3 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Зил 131 технические характеристики

ЗИЛ-131: технические характеристики, разновидности, нюансы эксплуатации

На протяжении почти 50 лет выпускался грузовой автомобиль ЗИЛ-131.

Он обладает большим количеством самых разных достоинств. В основном эксплуатировали его в армии.

Существует немало разнообразных модификаций данного автомобиля на базе универсального шасси.

Двигатель автомобиля

Несмотря на то, что первый серийный образец рассматриваемого автомобиля был выпущен в далеком 1966 году, технические характеристики мотора во многих сферах удовлетворяют запросы российской армии даже сегодня:

Наименование параметраХарактеристикаЕдиницы измерения
Тип двигателяКарбюраторный, четырехтактный
Количество рабочих цилиндров8шт.
Тип охлажденияЖидкостное
КлапаныВ верхней части двигателя
Диаметр рабочих цилиндров100мм
Рабочий объем камеры сгорания6л
Длина пути хода поршня95мм
Сжатие6,5
Максимальная мощность двигателя150л. с.
Крутящий момент при 2 000 об/мин410Н×м

Благодаря большой мощности и высокому крутящему моменту ЗИЛ-131 мог развивать по трассе скорость до 85 км/ч. Учитывая год выпуска, этот параметр можно назвать довольно впечатляющим.

Далеко не каждый легковой автомобиль тех лет мог передвигаться так быстро, не говоря уже о грузовиках такой большой массы.

Расход топлива ЗИЛ-131, изображенного на фото справа, при смешанном цикле езды составляет 49,5 л на 100 км при средней скорости 60 км/ч.

Согласно техническим характеристикам мотор рассчитан на работу с бензином АИ-76 или аналогичным, но с большим октановым числом.

КУНГ и иные модификации

Рассматриваемая модель грузовика оказалась настолько удачной, что на его базе выпускали большое количество различных модификаций.

Особенно популярен ЗИЛ-131 КУНГ. Данная аббревиатура расшифровывается как «кузов унифицированный нулевого габаритного размера».

Его каркас выполнен из уголков и швеллеров различных размеров, обшитых сверху металлическими листами.

А здесь рассмотрены самосвальные, тентованные и полуприцепы-контейнеровозы «Грюнвальд».

Изнутри данный кузов-фургон ЗИЛ-131 обшивается пенопластом или иным теплоизолирующим материалом, после все закрывается покрытой антисептиком фанерой, что улучшает технические характеристики всего автомобиля.

Независимо от предназначения, все рассматриваемые грузовики с КУНГом оснащаются:

  • отоплением;
  • вентиляцией;
  • всевозможным бытовым оборудованием;
  • системой освещения (плафонами на потолке).

Уникальность ЗИЛа-131 КУНГ заключалась в присутствии в его кузове специальной фильтрационной установки ФВУА-100Н-12.

Она осуществляла забор воздуха из окружающей среды и обеззараживала его. Создавалось избыточное давление, что позволяло обезопасить пространство внутри фургона.

Отопительная система была полностью автономна, тепло выделялось путем сжигания дизельного топлива.

Также на базе рассматриваемого грузовика производили следующие модификации с хорошими техническими характеристиками:

  • ЗИЛ-131НА оснащался негерметичным и неэкранированным оборудованием;
  • ЗИЛ-131В – седельный тягач;
  • АТЗ-3 и подобные использовались в качестве топливозаправщиков;
  • МЗ-131 – маслозаправщики;
  • АЦ-40 – пожарная машина.

Масса, габариты, грузоподъемность

Масса и габаритные характеристики автомобиля рассматриваемого типа относительно невелики, несмотря на его основное предназначение. Параметры следующие:

  • снаряженная масса модели без лебедки – 6 135 кг;
  • снаряженная масса модели с лебедкой – 6 375 кг.

Хотя, согласно техническим характеристикам, вес механизма лебедки автомобиля ЗИЛ-131 довольно существенен, ее наличие всегда обосновано, поскольку она позволяет справиться с передвижением в крайне сложных и экстремальных условиях местности.

Полная масса автомобиля:

  • при наличии лебедки – 10 425 кг;
  • без лебедки – 10 185 кг.

Максимальная грузоподъемность составляет всего 3 500 кг. Также при необходимости рассматриваемую технику можно использовать совместно с прицепом.

Его допустимая масса зависит от дорожных условий, в которых передвигается ЗИЛ-131:

  • масса при движении по дороге с твердым покрытием – 6 500 кг;
  • при движении по грунтовке – 4 000 кг.

Базовая версия автомобиля имеет следующие габаритные размеры:

  • длина от переднего бампера до задней части кузова, мм – 7 040;
  • высота без тента, мм – 2 480;
  • высота с тентом, мм – 2 975;
  • ширина от левого колеса до правого, мм – 2 500.

Расстояние между колесами – 3,35 м +1,25 м. Ширина передней и задней колей одинакова и составляет 1,82 м. Радиус разворота – целых 10,8 м. Учитывая длину кузова, данный параметр не так уж велик.

