5 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Образование как социокультурный феномен

Тема 2. Образование как социокультурный феномен и педагогический процесс

2.1. Образование как общечеловеческая ценность.

Признание образования в качестве общечеловеческой ценности ни у кого не вызывает сомнения. Это подтверждается правом человека на образование, конституционно закрепленное в большинстве стран. Реализация этого права обеспечивается существующими системами образования, различающимися принципами организации, в которых отражаются мировоззренческие и ценностные установки.

Цели образования определяются идейными и ценностными установками, которые провозглашает то или иное сообщество.

В нашей стране долгое время господствовала идеологическая установка на воспитание человека в духе коммунистических идеалов. Эти идеалы были сформулированы в « Моральном кодексе строителя коммунизма». Кардинальные изменения, которые произошли в нашем обществе за последнее время, вызвали определенные затруднения в идейной и ценностной ориентации населения. Прежние ценности утратили свою привлекательность, новые еще не сложились. В правящих кругах, в публицистике заговорили о выработке новой государственной идеологии. Но всякая идеология – это односторонний, социально-заинтересованный подход тех или иных классов и социальных групп к решению общественных проблем, который они стремятся навязать другим в качестве господствующих идейных и ценностных ориентаций.

Вместе с тем в мировой педагогической теории и практике уже давно

сложилось мнение, что воспитательный процесс, образование не должны быть заложниками каких-то коньюктурных ситуаций, находиться в зависимости от того, какие взгляды и убеждения исповедуют

люди, стоящие ныне у власти. Воспитание молодого поколения —

это слишком серьёзное дело. Оно должно базироваться на постоянных, непреходящих идеях и ценностях. Поэтому в качестве идейной основы всей системы образования должны быть выработанные и проверенные многовековой практикой принципы гуманизма.

Гуманизм (от греч. humanus — человеческий, человечный) прежде

всего означает человечность человека: любовь к людям, высокий уровень психологической терпимости, мягкость в человеческих отношениях, уважение к личности и её достоинству. В конечном счёте понятие гуманизм оформляется как система ценностных ориентаций, в центре которых лежит признание человека в качестве высшей ценности. На основе вышеизложенного можно дать следующее определение гуманизма: гуманизм — это совокупность идей и ценностей, утверждающих универсальную значимость человеческого бытия в целом и отдельной личности в частности.

При такой трактовке гуманизм как определённая система

ценностных ориентаций и установок получает значение общественного идеала. Человек рассматривается как высшая цель общественного развития, в процессе которого обеспечивается создание необходимых условий для полной реализации всех его потенций, достижения гармонии социально-экономической и духовой сфере жизни, наивысшего расцвета конкретной человеческой личности. При этом в современной трактовке гуманизма акцент делается на целостное, универсальное становление человеческой личности. Эта универсальность осмысливается как гармоническое развитие ее интеллектуальных, духовно-нравственных и эстетических потенций.

Таким образом, с позиции гуманизма, конечная цель воспитания и образования состоит в том, чтобы каждый человек мог стать полноценным

субъектом деятельности, познания и общения, то есть свободным самодеятельным существом, ответственным за всё происходящее

в этом мире. С содержательной стороны реализация принципа гуманизма в учебно- воспитательном процессе означает проявление

общечеловеческих ценностей. В понятии «общечеловеческие ценности» в данном случае вкладывается два дополняющих друг друга

смысла. Во-первых, общечеловеческие ценности — это ценности значимые не для какого-то узкого ограниченного круга людей, а как то ,что имеет значение для всего человечества. Они в той или иной форме присущи всем социальным общностям, социальным группам, народам, хотя не у всех выражены одинаковым образом. Особенности их выражения зависят от особенностей культурно-исторического развития той или иной страны, религиозных традиций, типа цивилизации. Поэтому подход к образованию с позиций общечеловеческих ценностей означает его деидеологизацию, то есть отказ от навязывания позиций, установок, убеждений какой-то определенной социальной группы, акцент на духовно-нравственное, интеллектуальное и эстетическое развитие личности, на основе освоения ею всего культурного богатства, накопленного в истории человечества.

Во-вторых, общечеловеческие ценности — это предельные, исторические и социальные ценности. Выражаясь философским

языком, можно сказать, что это трансцендентные (запредельные) ценности, то есть ценности, которые носят абсолютный характер, вечные ценности. Выражая опыт всего человечества, эти ценности сформулированы в различных религиозно-нравственных системах в виде заповедей: «не убий»; «не укради»; «не прелюбодействуй»; «не сотвори себе кумира»; и т.д. Воспитание молодёжи в духе этих ценностных ориентаций во все века и у всех народов считалось непременным условием её социализации. На эти нравственные установки ориентировались не только верующие, но и не верующие люди.

