5 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Как определить относительную высоту

Презентационное сопровождение к уроку по теме «Относительная и абсолютная высота точек местности» 6 класс

Устанавливая рекомендуемое программное обеспечение вы соглашаетесь
с лицензионным соглашением Яндекс.Браузера и настольного ПО Яндекса .

Курс повышения квалификации за 340 рублей!

Эмоциональное выгорание педагогов. Профилактика и способы преодоления

Международные дистанционные олимпиады «Эрудит III»

Доступно для всех учеников
1-11 классов и дошкольников

Рекордно низкий оргвзнос

по разным предметам школьной программы (отдельные задания для дошкольников)

Идёт приём заявок

Описание презентации по отдельным слайдам:

Относительная и абсолютная высота точек местности.

Цель урока: Сформировать представление о способах изображения рельефа на планах местности; Познакомить учащихся с понятиями абсолютная и относительная высота, берг-штрихи, горизонтали; Научить определять абсолютную высоту и вычислять относительную.

Оборудование: Атласы; Компьютер; Мультимедийный проектор; Экран.

План урока: 1. Изучение нового материала: А) что такое рельеф; Б) относительная высота; В) абсолютная высота; Г) горизонтали; 2. Закрепление.

Неровности земной поверхности Вы знаете, что поверхность земли отличается неровностью. Приведите примеры неровностей поверхности нашей планеты.

Неровности земной поверхности Рельеф — совокупность неровностей земной поверхности (овраги, холмы, горы, равнины, низменности, впадины и др.)

Неровности земной поверхности Как на плоской карте изобразить неровности земной поверхности?

Экспериментальное задание Вы хотите купить домик в деревне на берегу реки. Есть информация, что вода во время половодья поднимается на несколько метров, до точки 2 м. заливает ли дом, который вам предложили купить? река

Экспериментальное задание река У нас две версии: первая — затопит; вторая — не затопит. Мы не можем дать точный ответ, почему? (Не знаем, на какой высоте находится домик по отношению к реке) Определить высоту можно при помощи простого прибора — нивелира.

Нивелир Нивелир представляет собой деревянный брусок длиной 1 м с прикрепленной к его концу поперечной планкой. В середину планки вбивают гвоздь и привязывают к нему отвес – тонкую, но крепкую нить с небольшим грузом. 1 м

Экспериментальное задание 2. Глядя вдоль планки, нивелировщик замечает, в какую точку она направлена. В эту точку помощник вбивает колышек. Поскольку высота нивелира 1 м. вбитый колышек показывает превышение в 1 м над уровнем воды. Затем нивелировщик переносит нивелир в место первого колышка и указывает помощнику, куда вбить второй колышек, и производит измерение высоты холма. 1. Чтобы измерить высоту склона, нивелировщик устанавливает нивелир у его подошвы, в данном случае у среза воды, строго вертикально по отвесу. Горизонтальная планка должна быть направлена к склону холма.

Экспериментальное задание река 1 м 2 м 3 м 4 м Зальет ли вода домик во время половодья? Мы нашли высоту, на которой расположен домик относительно уровня реки. Определили на сколько одна точка земной поверхности выше относительно другой.

Относительная высота Относительной высотой называют превышение по отвесу одной точки земной поверхности над другой.

Холм Подошва холма Вершина холма Западный склон Восточный склон

Холм Западный склон Восточный склон С помощью нивелира определим относительную высоту восточного и западного склонов холма. 1 м 2 м 3 м 4 м 5 м 1 м 2 м 3 м 4 м 5 м 6 м

Холм Итак, у западного склона относительная высота – 6 метров, а у восточного – 5 метров. Так какая же высота этого холма? С одной стороны подошва холма выше, с другой – ниже. Из-за этого относительная высота вершины холма неодинакова с разных сторон, т.е. у вершины холма может быть несколько относительных высот. Поэтому на планах местности обозначают не относительную высоту, а высоту, которую отсчитывают от уровня моря.

Абсолютная высота Абсолютной высотой называют превышение точки земной поверхности по отвесу над уровнем моря.

Абсолютная высота Мировой океан далеко и каждый раз измерять относительно его высоту очень трудоемкая работа. Вам не надо этого делать, достаточно взглянуть на план местности. За вас всю работу сделали топографы. Как изображается высота?