Тормозной путь составляет 29 м при 50 км/ч. Причиной тому является большая инерция, возникающая из-за массы всего автомобиля и фургона с людьми, а также всем имеющимся оборудованием.

Конструкция шасси

Шасси рассматриваемого автомобиля включает в себя следующие основные составные части:

  • механизмы управления;
  • ходовую часть;
  • главную силовую передачу (трансмиссию).


Механизмы управления ЗИЛом-131 включают в себя:

  • рулевое управление с гидроусилителем, имеющее механическую связь с передними колесами;
  • тормозную систему.

Ходовая часть включает в себя следующие составные части:

  • раму;
  • оси, на которых расположены колеса;
  • подвески.

Главная передача данного грузовика является двойной, ее передаточное число равно 7.34.

Особенности грузовика

Орган, позволяющий его задействовать, располагается на приборной панели внутри кабины и представляет собой обычный металлический двухпозиционный тумблер.

Также передний мост можно было включить при помощи рычага переключения скоростей.

Коробка передач ЗИЛ-131 по своим техническим характеристикам – механического типа.

Вторая и третья передачи оснащаются специальными замками. Они предотвращают произвольное выключение скорости в случае, если нагрузка на двигатель быстро возрастает. Это чрезвычайно актуально во время затяжного подъема.

Для своего года выпуска ЗИЛ-131 оснащается довольно продвинутой электроникой.

В конструкции использованы генератор переменного тока с большим запасом мощности, а также бесконтактное зажигание с электронным коммутационным устройством.

Кроме того, имеется специальное вибрационное устройство, обеспечивающее передвижение в течение 30 часов без остановки своим ходом. Все это было в новинку для тех годов, когда рассматриваемый автомобиль начал серийно выпускаться.

Кабина

Кабина на ЗИЛе-131 используется каркасного типа, снаружи она обшивается листовым металлом, изнутри присутствует утеплитель различного типа. Его наличие позволяет водителю чувствовать себя комфортно даже в сильный мороз.

Все подвижные элементы снабжаются специальными резиновыми уплотнителями, их присутствие позволяет осуществлять закрывание максимально герметично.

На приборной панели автомобиля находится все необходимое для осуществления мониторинга основных параметров двигателя:

  • датчик уровня бензина;
  • вольтметр/амперметр;
  • спидометр;
  • датчик давления масла;
  • датчик температурный;
  • тахометр.

Все органы управления, необходимые для комфортной эксплуатации автомобиля, присутствуют в зоне досягаемости водителя.

Рычаг включения поворота располагается на рулевой колонке. Все остальное находится на приборной панели правее тахометра.

Рукояти органов управления имеют наиболее подходящую для осуществления хвата форму, что позволяет выполнять различные операции с максимальным удобством.

Кресла водителя и пассажиров не отличаются большим количеством регулировок.

Но, несмотря на это, нахождение в данной кабине достаточно приятно: конструкторы изготавливали сиденья с учетом антропометрических параметров среднестатистического человека. Поэтому большинство водителей может управлять ЗИЛом-131 с большим комфортом.

В этом обзоре рассмотрены достоинства и недостатки экскаватора-погрузчика «Амкодор 352».

Пройдя по ссылке http://spez-tech.com/tehnika/selhoz/pritsepyi-i-polupritsepyi/gazel-avto/tyagach-s-funktsional-gruzovika-i-mobilnost-legkovogo.html, вы найдёте информацию не только о возможных ценах на тягач «ГАЗель» с полуприцепом, но и описание основных разновидностей данного вида транспорта.

На кабине закреплены внушительного размера зеркала заднего вида. Их угол обзора дает возможность без особых затруднений обозревать все, что находится позади кабины, даже если передвижение осуществляется со специальным прицепом.

Несмотря на то, что модель выпускается уже довольно давно, она до сих пор пользуется спросом, поскольку отличается не только выносливостью и универсальностью, но также небольшой стоимостью.

Цена на конкретную машину непосредственно зависит от года выпуска, пробега и состояния:

Год выпускаПробег, кмСтоимость, руб.
1985400 000160 000
1990240 000179 000
1993260 000190 000
200050 000750 000
2002111 000270 000

Также на стоимость модифицированных версий ЗИЛа-131 сильно влияет установленное на них оборудование. Например, база данного автомобиля с предустановленной буровой установкой может стоить от 1,5 до 2 млн руб.

Чем сложнее и дороже оборудование, тем выше цена автомобиля.

Стоимость ЗИЛа-131 с автовышкой может достигать 500-600 тыс. рублей.

Простота ремонта и дешевизна делают использование ЗИЛа-131 экономически обоснованным.

На сегодняшний день появилось довольно большое количество всевозможных грузовиков с аналогичными и даже лучшими рабочими параметрами.

Но при этом ЗИЛ-131 до сих пор успешно эксплуатируется во многих частях российской армии, а также в организациях, занимающихся геологической разведкой, бурением и строительством в качестве бортового самосвала.

