конусообразную форму.

Форма-линейно-экспозиции крайне редко бывают симметричными, но в этих редких случаях они действуют необычно и притягательно. Так как симметрия имеет правильное воздействие только в центральной перспективе, композиции должны устанавливаться соответственно.

Симметрия внутри группы В центре — главный элемент, вспомогательные — на равном расстоянии о главного. Может получаться 2 оси симметрии.

Асимметрия В отличии от строгого порядка симметрии, асимметрия называется свободным порядком. Хотя свобода и непринужденность на самом деле мнимая. Флорист должен обязательно знать правило баланса и уметь его применять, а поэтому создание асимметричных композиций оказывается более сложным, чем симметричных.

Принципы создания асимметричной композиции Первый, и самый важный принцип — основной мотив нельзя разместить на геометрической середине композиции, иначе получится симметричная группа. В большинстве случаев основной мотив размещают в правую или левую треть основной площади.

Между геометрической серединой и основным мотивом или на самом основном мотиве лежит ось всей группы с ее центром тяжести. Она может быть установлена только чувственно, а не геометрически, как при симметричной структуре. Все части, которые дополняют основной мотив, являются разными по виду, высоте и глубине. Рядом с главной частью расположена второстепенная, а на другой стороне группы — третья часть, которая изображает оптическое весовое равновесие. Здесь действует закон рычага, и поэтому чем меньше и, соответственно, легче изображен противоположный основному мотив, тем дальше он должен быть поставлен, чтобы соблюдался баланс всей группы в целом.

Баланс может регулироваться следующими способами:

Изменением оптического веса основной или второстепенных частей

Удалением или приближением части к групповой оси

К трем основным элементам могут быть добавлены и другие связующие части экспозиции.

Основная фигура асимметрии — это неравносторонний треугольник, который объединяет три мотива. Во всех асимметричных структурах — от маленьких подставок до больших цветочных декораций — он играет большую роль.

Воздействие асимметричной структуры Принцип асимметрии, как уже сказано выше, называется еще свободным порядком, так как флорист может группировать экспозицию без строгой закономерности. Ее части смотрятся вместе как собранные непринужденно.

Создать асимметричную экспозицию достаточно сложно, так как далеко не все в ней подчинено строгим правилам геометрии. Наблюдатель часто может находить ее прекрасной, не понимая, что именно вызывает такие чувства. Это делает асимметричную группу привлекательной, и фантазия имеет здесь неограниченную возможность.

Воздействие асимметричных композиций хрупкое, свободное, непринужденное, случайное. Так как каждая часть неповторима, различия становятся более видимыми и эффектными, чем в симметрии. Чувствуется движение, действие и противодействие, созвучие. Поэтому асимметрия имеет что-то общее с сущностью всего живого материала экспозиции.

Таким образом, оживленность и развитие, свобода и разнообразие цветов и растений в асимметричных группировках выражаются лучше, чем в симметричных. Это воздействие можно усилить богатством комбинаций цветов с мягкими тонами, или применением графических форм.

Читать еще:  Honda odyssey north america

Смягчить асимметрию можно с помощью ясного одного — или двухцветия, или посредством симметрично оформленных отдельных частей.

Применение асимметричной структуры Она используется для всех вегетативных, форма-линейных стилей. Асимметричные группировки позволяют взгляду свободно перемещаться по всем частям экспозиции, в то время как симметричная группа приковывает взгляд к середине.

В больших декорациях, тематических экспозициях асимметрию используют в том случае, если есть веселый, жизнерадостный или романтический повод. А в траурной композиции ее можно использовать только в том случае, если хотят подчеркнуть личность умершего.

Симметрия и асимметрия Текст научной статьи по специальности « Искусствоведение»

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Березин Дмитрий Васильевич

В симметричной композиции все части уравновешены, симметричны. Асимметрия это отсутствие или нарушение симметрии. Композиция в изобразительном искусстве это определенное расположение изобразительных элементов на картине, художественного произведения , позволяющее с наибольшей полнотой и силой выразить, передать основной замысел, идею произведения наиболее ясно и убедительно. Главное в композиции создание художественного образа.

