1 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Система охлаждения ваз 2107 инжектор

Устройство системы охлаждения ВАЗ 2107

Движение – это жизнь, но движение – это тепло. Попробуйте потереть ладошки друг об друга, и убедитесь в этом сами. Тепло – это финал превращений всех энергий, друг в друга. В теле человека происходят взаимные превращения белков, жиров, углеводов, которые в результате распадаются путём многостадийного ферментативного окисления с выделением тепла. В сердце автомобильного двигателя происходят также химические превращения топлива в выхлопные газы и воду, с выделением большого количества энергии, которая преобразуется в механическую, а часть рассеивается в виде тепла. Более того, это тепло нужно целенаправленно собирать и отводить, сколько бы его не образовалось. Именно для этого служит система охлаждения у автомобиля ВАЗ 2107.

Если вспомнить, что КПД бензинового двигателя составляет в идеале 25%, а по городским пробкам – около 7%, то это значит, что из 40 литров полностью заправленного бака ВАЗ 2107 в условиях города вы на движение автомобиля потратили всего три литра! Сколько? Повторяем, три литра, мы не ошиблись. Куда девались остальные тридцать семь? Правильно, они сгорели бесполезным огнём, загрязняя воздух и изнашивая автомобиль. Карбюратор и инжектор улучшают КПД, но ненамного. Отведением этого тепла и занимается система охлаждения автомашины ВАЗ 2107.

Схема системы охлаждения двигателя следующая:

Устройство главных частей системы: (на рисунке двигатель ВАЗ 2106, на котором установлен карбюратор).

  • Собственно рубашка системы охлаждения двигателя (7), ходы и отверстия в блоке цилиндров, с её выпускным патрубком (4).
  • Насос системы охлаждения, или помпа (16), при работе которой возникает циркуляция охлаждающей жидкости (тосола, антифриза). Его устройство – на манер крыльчатки. Он находится в едином соединении с генератором, единым ремнём (15).
  • Термостат (18) разделяющий малый (при холодном двигателе) и большой (при горячем) круги циркуляции жидкости. Устройство термостата несложно, его задача открывать или закрывать клапан перепуска жидкости.
  • Шланги системы охлаждения (отводящие охлаждённую жидкость от радиатора и подводящую горячую жидкость в радиатор, шланги термостата, шланги к помпе и др.).
  • Радиатор – основной теплообменник, несущий охлаждающую функцию. Устройство радиатора может быть различным, сейчас используется алюминиевый, но медный радиатор гораздо эффективнее, но менее стоек.
  • Вентилятор радиатора, в обиходе – «карлсон» (11) , включающийся при необходимости при повышении температуры двигателя.
  • Расширительный бачок, доступный для визуального контроля качества жидкости и её долива. От расширительного бачка к горловине радиатора идёт прочный шланг. Некоторые считают, что это шланг системы охлаждения, но это неправильно. Его функция – просто держать радиатор заполненным.

Полная схема системы охлаждения включает в себя дополнительные детали, такие как сливные пробки, датчик включения вентилятора, предохранитель вентилятора и другие. Напомним, что на ВАЗ 2107 устройство электрической цепи таково, что предохранитель вентилятора и звукового сигнала один общий, на 10 А. Это значит, что если вы будете чересчур сигналить при работающем вентиляторе (а это легко можно заметить по лёгкому шуму и увеличению расхода заряда), то рискуете остаться с перегретым двигателем.

Полный объём системы охлаждения на ВАЗ 2107 составляет 9,85 л. Неопытным водителям иногда кажется невозможным залить более 3-5 л, этому мешают воздушные пробки, которые нужно удалять. Объём пробок может составлять половину объёма всей системы! Емкость рассчитана на целиком заполненную рубашку, шланги, радиатор, и расширительный бачок.

В системе охлаждения температура замерзания антифриза должна быть не выше -40градусов по Цельсию.