Узнаем некоторые технические характеристики и причины популярности ЗИЛ-131 из следующего видео:

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

ЗИЛ 131

ЗИЛ 131 – легендарный грузовой автомобиль, выпускавшийся заводом имени Лихачева на протяжении 46 лет. Модель являлась для предприятия основной и отличалась повышенной проходимостью. Большая часть машин выпускалась для Советской армии.

Читать еще:  Total quartz 7000 10w 40

ЗИЛ 131 обладал множеством разнообразных достоинств. Высокая надежность и производительность сделали его востребованным в военной и хозяйственной сферах. На базе автомобиля было выпущено множество специальных версий. Потребителей модель привлекала малыми расходами на обслуживание и простотой конструкции.

Первые экземпляры ЗИЛ 131 были представлены почти полвека назад и стали прорывом в своем классе. Примечательно, что автомобиль и сегодня активно используется в различных сферах хозяйства.

История и назначение грузовика

В середине 1950-х годов на заводе имени Лихачева начались работы по созданию полноприводного грузового автомобиля для армии. Вместе с разработкой ЗИС 157 специалисты пытались сконструировать принципиально новую машину. Большинство идей, используемых для техники, ранее уже были реализованы и успешно зарекомендовали себя. При этом автомобиль имел и ряд явных недостатков. В 1956 году разработчики представили опытный грузовик ЗИС 131, унифицированный с моделью ЗИС 130.

Предприятие в тот период испытывало определенные трудности с выпуском деталей и узлов, не являющихся серийными, потому в 1958 году была представлена переходная версия ЗИЛ 165. По техническим характеристикам и конструкции автомобиль был похож на опытный вариант. Однако тестирование показало большое количество недоработок в конструкции продукта. В итоге на заводе решили остановить дальнейшее развитие модели и направить все силы на доработку ЗИЛ 131. С этого момента автомобиль начали усовершенствовать. В 1959 году были проведены испытания опытной партии грузовиков, после чего ожидалось открытие массовой сборки, но различные трудности не позволили сделать это.

В 1960 году предприятие выпустило модель ЗИЛ 132 с более высокой проходимостью, но в серию она не пошла. В 1964 году на заводе началось глобальное обновление производственной программы. Изменения затронули внутреннее содержание и внешность грузовиков. Модернизация коснулась и ЗИЛ 131. Изначально модель предполагалось унифицировать с ЗИЛ 130, но военные представители подобные попытки пресекли. С витиеватой облицовкой радиатора и дутыми передними крыльями в полевых условиях было бы очень тяжело.

Первая серийная партия ЗИЛ 131 была выпущена в 1967 году. За 8 лет инженеры существенно доработали автомобиль, сделав его достойной заменой ЗИЛ 157. По уровню комфорта, грузоподъемности, проходимости и скорости он заметно превосходил предшественника. В 1974 году продукт удостоился Государственного знака качества.

В первоначальной вариации модель просуществовала почти 20 лет. В 1986 году завод имени Лихачева показал ее модернизированный вариант – ЗИЛ 131Н. Автомобиль выпускался с дизельными и (модификации ЗИЛ 131Н1 и ЗИЛ 131Н2) и бензиновыми (модификация ЗИЛ 131Н) моторами. Спустя год производство модели началось на Уральском автозаводе.

Помимо базового исполнения, у грузовика существовали основные модификации. Среди них:

  • ЗИЛ 131А – версия с неэкранированным негерметичным электрооборудованием;
  • ЗИЛ 131В – седельный тягач. На его основе выпускался автопоезд ЗИЛ 137, состоящий из седельного тягача и 10-тонного прицепа;
  • ЗИЛ 131С – автомобиль для холодного климата.

Большое распространение получили шасси ЗИЛ 131, которые использовались для монтажа оборудования. На базе автомобиля производились маслозаправщики, топливозаправщики, автоцистерны, версии с кузовами-фургонами, специальные автомобили повышенной массы, автомастерские и другие виды техники.

В Москве выпуск ЗИЛ 131 был завершен в 1994 году. В модельном ряду бренда его заменил ЗИЛ 4334. Однако на Уральском автозаводе производство грузовика продолжалось. Формально оно завершилось только в 2002 году. При этом Уральский автозавод продолжил выпускать модель АМУР 521320, которая была полноценным аналогом ЗИЛ 131Н.

Грузовик обладал большим запасом прочности и отменными тяговыми качествами. Его можно было использовать на любых дорогах при температуре от -40 до +50 градусов. Именно эти качества и привлекали потребителей. ЗИЛ 131 использовался не только на территории СССР. Модель активно экспортировали в государства Варшавского договора и дружественные Союзу страны. Для транспортировки личного состава и армейских грузов данная техника подходила идеально. Наибольшее распространение ЗИЛ 131 получил именно в военной сфере, куда поставлялись версии с трехступенчатой фильтрацией воздуха и экранированным электрическим оборудованием, способные передвигаться в критических погодных и дорожных условиях.

Технические характеристики

Габаритные размеры:

  • длина – 7040 мм;
  • ширина – 2500 мм;
  • высота – 2480 мм (с тентом – 2970 мм);
  • колесная база – 3350+1250 мм;
  • дорожный просвет – 330 мм;
  • передняя колея – 1820 мм;
  • задняя колея – 1820 мм;
  • радиус разворота – 10800 мм.