Похожие темы научных работ по искусствоведению , автор научной работы — Березин Дмитрий Васильевич

Текст научной работы на тему «Симметрия и асимметрия»

СИММЕТРИЯ И АСИММЕТРИЯ Березин Д.В.

Березин Дмитрий Васильевич — старший преподаватель, кафедра живописи и реставрации, Санкт-Петербургская государственная художественно-промышленная академия им. А.Л. Штиглица, г. Санкт-Петербург

Аннотация: в симметричной композиции все части уравновешены, симметричны. Асимметрия — это отсутствие или нарушение симметрии. Композиция в изобразительном искусстве — это определенное расположение изобразительных элементов на картине, художественного произведения, позволяющее с наибольшей полнотой и силой выразить, передать основной замысел, идею произведения наиболее ясно и убедительно. Главное в композиции — создание художественного образа. Ключевые слова: композиция, симметрия и асимметрия, художественное произведение.

Композиция — это творческий процесс создания произведения искусства, от замысла до его завершения, и это комплекс средств раскрытия содержания произведения, основанный на законах, правилах и приемах, служащих выразительному решению замысла. [5 .7] В композиции имеют огромное значение: масса предметов, их зрительный вес, размещение на плоскости, с распределением предметов в пространстве, установлением соотношения объемов, света и тени. А так же выразительность силуэтов, ритмические чередования линий и пятен, способы передачи пространства и точка зрения в композиции, распределение светотени, цвет и колорит картины, формат и размер произведения, композиционный центр, равновесие картины, контрасты в композиции, ритм композиции.

Искусство не может быть дубликатом реальности, произведения искусства «преображают» жизнь. « Живописец, бессмысленно срисовывающий, руководствуясь практикой и суждением глаза, подобен зеркалу, которое отражает противопоставленные ему предметы, не обладая знанием их» писал Леонардо да Винчи. [3.9]

Выделяют несколько композиционных приемов, таких как — центр, он бывает двух видов, смысловой и композиционный; применение золотого сечения; ритм; статика и динамика; симметрия и асимметрия. Помимо композиционных приемов существуют и другие законы композиции — это закон целостности; закон жизненности; закон контрастов; закон подчиненности; закон воздействия. Наравне с этим выделяют виды композиции: фронтальная или плоская, одним словом это витраж, фреска или картина; объемная — это скульптура или архитектура; глубинно-пространственная, одним словом, пространство, формированное из пространства, предметов и расстояний между ними, например архитектурный ансамбль.

Категория композиции рассматривается как пространственно-временное творчество. Содержание картины определяет всю живопись, таким образом, сюжет, облекающий в «плоть» тему, является первым этапом работы над произведением. Сюжет должен обладать характерными чертами, точно передающими смысл темы. [1.20]

Передача симметрии и асимметрии в композиции. Художники разных эпох использовали симметричное построение картины. Симметричными были многие древние мозаики. Живописцы эпохи Возрождения часто строили свои композиции по законам симметрии. Такое построение позволяет достигнуть впечатления покоя, величественности, особой торжественности и значимости событий. В симметричной композиции люди или предметы расположены почти зеркально по отношению к центральной оси картины.

Симметричные композиции — статичные (устойчивые), левая и правая половины уравновешены. В асимметричной композиции расположение объектов может быть

самым разнообразным в зависимости от сюжета и замысла произведения, левая и правая половины не уравновешены.

Равновесие. Равновесие — это такое состояние композиции, при котором все ее элементы сбалансированы между собой. Равновесие строится на расположении основных масс, от организации композиции, от пластического и ритмического построения композиции, от цветовых, тональных и фактурных отношений между собой и целом. [3.10]

Передача равновесия в композиции. В симметричной композиции все части уравновешены, асимметричная композиция может быть уравновешенной и неуравновешенной. Большое светлое пятно уравновешивается маленьким темным. Много маленьких по размеру пятен можно уравновесить одним большим. Вариантов множество: уравновешиваются части по массе, тону и цвету. Равновесие касается как самих фигур, так и промежутков между ними.