Абсолютная высота .17, 3 Абсолютную высоту на планах и картах показывают коричневыми линиями (горизонталями) и точками отметок высот. Отметка высоты Горизонтали

Абсолютная высота Пример: Как по рисунку определить относительную и абсолютную высоту? Абсолютная высота холма: 159,3 м. Относительная высота относительно западной подошвы: 159,3-127=32,3 м. Относительная высота относительно восточной подошвы: 159,3-140=19,3 м.

Высота абсолютная относительная Измеряется относительно уровня моря Измеряется относительно точки земной поверхности (например, подошвы холма) Определяют по отметкам высот на карте или плане Равна абсолютной высоте вершины минус абсолютная высота подошвы

Абсолютная высота .127 .159,3 .140 Какова абсолютная высота точки А? . А

Горизонтали Для определения абсолютной любой точки на карте необязательно всю карту заполнить отметками высот, а можно показать с помощью горизонталей. Горизонтали – условные линии на плане или карте, вдоль которых абсолютная высота не изменяется. Горизонтали на планах проводят через 1, 5, 10, 25, 50 метров. горизонтали

Горизонтали Как построить горизонтали? Представьте, что вы пошли на экскурсию и вам предложили выполнить задание, предварительно разделившись на 4 группы. Каждая из групп измеряет высоту склона холма (северного, южного, восточного, западного). Все группы вбивали колышки. Один ученик взял клубок с черной веревкой и пробежал от колышка к колышку по всей окружности холма. Затем второй ряд, третий и т.д. Затем вы поднялись на воздушном шаре над холмом.

Горизонтали Линия соединяла колышки с высотой 1 м, т.е. на всей линии высота 1 м, у второй линии высота 2 м и т.д. про такие горизонтали говорят, что они проведены сечением в 1 м. 1 м 2 м 3 м 4 м 5 м 1 м 2 м 3 м 4 м 5 м 6 м

Читать еще:  Как вам следует поступить в данной ситуации

Горизонтали Горизонтали выглядят, как замкнутые линии. Чем ближе расположены горизонтали, тем круче склон; чем больше расстояние между горизонталями, тем склон более пологий. . 17

Горизонтали Чем отличаются эти рисунки? . 17 17 Эти черточки называются берг-штрихами, это короткие линии, показывающие направление склона. На Рис.1 изображена впадина, на Рис.2 – холм. Рис. 1 Рис. 2

Закрепление Какая форма рельефа изображена на Рис.1? Какова абсолютная высота этого объекта? Через сколько метров проведены горизонтали? Определите относительную высоту объекта? Какой склон объекта крутой? 20 30 .49

Добавляйте авторские материалы и получите призы от Инфоурок

Еженедельный призовой фонд 100 000 Р

Устанавливая рекомендуемое программное обеспечение вы соглашаетесь
с лицензионным соглашением Яндекс.Браузера и настольного ПО Яндекса .

  • Безуглова Надежда НиколаевнаНаписать 10499 16.09.2014

Номер материала: 178865091608

Международные дистанционные олимпиады «Эрудит III»

Доступно для всех учеников
1-11 классов и дошкольников

Рекордно низкий оргвзнос

по разным предметам школьной программы (отдельные задания для дошкольников)

Идёт приём заявок

Устанавливая рекомендуемое программное обеспечение вы соглашаетесь
с лицензионным соглашением Яндекс.Браузера и настольного ПО Яндекса .

    16.09.2014 3650
    16.09.2014 6033
    16.09.2014 2263
    16.09.2014 416
    16.09.2014 2120
    15.09.2014 29554
    15.09.2014 482

Не нашли то что искали?

Вам будут интересны эти курсы:

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение редакции может не совпадать с точкой зрения авторов.

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако редакция сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

Урок по географии «Изображение неровностей земной поверхности. Виды высот»

Разделы: География

Цели урока:

  • Сформировать представление о способах изображения рельефа на типографических картах. Ознакомить учащихся с понятиями абсолютная и относительная высота, берг-штрихи, горизонтали.
  • Научить определять абсолютную высоту и вычислять относительную.

Оборудование: карточка с терминами: берг-штрих, горизонталь, абсолютная высота; схематические изображения холма и ямы, с разной крутизной склонов, атласы, учебник.

Ход урока

Организационный момент. Постановка целей и задач урока.

Проверка домашнего задания.

Проверочная работа по вариантам.

Определите азимуты на предметы.

Изучение нового материала.

-Вы знаете, что на земной поверхности есть овраги и холмы, но карта плоская. Как на плоской карте изобразить неровности земной поверхности? (ответы учеников)

-Вы не можете ответить мне на этот вопрос, зато вы сможете сформулировать проблему, которую нужно решить. Определение этой проблемы и будет темой нашего урока.