Весовые характеристики:

  • снаряженная масса – 6135 кг (с лебедкой – 6375 кг);
  • грузоподъемность – 5000 кг;
  • полная масса – 10185 кг (с лебедкой – 10425 кг);
  • допустимая масса прицепа – 6500 кг (по грунту – 4000 кг).

Максимальная скорость автомобиля с грузом в 3750 кг составляет 80 км/час. Средний расход топлива на скорости в 60 км/час равняется 36,7 л/100 км. Грузовик комплектуется 2 топливными баками по 170 л. Запас хода составляет 630 км. Тормозной путь на скорости 50 км/час – 29 м.

Максимальный преодолеваемый подъем – 30 градусов, форсируемый брод – 1400 мм.

Двигатель

Силовой агрегат для ЗИЛ 131 был заимствован у модели ЗИЛ 130. 4-тактный карбюраторный V-образный мотор имел 8 цилиндров, расположенных под углом в 90 градусов, верхнее расположение клапанов и жидкостное охлаждение. В систему питания двигателя входили фильтры очистки горючего, фильтр-отстойник, устройства контроля уровня топлива, топливный насос, 2 топливных бака, карбюратор и трубопроводы. Сам мотор устанавливался на резиновых элементах, защищающих от воздействия неуравновешенных сил и вибрации, что продлевало ресурс работы.

Блок цилиндров мотора изготавливался из чугуна и состоял из вставок, уплотнительных колец, легко снимающихся гильз, алюминиевых головок цилиндров, поршневых колец и поршней овальной формы. Подобная конструкция была проверена временем и обладала высокой износоустойчивостью.

Агрегат несколько раз подвергался модернизации, в результате которой улучшались его технические характеристики. Так, на более поздних версиях он комплектовался предпусковым подогревателем, позволяющим без проблем запускать мотор при минусовых температурах.

Характеристики двигателя:

  • рабочий объем – 5,96 л;
  • номинальная мощность – 150 л.с.;
  • максимальный крутящий момент – 402 Нм;
  • степень сжатия – 6,5;
  • количество цилиндров – 8;
  • рекомендуемый тип топлива – бензин А-76.

Тест Драйв ЗИЛ 131

Устройство

ЗИЛ 131 получил особенную конструкцию, но во многом был похож на советские грузовики-вездеходы того времени. Однотипные решения применялись на многих отечественных автомобилях, что объяснялось одинаковой стратегией, используемой при их создании. Разница заключалась лишь в подходах к реализации отдельных технических задач. В модели ЗИЛ 131 конструкторы старались максимально упростить устройство ключевых узлов и сохранить при этом высокие технические характеристики. В итоге был разработан продукт, который на долгие годы стал лучшим в своем классе.

Схема электрооборудования

ЗИЛ 131 получил переднемоторную полноприводную компоновку с колесной формулой 6 на 6. Шасси автомобиля было позаимствовано у модели ЗИЛ 130 с некоторыми доработками и состояло из проверенных узлов, в функции которых входила передача усилий от мотора к колесам.

Полноприводная трансмиссия включала механическую коробку передач с 5 скоростями и 2 синхронизаторами и раздаточную коробку передач с 2 передачами. Последняя состояла из рычага, фиксаторов, штоков, стяжной пружины, замкового устройства и тяги. Раздатку устанавливали на продольных балках рамы и фиксировали болтами. Ее переключение выполнялось рычагом с 3 позициями:

  • положение назад – прямая передача;
  • положение вперед – понижающая передача;
  • положение посередине – нейтральная передача.

Коробка передач отличалась высокой надежностью. Вторая и третья скорости получили специальные замки, предотвращающие произвольное выключение при резком возрастании нагрузки на двигатель. При длительном подъеме подобная особенность была очень важна.

Ведущим и управляемым у ЗИЛ 131 являлся передний мост, задний и средний мосты –ведущими. Редукторы заднего и переднего мостов устанавливались над картерами и крепились фланцами, расположенными горизонтально.

Ходовая часть грузовика состояла из рамы, изготовленной штамповочным методом. Она соединялась с поперечинами и швеллерными лонжеронами посредством клепания. Сзади автомобиль получил специальный крюк, предназначенный для буксировки другой техники с меньшей проходимостью. Сама рама была штампованной клепаной и отличалась повышенной прочностью.

Передняя подвеска основывалась на паре продольных рессор, передние концы которых крепились пальцами, вставленными в специальные ушки, на раме. Подобная схема считалась классической и ранее использовалась на многих моделях завода имени Лихачева. Также в конструкции передней подвески использовались телескопические амортизаторы двустороннего действия. Сзади появилась балансирная подвеска, распределяющая нагрузку между средним и задним мостами. Подобный тип подвесок часто применялся на трехосных автомобилях.

Читать еще:  Дтп с летальным исходом

ЗИЛ 131 комплектовался дисковыми колесами с разборным ободом и кольцом и специальными шинами с грунтозацепами. Изначально обод крепился на болтах, но с 1977 года появились версии с замочными кольцами. Нововведение существенно облегчило процесс снятия колес.