Симметрия в искусстве берет свое начало из реальности, изобилующей симметрично устроенными формами. Для симметричной композиции характерна уравновешенность ее частей по массам, цвету, форме и тону. В симметричных композициях одна часть зеркальна похожа на другую и есть ярко выраженный центр, он как правило совпадает с геометрическим центром картины. [5.106] Для любой симметричной композиции основой служит плоскость ее размещения. Она в основном и определяет применение тех или иных выразительных средств. Однако существуют иллюзии восприятия композиции симметричных фигур, основаны они на особенностях механизма обработки визуальных впечатлений мозгом: прямоугольник, расположенный на длинной стороне к линии горизонта, кажется тяжелым, устойчивым. В то же время расположение на короткой стороне придает фигуре легкость, подвижность. Одинаковые по величине фигуры кажутся разными в силу игры света: белые формы на темном фоне всегда выглядят больше своих черных копий. Ограничивающие горизонтальные линии как бы расширяют пространство, в то время как вертикальные — удлиняют его. Выше перечислены только самые распространенные иллюзии, которые следует учитывать при построении симметричной композиции из геометрических фигур. [1.24]

Форма является одним из основных изобразительных средств выражения. Ее рождение происходит из точки, которая при движении дает линию. Смещение линии строит плоскость. Многообразие разных форм можно свести к треугольнику, квадрату, прямоугольнику, кругу, точке и линии. Плоскость может быть рассечена на горизонтальные, вертикальные и диагональные оси (относительно которых выстраивается симметричная композиция). Точка схождения всех линий находится в центре плоскости и всегда воспринимается зрителем активно. Части плоскости, выходящие за пределы центра, ощущаются пассивными. Все элементы симметричной композиции взаимодействуют со структурой плоскости и при условии достижения зрительного равновесия образуют гармоничную структуру. Винтовая симметрия часто сама является предметом изображения. Вертикальная, горизонтальная, диагональная симметрия имеет ось, соединяющая повторяющиеся части и становится центром напряжения. В некоторых случаях его значение уменьшается (например, когда появляется несколько осей симметрии или центр разряжен композиционно).

Читать еще:  Распиновка лямбда зонда 4 провода

Существуют композиции центростремительные и центробежные. Первые оформлены таким образом, чтобы взгляд зрителя возвращался к середине картины. Такие работы обрамлены полями, которые являются четким обозначением границ. Предполагаемое же домысливание сюжета картины свидетельствует о центробежности, или открытой композиции. Симметричная декоративная композиция, скорее всего, будет замкнутой, ведь ее цель — украшение пространства. В этом случае как раз подходят устойчивость, замкнутость, спокойствие,

уравновешенность. Но законы действуют как на плоскости, так и в объемном исполнении. Динамика и статика для передачи движения и покоя художник использует все доступные средства: цвет, ритм, фактуру, линии, фигуры. В статике расположение элементов в композиции, составляет у зрителя впечатление неподвижности, равновесности, незыблемости. Характерные черты таких построений: Отчетливо прослеживается использование структуры плоскости при составлении композиционных групп благодаря определенному порядку построения. Предметы для составления сюжета выбираются похожие по основным параметрам: форме, фактуре и т. д. Используется «мягкая» тональная гамма с избеганием резких контрастов. Динамика в композиции передается при помощи обратных методов. Таким образом, согласованные между собой элементы оставляют впечатление внутренней напряженности, стремления к движению или даже направленный рывок. Например, симметричная композиция из прямоугольников может источать незыблемое спокойствие, что достигается при помощи выше описанных методов. Но достаточно внести немного цветового разнообразия (симметрия перестанет быть строгой) — и те же прямоугольники уже доносят до зрителя иную информацию: напряжение, ожидание. Появление динамики в композиции способно вывести ее в другую организационную реальность. Поэтому асимметрия не обозначает отсутствие упорядоченности в композиции — это свободный порядок (всего лишь немного небольшое отступление от симметрии). Здесь не требуется строгого подбора элементов по тону, фактуре, объему, весу. Красота составляющих подчеркивается их непохожестью и расположением по отношению друг к другу. Однако именно в таких композициях особое внимание опытный художник уделяет сбалансированности, поскольку именно она является свидетельством грамотного выстраивания целостности образа. [3.11]

Точечная (центрическая) композиция

У точечной композиции всегда проглядывается центр; он может быть центром симметрии в буквальном смысле или условным центром в несимметричной композиции, вокруг которого компактно и примерно равноудаленно располагаются композиционные элементы, составляющие активное пятно. Точечная композиция всегда центростремительна, даже если части ее как бы разбегаются от центра, фокус композиции автоматически становится главным элементом, организующим изображение. Значение центра наиболее подчеркивается в круговой композиции.