Часто спрашивают: инжектор и карбюратор – есть ли разница в системе охлаждения? Да, есть, но незначительная.

Верхний рисунок – карбюратор, нижний – двигатель, на котором установлен инжектор. Разница в установке датчика системы управления температуры охлаждающей жидкости (5) если установлен инжектор, а также наличием узла подогрева корпуса дроссельной заслонки (4), на рисунке справа (инжектор). Двигатель, на котором установлен карбюратор, имеет более простую систему охлаждения.

Промывка системы охлаждения рекомендуется специальными жидкостями, но можно их подготовить самому на примере смеси для двигателя ЯМЗ 236 (двигатель ЯМЗ 236 дизельный, устанавливается на отечественные грузовые автомобили КАМАЗ, Урал).

В её состав входит соляная техническая кислота 30%, ингибитор ПБ-5, уротропин технический, пеногаситель, вода. Так как двигатель ЯМЗ 236 является дизельным, хорошо работающим на низких оборотах, то указанные компоненты хорошо промывают систему.

Читать еще:  За какие нарушения лишают водительских прав 2020

Упрощённая промывка системы охлаждения включает чистую воду, с добавлением ортофосфорной кислоты, которая хорошо убирает накипь как в ЯМЗ 236, так и в двигателях «классики».

На «Жигулях» можно купить 10 литров «Кока-Колы» и очистить систему охлаждения, до полного прогрева двигателя, главное — выпустить газ из напитка. Так как объём системы охлаждения ЯМЗ-236 значительно больше, то «Кока-колы» уйдёт тоже много

ВАЗ 2107: принцип работы системы охлаждения

ВАЗ-2107 — легендарный седан производства ООО «АВТОВАЗ» серийно выпускался на протяжении 30 лет. Представляя собой улучшенный («люксовый») вариант модели ВАЗ-2105, он неоднократно модернизировался. Кроме того за годы выпуска было разработано большое количество различных модификаций, на которые устанавливались как инжекторные двигатели, так и моторы с установленными на них карбюраторами. Так, в зависимости от варианта исполнения, на ВАЗ-2107 устанавливались:

  1. 1. Инжекторные двигатели с объемом цилиндров:
  • 2104 — 1,5 л;
  • 21067 — 1,6 л;
  • 21213 — 1,7 л.
  1. 2. Карбюраторные моторы с объемом цилиндров:
  • 2103 — 1,5 л;
  • 2105 — 1,3 л;
  • 2106 — 1,6 л;
  • 21034 — 1,4 л.

Все двигатели имеют однотипную конструкцию с высокой степенью унификации. Это в полной мере относится и к системе их охлаждения, которая организована по единому двухконтурному принципу. Она призвана обеспечивать необходимый температурный режим работы силового агрегата посредством корректируемого отбора тепла от нагревающихся составных частей.

Система охлаждения моторов ВАЗ

Система охлаждения ДВС (двигатель внутреннего сгорания) функционирует за счет целенаправленного принудительного движения технического раствора по замкнутому контуру. Циркуляция автожидкости осуществляется под действием водяного насоса. При этом она, отнимая тепло у нагретых участков, обеспечивает охлаждение мотора.

В общем виде система охлаждения мотора включает в себя:

  1. 1. Радиатор с основным вентилятором;
  2. 2. Неразборный термостат;
  3. 3. Циркуляционный (водяной) насос;
  4. 4. Рубашки охлаждения блока цилиндров и головки блока;
  5. 5. Бачок расширительный;
  6. 6. Радиатор отопителя с электрическим вентилятором;
  7. 7. Патрубки и шланги соединительные;
  8. 8. Кран радиатора отопителя («печки»);
  9. 9. Датчик температуры;
  10. 10. Прибор контроля температуры технического раствора (входит в комбинацию приборов).

В системе охлаждения мотора с инжектором дополнительно устанавливается узел подогрева корпуса дроссельной заслонки. Это предотвращает обмерзание дроссельной заслонки в зимний период (при малых углах открытия).