Система управления включала рулевое управление, тормозную систему и гидравлический усилитель. Рулевой механизм представлял собой винт с гайкой на циркулирующих шариках и рейку. Ручной привод оснащался гидроусилителем, размещенным в картере. Основу тормозной системы составляли тормоза барабанного типа с внутренними колодками, разжимание которых выполнялось кулаком, монтируемым на всех колесах. При включении включались также и тормоза полуприцепа или прицепа, присоединенного к автомобилю.

ЗИЛ 131 имел достаточно продвинутую для своего периода электронику. В конструкции применялись генератор тока с большим запасом мощности, бесконтактное зажигание и специальное вибрационное устройство. Подобные решения у конкурентов появились значительно позже.

ЗИЛ 131 получил кабину каркасного типа с бесхитростной передней частью и упрощенными обводами. Снаружи ее обшивали листовым металлом, изнутри – различным утеплителем, позволявшим чувствовать себя комфортно даже при минусовых температурах. Проветривание салона выполнялось посредством открывания боковых окон и форточек в дверях. Подвижные элементы оснащались резиновыми уплотнителями, благодаря которым закрывание было предельно герметичным.

Приборную панель сделали максимально упрощенной. При этом на ней остались все необходимые для контроля основных параметров устройства: спидометр, датчик уровня бензина, температурный датчик, тахометр, датчик давления масла, вольтметр/амперметр. Все органы, задействованные в управлении, располагались в зоне досягаемости водителя. Рычаг поворота устанавливался на рулевой колонке, остальные устройства справа от тахометра на панели приборов. У водительского и пассажирского кресел было минимум регулировок. Сами они изготавливались с учетом антропометрических характеристик среднестатистического человека, потому имели высокую степень комфорта.

На кабине также появились зеркала заднего вида внушительного размера. Подобные габариты позволяли без больших трудностей контролировать обстановку сзади кабины даже при передвижении со специальным прицепом. Панорамное лобовое стекло больших размеров также предоставляло хороший обзор.

ЗИЛ 131 в базовой версии комплектовался деревянной платформой с основанием из металлических брусьев. Задние борта кузова откидывались, остальные были глухими. Вдоль бортов устанавливались откидные скамейки и решетки. Специальное оперение предохраняло основные узлы от попадания грязи и добавляло привлекательности автомобилю.

Последние версии ЗИЛ 131 и сейчас можно встретить на дорогах в различных странах мира. Своих потребительских качеств они не утратили и успешно эксплуатируются не только в армейских подразделениях, но и в сельском хозяйстве и промышленности.

Цена нового и б/у ЗИЛ 131

Выпуск ЗИЛ 131 завершился довольно давно, но автомобиль по-прежнему пользуется спросом благодаря своей универсальности, выносливости и малой стоимости. Дешевизна и простота ремонта делают использование модели экономически обоснованным.

Ценники на машину зависят от состояния и года выпуска. Так, модели 1985-1986 года можно приобрести за 120000-160000 рублей, 1992-1993 года – за 180000-190000 рублей, 2000-2001 года – за 300000-400000 рублей.

Наличие специального оборудования повышает стоимость автомобиля. Так, ЗИЛ 131 в нормальном состоянии с автовышкой будет стоить около 500000 рублей.

Самосвал ЗИЛ 131

Самосвал ЗИЛ 131 изготавливался на Московском заводе имени Лихачева. Советская техника была разработана на базе модификации ЗИЛ-157 и стала ее заменой. Впервые ЗИЛ-131 был выпущен как военный автомобиль, однако его технические данные стали востребованными и среди гражданских пользователей.

Самосвал ЗИЛ-131: история

Первый автомобиль марки ЗИЛ-131 сошел с конвейера в 1966 году. Уже к 1986-му производство этих машин было прекращено. Базовая версия самосвала была заменена на модернизированный вариант ЗИЛ-131Н. Автомобиль повышенной проходимости стали оснащать не только бензиновым карбюраторным мотором, но и различными моделями дизельных силовых агрегатов.

За время массового выпуска завод успел разработать несколько модификаций: с лебедками и без, с негерметичным электрооборудованием, седельные тягачи и самосвалы, технику для холодных регионов. На базе шасси ЗИЛ-131 выпускались специальные машины, адаптированные под различное оборудование от топливозаправщиков до армейских автомобилей.

Московский завод прекратил выпуск ЗИЛ-131 в 1994 году. Производство ЗИЛ-131Н было перемещено на Уральский автомоторный завод, где продолжалось до 2002 года. Затем машина была заменена новой версией. Шасси под специальную технику выпускается до сих пор.