Следует отметить, что любовь к Родине сама по себе вполне

вписывается в систему гуманистических ценностей. Общечеловеческие установки не следует трактовать как некие космополитические ценности. У каждого народа эти ценности выражаются определённым образом. Это выражение зависит от особенностей культурно-исторического развития той или иной страны, её религиозных традиций, типа цивилизации. Поэтому общечеловеческое всегда реализуется через конкретно-человеческое. А каждый конкретный человек является гражданином конкретного государства, принадлежит к определённой народности, нации. И общечеловеческое начало реализуется в этих конкретных социальных образованиях. Поэтому воспитание человека с общечеловеческих

позиций не противоречит, предполагает его воспитание как

гражданина, патриота своей страны, Отечества. Следовательно,

гуманизм предполагает патриотизм, любовь, к своей Родине, воспитание гражданской ответственности, уважение обычаев и законов своей страны. И ещё одна важная установка содержания воспитательного процесса, вытекающая из принципов гуманизма. Гуманизм предполагает признание данной личности в качестве ценности личности всех других людей, любовь к ним , служение им. Не случайно под термином «гуманизм» изначально понималось «человеколюбие». Поэтому гуманизм не исключает, а предполагает коллективизм, стремление к общности с другими людьми, их взаимную поддержку. Таким образом, содержание воспитательного процесса должно ориентироваться на общечеловеческие ценности, не отбрасывать всё то лучшее ,что имеется в опыте каждой страны, каждого народа, а напротив всемерно актуализировать, развивать этот опыт. В соответствии с этой установкой должны быть скорректированы цели учебно-воспитательного процесса. В нашей стране традиционно в качестве главной цели учебно-воспитательного процесса выдвигалась подготовка высококвалифицированного специалиста, способного с наибольшей эффективностью работать на производстве на благо государства. Гуманистичекий подход требует, чтобы в качестве главной цели учебно-воспитательного процесса должно рассматриваться создание предпосылок для самореализации личности. Гуманизация учебного процесса предполагает формирование учебных планов таким образом, чтобы они максимально учитывали интересы студентов в новых социальных и экономических реальностях, а не интересы тех или иных кафедр, вузов, государства.

И, наконец, гуманистическая ориентация образования может быть реализована только в соответствующих формах учебно-воспитательного процесса (индивидуализация и дифференциация обучения, пробуждение активности и инициативности обучаемых, применение в общении преподавателя и студента принципов педагогики сотрудничества).

2.2. Образование как социокультурный феномен.

Латинский термин «культура» означает взращивание, совершенствование чего-либо. Соответственно, и применительно к человеку это взращивание, совершенствование, формирование его образа.

Принимая во внимание данную трактовку, культура выступает предпосылкой и результатом образования человека.

В процессе образования человек осваивает культурные ценности (историческое наследие искусства, архитектуры). Поскольку достижения познавательного характера представляют собой совокупность материального и духовного достояния человечества, постольку освоение исходных научных положений также является обретением культурных ценностей. Как известно, язык является способом познания окружающего мира и средством коммуникации. Одновременно он выступает в качестве хранителя и выразителя духовной культуры, которая передается от поколения к поколению. Не случайно уровень культуры эпохи (и отдельного человека) определяется отношением к языку. Поэтому одна из миссий образования состоит в том, чтобы сформировать у молодого поколения ответственное отношение к родному и иностранному языкам, к сохранению и обогащению исторических, научных и культурных ценностей

Так как содержание образования черпается и пополняется из наследия культуры и науки, а также из жизни и практики человека, то образование является социокультурным феноменом и выполняет следующие социокультурные функции:

Образование – это один из оптимальных и интенсивных способов вхождения человека в мир науки и культуры.

Читать еще:  Как отрегулировать холостой ход

Образование – есть практика социализации человека и преемственности поколений.

Образование является механизмом формирования общественной и духовной жизни человека и отраслью массового духовного производства.

Образование – процесс трансляции культурно -оформленных образцов человеческой деятельности.

Образование способствует развитию региональных систем и сохранению национальных традиций.

Образование является тем социальным институтом, через который передаются и воплощаются базовые культурные ценности и цели развития общества.

Образование выступает в качестве активного ускорителя культурных перемен и преобразований в общественной жизни и в отдельном человеке.

Образование как социокультурный феномен

Образование — это процесс и результат усвоения систематизированных знаний, умений и навыков, необходимое условие подготовки человека к жизни и труду. Разные науки изучают образование под своим углом зрения. В философии понятие «образование» употребляется в значении общего духовного процесса формирования человека и результата этого процесса — духовного облика человека. Образование исследуется как культурно-историческое явление, средство сохранения, передачи и умножения накоплений духовной культуры человечества, народов, наций.