В силовых установках ВАЗ-2107 роль охлаждающей жидкости выполняет тосол, который обладает оптимальным соотношением «цена/качество». Возможно также применение более дорогого антифриза, однако для этого необходимо предварительно тщательно промыть всю систему. Объем технической жидкости, заливаемой в систему охлаждения мотора ВАЗ-2107 составляет 9,85 л.

ВАЖНО: использование воды при охлаждении ДВС запрещено. При возникновении непредвиденных ситуаций возможно кратковременное заполнение системы водой с последующим ее промыванием.

Принцип действия

При запуске двигателя циркуляция тосола происходит под действием водяного насоса. Первоначально ее движение осуществляется по малому контуру (кругу) при закрытом термостате. При этом в радиатор она не попадает. Это позволяет ускорить процесс прогрева двигателя до оптимальной рабочей температуры.

При нагревании тосола увеличение его объема компенсирует расширительный бачок. Именно в него поступает горячая автожидкость, которая затем возвращается в контур охлаждения.

После прогрева мотора до температуры 85-95 градусов Цельсия, открывается термостат и техническая жидкость начинает циркулировать через радиатор, то есть по большому кругу. При этом прохладный тосол, находящийся в радиаторе, поступает в рубашки силовой установки и охлаждает его до оптимальной температуры.

В случае дальнейшего нагрева силовой установки (если он не успевает охлаждаться), по команде датчика контроля температуры включается электрический вентилятор, который принудительно охлаждает радиатор и мотор до тех пор, пока жидкость не охладится до определенного значения, после чего выключается. Таким образом постоянно поддерживается необходимая температура технического раствора и двигателя.

Во время холодов можно направить часть горячего тосола в радиатор «печки». При этом обеспечивается обогрев внутреннего объема транспортного средства за счет избыточного тепла, отнимаемого у горячей субстанции.

Техническое обслуживание

Обязательным условием работоспособности ДВС является регулярное техническое обслуживание системы, обеспечивающей его охлаждение. Сводится оно к:

  • постоянному контролю уровня охлаждающей жидкости;
  • диагностике негерметичности системы (при необходимости);
  • замене неисправных деталей и узлов.
Читать еще:  Настройка карбюратора ваз 2105

Контроль уровня охлаждающей жидкости

Уровень охлаждающего раствора представляет собой важный параметр, обеспечивающий безотказное функционирование двигателя. При эксплуатации объем тосола, залитого внутрь системы изменяется. Контролируют его уровень по специальным меткам, нанесенным на расширительный бачок. В случае понижения или повышения уровня, необходимо откорректировать количество тосола.

Диагностика негерметичности системы

Одна из основных неисправностей системы — нарушение ее герметичности. Свидетельствуют об этом:

  • постоянное снижение уровня тосола в расширительном бачке;
  • специфический запах технического раствора;
  • мокрые следы под автомобилем.

Недостаточный объем технической жидкости способствует перегреву двигателя. Места протечек определяются при визуальном осмотре подкапотного пространства или салона (при нарушении герметичности радиатора «печки» или крана отопителя).

Внимание! Технические жидкости, используемые для охлаждения двигателя токсичны. Поэтому, работая с ними, необходимо соблюдать требования безопасности. Сливать ее из мотора можно только в специально подготовленную емкость объемом не менее 5 литров.

Система охлаждения ВАЗ 2107: особенности и неисправности

Система охлаждения ВАЗ 2107 позволяет двигателю работать в нормальном температурном режиме. Без нее металл вокруг камер сгорания сильно перегревался бы. Следствие этого – раннее воспламенение смеси, появление детонации. Кроме того, возможно даже разрушение металла. На семерках установлена двухконтурная система, называется она так по той причине, что у нее два круга охлаждения – большой и малый. И в процессе работы двигателя жидкость циркулирует по ним.