Самосвал ЗИЛ-131: технические характеристики

На автомобилях ЗИЛ-131 устанавливались двигатели трех моделей:

  • ЗИЛ-131 — восьмицилиндровый V-образный силовой агрегат объемом 6 литров и номинальной мощностью 150 л.с. Мотор выдает 41 кГм крутящего момента. Потребности двигателя в питании обеспечивались бензином из двух топливных баков по 170 л. Удельный расход топлива составляет 35 литров на 100 км;
  • Д-243 — рядный дизельный четырехцилиндровый мотор объемом 4,75 л. Номинальная мощность двигателя составляет 81 л.с., максимальный крутящий момент достигает 29,6 кГм. На автомобилях устанавливается два топливных бака по 170 л. Расход топлива составляет 18 литров на 100 км;
  • ЯМЗ-236 — шестицилиндровый V-образный дизель объемом 11,15 л. Номинальная мощность мотора составляет 180 л.с. Максимальный крутящий момент остановился на показателе 689 кГм. На автомобилях устанавливается два топливных бака по 170 л. Удельный расход топлива составляет 29 литров на 100 км.

В дополнение к силовым агрегатам устанавливается механическая коробка переключения передач. Самосвал ЗИЛ-131 может разгоняться до максимальной скорости 80 км/ч. Колесная формула — 6х6. Для повышения проходимости автомобиль оснащен раздаточной коробкой и крупными покрышками.

Рабочая тормозная система использует барабанные механизмы и пневматический привод. Система рулевого управления оснащена гидроусилителем. В комплекте поставляется лебедка с червячным редуктором и барабанным механизмом намотки.

Прочие характеристики и габаритные размеры

  • грузоподъемность — 3750 кг по любым дорогам и пересеченной местности;
  • грузоподъемность на дорогах общего пользования с асфальтобетонным покрытием — 5000 кг;
  • снаряженная масса — 6135 кг без лебедки;
  • распределение на переднюю ось — 2750 кг;
  • распределение на заднюю ось — 3385 кг;
  • полная масса — 10 185 кг;
  • распределение на переднюю ось — 3060 кг;
  • распределение на заднюю ось — 7125 кг;
  • допустимая полная масса прицепа — 3750 кг;
  • по всем видам дорог, включая пересеченную местность — 4150 кг;
  • по дорогам с твердым асфальтовым покрытием — 6500 кг;
  • длина — 7040 мм;
  • ширина — 2500 мм;
  • высота по крыше кабины — 2480 мм;
  • база — 4600 мм;
  • колея — 1820 мм;
  • дорожный просвет — 330 мм.

Получите выгодное предложение от прямых поставщиков:

Военный ЗИЛ 131

Военный ЗИЛ 131 – трехосный грузовик, обладающий повышенной проходимостью. Автомобиль был разработан на Московском автомобильном заводе имени Лихачева и поставлен на конвейер, для промышленного производства в 1966 году. Наибольшее распространение грузовик получил в частях Советской Армии, а также в армиях союзников по Варшавскому договору. Конструкция ЗИЛ 131 имела широкую унификацию с очень распространенным сугубо гражданским грузовиком ЗИЛ 130, что обеспечивало высокую ремонтопригодность военному автомобилю, а также облегчало подготовку водителей.

Конструкция грузовика оказалась настолько удачной, а его технические характеристики очень качественными, что позволило осуществлять выпуск автомобиля более 30 лет. При этом заложенный потенциал в ЗИЛ 131 позволял продолжать производство, несмотря на постоянно возрастающие требования к транспортным средствам, предназначенным для армии.

Причины появления и назначение военного грузовика

Ключевой задачей создания ЗИЛ 131, это было замена в армейских транспортных перевозках своего предшественника автомобиля ЗИЛ 157. К середине 60-х годов эта устаревшая модель уже не устраивала армию, ни по своей грузоподъемности, ни по параметрам проходимости, а также по скорости и комфорту.

Основным назначением новой автомашины служила:

  • транспортировка личного состава с легким вооружением;
  • перевозка разнообразных грузов и специального оборудования;
  • буксировка прицепов, полуприцепов, оружейных систем по дорогам с различным покрытием, в условиях бездорожья и пересеченной местности.

Самым распространенным вариантом ЗИЛ 131, по данным Википедии, являлся тентованная версия грузовика с универсальной деревянной платформой, позволяющей перевозить как раздельно, так и одновременно людей и грузы, а также буксировать артиллерийское оружие или другие прицепы.

Следующим по востребованности шел седельный тягач ЗИЛ 131В для транспортировки полуприцепов и оружейных систем различного назначения. Также в большом количестве было изготовлено с использованием шасси данного грузовика специализированных топливо и маслозаправщиков, командных и связных машин, передвижных мастерских и лабораторий.

В гражданской сфере грузовик получил наибольшее распространение в отраслях по добыче полезных ископаемых, в северных и удаленных регионах нашей страны, в лесной промышленности. Кроме того, на полноприводной базе было разработано большое количество специализированных пожарных транспортных средств (цистерны, выдвижные лестницы, штабные машины, гидравлические подъемники, манипуляторы и т. д.). Самым необычным вариантом автомобиля в гражданском исполнении был полноприводный самосвал сельхозназначения, который мог работать в паре с прицепом на полях с тяжелыми почвами.