Симметричное равновесие достигается тогда, когда объекты с одинаковым визуальным весом будут размещены равноудалённо от центра изображения. Но, создавая такую композицию, необходимо учитывать, что нарушить равновесие может даже небольшой элемент, присутствующий на одной из частей композиции, но отсутствующий на другой. Композиция уже не будет восприниматься симметричной -появится дисбаланс и визуальное напряжение. Происходит это от того, что при восприятии симметрии наш мозг устанавливает определённый ритм объектов и интервалов между ними, предполагает наличие определённой последовательности и интервала. Наиболее используемыми видами симметрии являются: зеркальная; центральная; осевая; переноса.

три вида симметрии:

Зеркальная (двусторонняя). Как уже понятно из названия, в основе лежит равенство двух частей композиции, которые расположены по разные стороны центральной оси и являются практически зеркальными отражениями друг друга. Ориентация оси может быть как вертикальная, так и горизонтальная. Симметрию называют чистой, если две половины композиции отражают друг друга абсолютно точно.

Радиальная (лучевая или круговая). В её основе лежит равное удаление всех элементов композиции относительно центральной точки (или общего центра). Количество объектов, как и угол, их расположения относительно центра, могут быть

различны. Главное понимать, что пока есть некий общий центр — симметрия сохраняется.

Трансляционная (кристаллографическая). Это вид симметрии, в которой элементы композиции повторяются через определенные промежутки. Как пример -колонны или окна здания. В трансляционной симметрии ключевую роль играет совпадение направления элементов. С помощью такой симметрии можно создать ритм, движение, показать скорость или очень динамичное действие.

АСИММЕТРИЯ. Асимметрия — это отсутствие или нарушение симметрии. Но это вовсе не значит, что асимметрия — это отсутствие равновесия композиции. Асимметрическое расположение предметов в композиции может вызвать впечатление деление картины вертикальной осью на две равные части, равновесие достигается введением пространственных пауз между предметами, которые то удаляются, то приближаются. В асимметричной композиции равновесие иногда совсем отсутствует, если смысловой центр находится ближе к краю картины. Впечатление от картины изменяется, если посмотреть на ее зеркальное изображение. Асимметричное равновесие достигается тогда, когда элементы композиции, находящиеся по разные стороны от центра, имеют одинаковую визуальную массу. Достичь равновесия при помощи асимметрии сложнее, чем в симметричной композиции, так как между композиционными элементами более сложные пространственные отношения. Асимметричное равновесие более динамичное и интересное для привлечения внимания, чем симметричное. [5.109]

Сталкивая симметрию с асимметрией, необходимо помнить, что визуальная масса симметричной фигуры будет больше, чем масса асимметричной фигуры подобного размера и формы; симметрия создаёт баланс сама по себе и, как правило, считается красивой и гармоничной. Но есть и обратная сторона медали — она зачастую лишена динамики и может показаться статичной и скучной; асимметрия, как антипод статичной симметрии, обычно привносит в композицию динамику. [8] Заключение.

Композиция является неотъемлемой частью произведения искусства. Композиционные правила, приемы и средства основаны на богатом творческом опыте художников многих поколений, но техника композиции не стоит на месте, она постоянно развивается, обогащаясь творческой практикой новых мастеров.

1. Ветрова И.Б. «Неформальная композиция. От образа к творчеству». Москва. Издательство «Ижица». 2004 г.

2. Волков Н. «Композиция в живописи» Издательство Искусство, 1977.

3. Голубева О.Л. «Основы композиции». Издательство В. Шевчук. 2004.

4. Паранюшкин Р.В. «Композиция» Издательство Феникс. 2005.

5. Шаповалов В.Г. Асимметричная композиция в изобразительном искусстве. Челябинск. 2005.

6. Шорохов Е.В. «Основы композиции». 1979 г.

7. Чернышев О.В. «Формальная композиция. Творческий практикум», 1999.

8. Шестакова Е. «Симметрия и асимметрия». 2018.

голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector
×
×