Основные компоненты системы охлаждения ВАЗ 2107

Термостат

Изготовлен он с использованием одного свойства биметалла – изменять свою форму при перепаде температур. Причем, если сравнивать с любым простым металлом, деформация биметаллических пластин намного существеннее, можно получить точность с погрешностью в один градус. Другими словами, при температуре 80 градусов пластина сохраняет первоначальную форму, а уже при 82 она выгибается.

И тянет за собой клапан, который изменяет направление движения тосола в системе. Суть работы этого устройства заключается в том, чтобы при повышении температуры до критического значения, отправить часть жидкости в радиатор для прохождения «штрафного» круга. При этом, конечно же, снижается температура.

Жидкостная помпа

В системе охлаждения ВАЗ 2107 жидкостный насос стоит спереди двигателя, имеет общий с ремнем генератора привод. На инжекторных автомобилях конструкция достаточно «продвинутая», а вот на карбюраторных семерках встречались помпы, на вал которых надевались крыльчатки для принудительного обдува радиатора.

К помпе подключаются патрубки, соединяющие ее с блоком ДВС и печкой. Обратите внимание на то, что от металлического патрубка идет тонкий шланг к дроссельному узлу (независимо от того, карбюратор или инжектор у вас). Он необходим для прогрева заслонки в зимний период времени.

Радиатор и электровентилятор

На новых автомобилях ВАЗ 2107 система охлаждения более совершенная – она включает в себя электрический вентилятор. Срабатывает он от датчика, смонтированного в боковой поверхности радиатора. Современные радиаторы изготавливаются, как правило, из пластика и металла.

Дешево и сердито, вот только ремонту такие элементы не подлежат. Самыми надежными оказываются радиаторы, выполненные из сплавов меди. Но на сегодняшний день это дефицит. Неисправности системы охлаждения ВАЗ 2107 чаще всего проявляются именно в поломках датчиков или вентилятора. Несколько реже рвутся патрубки, появляются небольшие течи.

Второстепенные элементы

Расширительный бачок и патрубки с хомутами – их лишь образно можно назвать второстепенными, так как они играют чуть ли не главную роль. Впрочем, если выкинуть хоть один элемент из системы, то она перестанет нормально функционировать. Даже разрушение хомута приведет к тому, что жидкость начнет постепенно выходить, вам потребуется ее время от времени доливать.

А это надоедает и становится накладным. Что касается расширительного бачка, так без него и вовсе невозможно обойтись – именно в него выбрасывается излишек тосола при работе двигателя на высоких температурах. И забирается жидкость, когда температура падает.

Эффективная работа системы

Время от времени нужно проводить техническое обслуживание всего автомобиля и охлаждения в частности. Очень важна промывка, так как попадание даже небольшого количества воды или пыли может привести к образованию накипи на стенках рубашки. К сожалению, некоторые автомобилисты грешат тем, что заливают воду – а она является причиной появления накипи. Только представьте, что ваш двигатель внутри выглядит точно так же, как нагревательный элемент электрического чайника.

Читать еще:  Классификация автомобилей по классам таблица

Для промывки системы охлаждения используется множество рецептов. Кто-то газированной водой это делает, а кто-то покупает в магазинах специальные промывочные жидкости. Но если подумать, то даже легкое ополаскивание чистой водой принесет свои результаты. Обратите внимание на то, что растворы агрессивные. И если слишком долго их не сливать (или же плохо смыть), то появление течей обеспечено.

Схема промывки системы охлаждения проста – сливаете старый тосол, заливаете промывочную жидкость. Прогреваете двигатель до рабочей температуры и даете ему остыть. Сливаете раствор и ополаскиваете водой систему охлаждения ВАЗ 2107. При необходимости повторите процедуру еще 1-2 раза. Но и увлекаться не стоит. Не забывайте, что нужно открывать кран печки, чтобы ее радиатор также очистился.