Читать еще:  Какое гбо 4 поколения лучше поставить

Автомобили под индексом ЗИЛ 131С и АС предназначались для эксплуатации в условиях Крайнего Севера при температуре до -60 градусов. Такой северный вариант автомашины имел добавочный автономный отопитель, особые резинотехнические комплектующие, двойные стекла и дополнительную теплоизоляцию кабины, теплозащиту аккумулятора. Для жаркого тропического климата производилась модель под обозначением 131 X.

Технические характеристики военного грузовика

Длительную эксплуатацию ЗИЛ 131 и возможность разработки большого количества модификаций позволили следующие технические параметры автомашины:

1. Двигатель ЗИЛ 131;

  • тип – четырехтактный бензиновый,
  • количество цилиндров – 8 шт., с V-образным расположением под углом 90 градусов,
  • вариант охлаждения – жидкостный,
  • объем – 6,0 л,
  • мощность – 150,0 л. с.

2. Привод – полный (6х6).

  • по дорогам с твердым покрытием – 5,0 т,
  • по грунту и пересеченной местности – 3,5 т,
  • буксируемого прицепа – 4,0 т.

4. Размеры бортового грузовика;

  • колесная база – 3,35 м,
  • длина – 7,04 м,
  • ширина – 2,50 м,
  • высота – 2,48 м,
  • клиренс – 0,33 м.

5. Габариты платформы;

  • длина – 3,60 м.
  • ширина – 2,32 м.
  • высота – 0,57 м.

6. Радиус поворота – 10,2 м.

7. Расход топлива – 40 л/100 км.

8. Тип топлива бензин – А76

9. Запас хода – 850,0 км.

10. Размер топливного бака – 170,0 л (2 шт.).

11. Наибольшая скорость – 80 км/ч.

  • сцепление – однодисковое сухое,
  • МКПП – пятиступенчатая,
  • ведущий привод для среднего и заднего моста – прямой проходной,
  • раздаточная коробка – двухступенчатая,
  • типоразмер автошин – 12,00-20″.
  • брод – до 1,4 м,
  • подъем – 30 градусов.

Устройство автомашины

Конструкция автомобиля повышенной проходимости ЗИЛ 131 состоит из следующих основных агрегатов:

  1. Двигатель.
  2. Несущая рама.
  3. Трансмиссия;
    3.1. сцепление,
    3.2. МКПП,
    3.3. раздаточная коробка,
    3.4 карданная передача,
    3.5. ведущие мосты,
    3.6. дифференциалы,
    3.7. привода колес.
  4. Кузов (грузовая платформа, КУНГ).
  5. Ходовая часть;
    5.1. элементы передней и задней подвески,
    5.2. передние гидравлические амортизаторы,
    5.3. дисковые колеса со специальными восьмислойными шинами.
  6. Система управления;
    6.1. рулевое управление с ГУР,
    6.2. тормозное оборудование.
  7. Электрооборудование;
    7.1. АКБ,
    7.2. генератор,
    7.3 стартер,
    7.4. оптика,
    7.5. катушка зажигания,
    7.6 контрольные приборы,
    7.7 свечи зажигания.
  8. Цельнометаллическая кабина.

Дополнительное оборудование

Военные машины ЗИЛ 131 в отличие от своих гражданских собратьев комплектовались следующим дополнительным оборудованием:

  • специальным обзорным люком в крыше кабины;
  • средней стойкой укрепляющей лобовое стекло;
  • светомаскировочной оптикой, а также специальным прожектором, установленным слева от водителя,
  • крепежными элементами для различных видов транспортировки.

Кроме того, большинство машин специально оснащались комплектом, который включал в себя:

  • прибор ночного обзора;
  • крепеж для оружия;
  • прибор химической разведки;
  • отделение для карт и документов;
  • противопожарные средства;
  • инструмент для земляных работ;
  • коллективную аптечку.

Кабина

Важной отличительной чертой военного автомобиля ЗИЛ 131 является комфортабельная цельнометаллическая кабина в сравнении с предшественником ЗИЛ 157. Она сразу выделяется своим интересным внешним видом, который актуален для автомобилей такого класса и в настоящее время. Кроме того, она более удобна для водителя и двух пассажиров. Также к преимуществам необходимо причислить:

  1. усиленный каркас;
  2. эффективные системы отопления и вентиляции;
  3. поворотные форточки окон;
  4. раздельные сиденья водителя и пассажиров;
  5. регулируемое сиденье водителя;
  6. качественную эргономику;
  7. компактную легко читаемую информацию на приборной панели, на которой отображались:
  • напряжение в бортовой сети,
  • уровень топлива,
  • скорость движения,
  • давление масла в моторе,
  • температура в системе охлаждения,
  • величина оборотов силового агрегата.

Большое рулевое колесо позволяло осуществлять удобное управление вездеходом особенно в условиях пересеченной местности, а посадка водителя и широкое лобовое стекло обеспечивали увеличенный обзор при движении грузовика. Просторные двери кабины, а также усиленные ручки открывания позволяли в случае необходимости очень быстро покинуть или наоборот, выполнить оперативную посадку, что крайне важно для армейского автомобиля.