В тетрадь число и тема урока.

-Представьте себе, что вы хотите купить себе домик в деревне на берегу реки. Есть информация, что во время половодья вода поднимается на несколько метров, до отметки 2м. Затапливается ли дом, который вы купить водой.

Рисунок на доске:

У нас с вами сейчас две версии: затопит и не затопит.

-Почему вы не можете мне сказать сразу: затопит или нет? (не знает высота места, на котором стоит дом)

В этом нам с вами может помочь специальный инструмент называется он – нивелир. (демонстрация прибора)

Нивелир представляет собой деревянный брусик длиной 1м. с прикрепленной к его концу поперечной планкой. В середине планки вбивается гвоздь к которому привязывается отвес – тонкая крепкая нить с небольшим грузом.

Чтобы измерить высоту склона нивелиром, необходимо установить прибор у подножия, в нашем случае, у уреза воды, строго вертикально, по отвесу. Горизонтальная планка должна быть направлена к склону холма. Глядя вдоль планки, необходимо отметить, в какую точку она направлена. В эту точку вбивается кол. Поскольку высота прибора 1м, вбитый колышек показывает превышение в 1м над уровнем воды. Затем нивелир переносят в место вбитого колышка и смотрят, куда необходимо вбить второй колышек. Таким образом, проводится измерение до вершины холма. В нашем случае вершина холма оказалась на высоте м. Зальет ли наш домик водой? (нет)

Мы нашли высоту склона относительно реки. Прочтите в учебнике стр. 21 и ответьте на вопрос: какую высоту мы нашли – относительную или абсолютную? (относительную — превышение по отвесу одной точки земной поверхности над другой)

На доске рисунок.

К доске вызвать двух учащихся, каждый измеряет по нивелиру высоту склонов: западного и восточного.

У западного склона высота — 3м, у восточного — 2м.

— Какая же высота у данного холма?

Чтобы правильно ответить на вопрос, нам необходимо выяснить, а что же такое абсолютная высота.

Найдите определение в учебнике стр. 21 ( это превышение точки земной поверхности по отвесу над уровнем моря.)

-Чего не хватает на нашем рисунке? (уровня морового океана)

Каждый раз изображать океан нам неудобно, да и делать этого не нужно, это уже сделали за нас картографы. Взгляните на топографическую карту в ваших атласах, как изображается там высота местности? ( работа с атласом)

Читать еще:  Как подключить противотуманки на ваз 2110

Взгляните на доску.

  • Определите абсолютную высоту холма (159,3м)
  • Относительная высота относительно западной подошвы (159,3-127=32,3м)
  • Относительно восточной подошвы (159,3-140=19,3м)
  • Абсолютная высота – измеряется относительно моря.
  • Относительная высота – относительно его подошвы.

Определите абсолютную высоту точки А.(дети затрудняются ответить на этот вопрос)

-Для этого необходимо заполнить отметки высот, а можно показать с помощью горизонталей – линий на карте, соединяющих точки с одинаковой высотой.

Горизонтали проводят по типографической карте через 1,5,10,15,25,50 метров.

-Представьте, что вы пошли на экскурсию.

Придя к холму, вас разбили на 4 группы и дали задание: измерить высоту склонов (западного, восточного, северного, южного). Вы это сделали, а затем один из вас в каждой группе взял ведро с краской и побежал соединять вбитые колышки. Причем один соединил все колья с отметкой 1м, другой 2м, третий 3м и т.д. Затем вы поднялись на воздушном шаре, что вы увидели? ( линии)

Про такие линии говорят, что они проведены сечением в 1м.

Если сечение 1м., то горизонтали будут 1,2,3,4,5 и т.д.

Если сечение 5м., то горизонтали будут 5,10,15,20 и т.д.

-Как же нам определить по какому склону легче всего подняться на вершину? Для этого необходимо посмотреть на расстояние между горизонталями. Чем они ближе друг к другу, тем склон круче и наоборот.

Определите, какой склон круче по рисункам на доске.

На доске изображения холма и ямы:

-Чем отличаются эти рисунки?

Эти черточки называются берг-штрихами. Это короткие линии, которые показывают направление склонов. Если черточки наружу – это холм; если во внутрь – это яма.

домашнее задание: §6, вопрос 4,5 письменно. Линейка, карандаш.