Охладительная система на ВАЗ 21074 инжектор

Одним из основных условий бесперебойной работы двигателя является его качественное охлаждение, так как без своевременного отвода тепла и поддержки нужной температуры мотор быстро перегревается. Система охлаждения на ВАЗ 21074 инжектор является сложным механизмом, состоящим из множества элементов.

Устройство и принцип работы системы охлаждения

Система охлаждения на автомобиле ВАЗ 2107 инжектор жидкостная, закрытого типа, с принудительной циркуляцией. Система состоит из следующих деталей:

  • насос;
  • радиатор;
  • расширительный бачок;
  • термостат неразборный;
  • электровентилятор четырехлопастной;
  • рубашка охлаждения блока цилиндров;
  • трубопроводы и шланги;
  • сливные пробки.

Охлаждающая жидкость в рубашках охлаждения забирает тепло у нагревающихся деталей двигателя, затем под воздействием давления, создаваемого насосом, начинает циркулировать по системе, тем самым осуществляя теплообмен.

Если жидкость не успевает остыть до необходимого уровня, автоматически включается вентилятор, который будет работать до тех пор, пока жидкость не охладится.

Неисправности

При нормальном температурном режиме стрелка указателя не доходит до красного поля, значит, температура в пределах 80-100 градусов. Но если стрелка все же переходит красную зону, значит, тепловой режим двигателя повышен, и в системе охлаждения на ВАЗ 21074 могут присутствовать следующие неполадки:

  • ослабление ремня приводов насоса;
  • утечка или недостаточное количество охлаждающей жидкости;
  • неисправность термостата;
  • неисправность электровентилятора;
  • неисправность помпы;
  • тяжелые дорожные условия.

Замена водяного насоса

Помпа (водяной насос) ВАЗ 21014 обеспечивает циркуляцию жидкости по системе, и именно он чаще всего выходит из строя. О неисправности водяного насосса свидетельствуют следы подтекания охлаждающей жидкости, а также характерный гул во время работы двигателя. Если узел неисправен, то потребуется его замена.

Самостоятельная замена помпы на ВАЗ 21074 потребует наличия следующего инструмента:

  • трещотка, большая и маленькая;
  • рожковый ключ на 13;
  • удлинитель;
  • торцовые головки на 10 и 13;
  • емкость для сливания жидкости;
  • плоская отвертка.

Порядок работ по замене помпы в системе охлаждения двигателя ВАЗ 2107 инжектор будет следующим:

  1. На левой стороне блоке двигателя откручиваетя пробка и в специально приготовленную посуду сливается охлаждающая жидкость. Если требуется полностью заменить охлаждающую жидкость, то сливная пробка выкручивается и на радиаторе охлаждения тоже.
  2. Снимается ремень генератора, для этого откручивается натяжная гайка.
  3. С помощью отвертки ослабляется хомут парубка, подходящий к помпе. После этого патрубок снимается с небольшим усилием.
  4. Далее трещоточной рукояткой с головкой на 10 откручивается и снимается тонкая трубка подвода охлаждающей жидкости. Действовать следует аккуратно, для того чтобы случайно не повредить трубку.
  5. Откручивается самый длинный болт крепления корпуса помпы, находящийся сверху. После откручивания болт нужно извлечь, иногда для этого приходится воспользоваться проникающей смазкой.
  6. Откручиваются два оставшихся снизу болта. Для этого лучше всего подходит рожковый ключ.
  7. Помпа вместе с корпусом аккуратно снимается и вытаскивается. Посадочное место требуется хорошенько зачистить.
  8. Новая помпа ставится на место в обратном порядке. При этом желательна замена всех прокладок. После того как замена помпы успешно произведена, в систему заливается охлаждающая жидкость.
  9. По окончании работ потребуется «развоздушка» системы. Для этого отсоединяется шланг от впускного коллектора.

Замена помпы на ВАЗ 2107 инжектор обычно занимает не более часа.

голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector
×
×