Достоинства и недостатки

ЗИЛ 131 выпускался с 1966 по 1994 года на автозаводе имени Лихачева. За этот период создано практически один миллион экземпляров, что говорит о достаточно больших достоинствах этого грузового автомобиля. На основании многочисленных отзывов водителей, а затем и владельцев этой модели можно выделить следующие преимущества:

  • высокую проходимость;
  • многофункциональность;
  • общую надежность;
  • ремонтопригодность за счет широкой унификации и простой конструкции, позволяющая, например, выполнять ремонт двигателя ЗИЛ 131 по схемам и даже по фото;
  • возможность изменения давления в колесах;
  • устойчивость на любых дорогах;
  • качественное рулевое управление;
  • надежную ходовую часть;
  • эффективные тормоза.

Кроме того, необходимо отметить, что в довольно большом количестве отзывов отмечается качественная сборка автомашины на заводе, что не совсем характерно для отечественного автопрома и, наверное, такой факт связан с военным назначением грузовика.

На основании рассмотрения уже указанных отзывов следует отразить основные недостатки ЗИЛ 131.

  1. Главным является неимоверный, по нынешнем временам, расход топлива. На перевозку 6,0 т груза он составляет 40 л/100 км. Это данные при движении по трассам с твердым покрытием, на грунтовых дорогах расход увеличивается практически до 50 л.
  2. Некачественная шумоизоляция и недостаточная виброзащита кабины усложняют управление автомобилем, прежде всего при работе силового агрегата в условиях максимальной мощности и высокой скорости движения ЗИЛ 131.
  3. Слабая противокоррозионная защита кабины, явно несоответствующая требования автомобиля, эксплуатирующего в тяжелых дорожных условиях.
  4. Сложный запуск двигателя в холодный период времени, связанный с использованием низкооктанового топлива А76.
  5. Недостаточное качество резинотехнических сальников в мостах, приводящее к утечке трансмиссионной жидкости из картеров.

Несмотря на указанные недостатки, и в первую очередь малую экономичность перевозок, автомобили ЗИЛ 131 и сейчас эксплуатируются в районах, где главным фактором для грузовика является его уверенная проходимость.

Цены на подержанные грузовики

Автомобили ЗИЛ 131 прекратили выпускать в 1994 году, правда, небольшое количество под обозначением Амур 521320 производилось на Новоуральском заводе в Свердловской области. В 2010 году предприятие признали банкротом и выпуск автомобилей повышенной проходимости Амур прекратился. Поэтому на рынке сейчас предлагаются в основном подержанные автомобили ЗИЛ 131, а также небольшое количество грузовиков со складов длительного хранения автотехники из РосРезерва.

Грузовой автомобиль на ходу восьмидесятых годов выпуска прошлого века можно приобрести за цену от 200 тыс. рублей. Стоимость самых дорогих автомобилей ЗИЛ 131 с консервации не превышает 450 тыс. рублей. К какому сегменту относятся модели КУНГ с пробегом до 1000 км. На общую стоимость влияет наличие оборудования, которое идет в комплекте с шасси грузовика. Так, VIP вариант ЗИЛ 131 с КУНГом укомплектованный для охоты и рыбалки в состав, которого входят электростанция, внутренняя сеть на 12 и 220 вольт, телевизор, отопитель, плита, тканевая отделка, сейф предлагается за 650 тыс. рублей.

Аналоги

К аналогичным моделям класса ЗИЛ 131 ранее выпускаемым, можно отнести следующие советские автомобили (на окончание 90-х годов прошлого века):

Среди отечественных полноприводных автомобилей аналогичных по параметрам грузовику ЗИЛ 131 производимых в настоящее время следует отметить:

  • Камаз 43114;
  • Урал Next 4320;
  • Камаз 43502;
  • ГАЗ 33088;
  • Газон Next 3010;
  • МАЗ 543403.

Среди иностранных автомашин наибольшее распространение получили:

  • HOWO 6×6 (Китай);
  • Mercedes-Benz Actros 3341A 6х6 (Германия);
  • MAN TGS 40.430 6х6 (Германия);
  • IVECO-AMT 6х6 653900 (Китай);
  • FAW Jiefang 6х6 (Китай);
  • Renault K 430 P 6х6 (Франция);
  • Daewoo Novus 6х6 (Южная Корея).

Заключение

Военный грузовик ЗИЛ 131, а также различные выпущенные специальные автомобили на его базе, для своего времени являлись очень передовыми транспортными средствами по своим конструкционным параметрам и техническим показателям. Это позволяло выполнять их эксплуатацию в трудных армейских условиях и оставаться востребованными больше 30 лет. Практически для любой военные техники это очень большой период эксплуатации. Поэтому история создания и сформированные конструкторами для армии качества грузовика ЗИЛ 131 высокая проходимость, надежность, ремонтопригодность позволяют в настоящее время осуществлять эксплуатацию таких автомашин на труднопроходимых дорогах нашей страны.

Конструкция ЗИЛ 131 оказалась настолько удачной, а его технические характеристики очень качественными, что позволило осуществлять выпуск автомобиля более 30 лет.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector
×
×