  • Какая форма рельефа изображена на рисунке? (холм)
  • Какова абсолютная высота? (49м)
  • Через сколько метров проведены горизонтали? (10м)
  • Определите относительную высоту склона (39м)
  • Какой склон более крутой? (северо – восточный)

Начертите холм, абсолютная высота которого 23м, относительная 18м, северный склон пологий, южный крутой, сечение горизонтали 5м.

1.9. Определение абсолютных высот, превышений, крутизны ската и взаимной видимости между точками

Абсолютная высота точки (h) – высота точки относительно уровенной поверхности, то есть высота точки над уровнем мирового океана.

Значение абсолютной высоты, определенное в ходе измерительных работ, в геодезии принято называть отметкой.

В Российской Федерации принята Балтийская система высот, то есть за начало отсчета принят средний уровень Балтийского моря. Средний уровень Балтики определен и имеет отметку в виде Кронштадского футштока.

На практике очень часто абсолютную высоту точки называют просто высотой, то есть без слова «абсолютная». В ракетных войсках и артиллерии определяют по карте абсолютные высоты огневых (стартовых) позиций, позиций, пунктов и постов средств артиллерийской разведки, целей и других точек.

При определении абсолютных высот точек местности, отметки которых на карте не подписаны, могут быть случаи, когда точка расположена на горизонтали и когда точка находится между горизонталями.

В первом случае высота точки равна значению высоты этой горизонтали. Если горизонталь не имеет подписанной отметки, то ее значение определяет по отметкам высот точек или других горизонталей с учетом высоты сечения рельефа и направления ската. Высота сечения рельефа указана под нижней стороной рамки карты. Направление ската определяет по подписям высот точек рельефа и горизонталей (верх цифр отметок высот горизонталей всегда направлен в сторону повышения ската) или по бергштрихам.

Во втором случае для определения высоты точки находят высоту ближней к ней горизонтали и к полученной высоте с учетом высоты сечения и направления ската прибавляют превышение данной точки над горизонталью, определенное на глаз.

На рисунке 1.23 высоты горизонталей ската, находящегося слева, определяют по высоте пункта геодезической сети и направлению бергштрихов. Высоты горизонталей ската, находящегося справа, определяют по подписи на горизонтали, имеющей высоту 100 м.

Определение взаимного превышения точек (Δh) заключается в установ­лении величины, указывающей, на сколько одна точка выше или ниже другой. Поэтому превышение одной точки над другой называют еще относительной высотой. Если точка находится выше, то превышение положительное (имеет знак «+»), а если ниже, то – отрицательное (имеет знак «–»).

При расположении точек на одной горизонтали их взаимное превышение равно нулю, так как их абсолютные высоты оди­наковы.

Если определяемые точки совпадают с точками, высоты которых подписаны на карте, их взаимное превышение равно разности этих высот.

В случае, когда точки расположены на одном скате близко друг к другу, подсчитывают число промежутков между горизонталями и к целому числу добавляют их доли, которые оценивают на глаз. Полученное число умножают на высоту сечения рельефа и таким образом получают взаимное превышение указанных точек.

Когда точки расположены на значительном расстоянии друг от друга, определяют их абсолютные высоты.

Крутизна ската определяется на карте по величине заложения между горизонталями d1. Чем меньше заложение, тем круче скат, и наоборот, чем больше заложение, тем он более пологий.

Практически крутизну ската определяют по шкале (масштабу) заложений (рисунок 1.24), который помещен под нижней (южной) стороной рамки топографической карты.

Шкала заложений – это график, рассчи­танный по формуле:

, (1.7)

где – заложение между горизонталями;

Читать еще:  Как составить европротокол при дтп

– высота сечения;

ν – крутизна ската (угол наклона ската).

Он строится в следующем порядке. На горизонтальной прямой берут произвольные отрезки, подписывают их в порядке возрастания числами, соответствующими уг­лам наклона в градусах. На перпендикулярах к горизонтальной прямой откладывают в масштабе карты величины заложений между горизонталями, определенные по формуле (1.7). Точки, полученные на перпендикулярах, соединяют плавной кривой.

Шкала заложений на карте дается обычно для двух высот се­чений: один – для заложений между основными, а другой – для заложений между утолщенными горизонталями. Это особенно важно в тех случа­ях, когда основные горизонтали располагаются близко друг к другу и изме­рить расстояние между ними затруднительно.

Для определения крутизны ската по шкале заложений (рисунок 1.24) ус­танавливают на карте раствор циркуля по заложению между горизонталями, а затем на шкале заложений отыс­кивают такое место, где этот раствор циркуля будет равен рассто­янию между горизонтальной прямой и кривой. На горизонтальной прямой линии отсчитывают величину угла наклона.

Более точно крутизна ската может быть определена по формуле:

. (1.8)

Пример. Определить крутизну ската по карте масштаба 1:50000 (крутизна ската 10 м), если заложение между горизонталями равно 10 мм.

1. В масштабе карты расстояние в 10 мм соответствует 500 м на местности.

2. Крутизна ската равна = 0,02; ν » 1º.

Для приближенного определения крутизны ската, если он не превышает 25º, можно пользоваться формулой:

. (1.9)

Пример. Определить крутизну ската по карте масштаба 1:50000 в условиях предыдущего примера по приближенной формуле.

» 1,15º.

Взаимная видимость между точками по карте определяется с целью оценки возможности наблюдения за противником, оценки возможности определения места своего стояния в том или ином районе относительно местных предметов и в других случаях.

Для того чтобы определить, будет ли прямая видимость между точками (будем называть их точками А и В), выявляют неровности или местные предметы (укрытия), которые могут закрывать видимость, и по горизонталям карты определяют абсолютные высоты этих точек и возможных укрытий.

Определение по карте взаимной видимости между точками выпол­няют:

сопоставлением их высот;

расчетом положения луча зрения.

Сопоставление высот точек является наиболее простым спосо­бом, с использования которого начинается работа по определению взаимной видимости точек. Если высота укрытия больше высо­ты и точки А, и точки В, то видимости между точками нет, а если она меньше высот обеих точек, то видимость между ними есть. Когда высота ук­рытия больше высоты одной из точек, но меньше высоты другой точки, то определить наличие или отсутствие видимости между точками сопоставлением высот нельзя. В этом случае надо использовать другой, один из названных выше способов.

Построением треугольника видимость точек определяют в следу­ющем порядке (рисунок 1.25):

соединяют на карте точки А и В прямой линией и на ней отме­чают укрытие У, которое может помешать наблюдению (на рисунке таким укрытием является точка, высота которой равна 110 м);

определяют абсолютные высоты указанных трех точек (А, В, У). Высоту самой низкой точки принимают за нуль и относительно нее определяют превышение двух остальных точек. В нашем приме­ре нулевой является точка А (высота 95 м), укрытие выше нее на 15 м, а точка В (отм.123,0) – на 28 м;

полученные превышения в произвольном масштабе откладывают от соответствующих точек по перпендикулярам к линии;

к точкам на перпендикулярах, соответствующих высоте располо­жения наивысшей точки (на рисунке точки В) и укрытия, прикладывают линейку и проводят прямую (луч зрения). Если эта прямая пройдет ниже нулевой точки, то видимость между точками есть. В примере, изображенном на рисунке, видимости между точками нет.

Для определения видимости вычислением составляют два отноше­ния:

и , (1.10)

где ΔhВТ – превышение наивысшей точки над низшей, м;

ΔhУ – превышение укрытия над низшей точкой, м;

SАВ – расстояние между точками, взаимную видимость которых

надо определить, м;

SУ – расстояние от укрытия до низшей точки, м.

Затем сравнивают между собой величины отношений. Если отно­шение превышений больше отношения расстояний – видимость между точками есть, если же меньше – видимости между точками нет.

На рисунке 1.25 отношения равны

= = 1,8; = = 2,7.

Первое отношение меньше второго, следовательно, видимости между точками нет.

Способ определения взаимной видимости точек расчетом положения луча зрения основан на том, что луч зрения, проходящий от наивысшей точки через вершину укрытия, понижается пропорционально удалению. Исходя из этого, можно составить пропорцию:

, (1.11)

где SВ – расстояние от наивысшей точки до укрытия, м;

ΔhВ – превышение наивысшей точки над укрытием, м;

х – величина, на которую понизится луч зрения над низшей точкой

относительно гребня укрытия, м.

Величина понижения луча зрения равна:

. (1.12)

Если величина х больше превышения гребня укрытия над низшей точкой, то это значит, что луч зрения проходит ниже нулевой точки, а взаимная видимость имеет место. В противном случае видимости между точками нет.

На рисунке 1.25 величина понижения луча зрения равна:

= 7,4 м.

Луч зрения понижается только на 7,4 м, в то время как превышение гребня над низшей точкой равно 15 м. Следовательно, видимости между точками нет.

Таким образом, при использовании различных способов определения взаимной видимости точек получен один и тот же результат.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector
×
×