Психологию интересуют проблемы влияния образования на формирование личности, ее психики. Социальная психология рассматривает человека в качестве субъекта учебной деятельности в рамках образования как социальной организации. Ее интересует, как добиться того, чтобы организация образования не была чужда человеческой природе, какие законы и социальные технологии должны лежать в основе организации учебной деятельности, как система образования должна способствовать самоактуализации и саморазвитию человека, его нормальному социальному функционированию.

Социологию интересует социальная сторона образования: как благодаря образованию человек включается в те или иные социальные группы, занимает определенные позиции в социальной структуре общества, осваивает и выполняет разнообразные роли в обществе. Образование выступает историко-культурным феноменом менталитета общества, его сознания. В образовании создаются предпосылки для выявления и развития творческих способностей общества, для последовательной передачи накопленных обществом знаний, умений, культурного наследия всех поколений.

Образование можно рассматривать как своеобразный способ вхождения человека в мир науки и культуры. Термин «культура» в переводе с латинского языка означает «взращивание, совершенствование», а применительно к человеку – это взращивание, совершенствование, формирование его образа. Исходя из данной трактовки культура является и предпосылкой, и результатом образования человека. В процессе образования человек осваивает культурные ценности – исторические, художественные, архитектурные и пр.

Поскольку содержание образования черпается и пополняется из наследия науки и культуры, а также из жизни и практики человека, то образование является социокультурным феноменом и выполняет следующие социокультурные функции:

— вхождение человека в мир науки и культуры;

— обеспечение преемственности поколений;

— обеспечение трансляции культурных ценностей;

— обеспечение сохранения и развития национальных традиций;

— способствование активному ускорению культурных перемен в общественной жизни.

Образование является средством трансляции культуры, овладевая которой, человек не только адаптируется к условиям постоянно изменяющегося социума, но и становится способным развивать и приумножать потенциал мировой цивилизации.

Образование имеет в своей основе русское слово «образ», что говорит о том, что изначальная сущность образования заключалась в создании, окультуривании человека по образу, мысленно воссоздаваемом в определенной эпохе (спартанский воин, добродетельный христианин, энергичный и инициативный предприниматель, гармонично развитая личность).

В общекультурном контексте образование метафорично описывается автором одной из современных концепций образования (В.Ф. Сидоренко). Он ассоциирует образование и культуру с «большим дыханием» по аналогии с вдохом и выдохом как совместное, ритмичное действие. «Для себя образование – это образ культуры, а для культуры оно – образование культуры, точнее ее воспроизводство через образование, а для социума образование – это его «легкие». На «вдохе» образование «втягивает» в себя всю культуру, обретая тем самым содержание и предмет для творческого воспроизводства и само становясь особой формой к образам культуры. На «выдохе» культура воспроизводится, давая социуму культурную форму и дееспособность».

Образование как социальное явление определяется как относительно самостоятельная система, функцией которой является обучение и воспитание членов общества, ориентированные на овладение знаниями, идейно-нравственными ценностями, умениями, навыками, нормами поведения, содержание которых в конечном счете определяется социально-экономическим и политическим строем данного общества и уровнем его материально-технического развития (Сластенин В.А.).

Таким образом взаимосвязаны образование и общество.

Образование как социальный институт решает ряд важных общественных задач:

— передача знаний от старшего поколения младшим;

— распространение культуры и культурных ценностей;

— социализация личности, интеграция молодежи в общество;

— социальный отбор и дифференциация членов общества, связанная с разделением общественного труда и воспроизводством специалистов (кадров);

— создание условий для профессионального и личностного самоопределения;

— социокультурные инновации, генерирование новых идей, создание открытий и изобретений;

Само понятие «образование» в современной трактовке является многозначным и многогранным понятием, которое может рассматриваться и процесс получения образования, и как результат этого процесса, и как система образования, и как отрасль общественного производства. В Законе об образовании понятие «образование» определяется как процесс воспитания и обучения в интересах человека, общества, государства, сопровождающийся констатацией достижения гражданином (обучающимся) установленных государством образовательных уровней (образовательных цензов).

Образование как результат предполагает овладение обучающимися научными знаниями, практическими умениями и навыками, развитие их умственно-познавательных способностей, мировоззрения, нравственности и общей культуры. Главный результат образования — это образованность личности как характеристика, показатель уровня усвоения личностью знаний, опыта деятельности, норм и ценностей. Образование как система представляет собой совокупность взаимодействующих: преемственных образовательных программ и государственных образовательных стандартов различного уровня и направленности;

— сети реализующих эти программы и стандарты образовательных учреждений независимо от их организационно-правовых форм, типов и видов; органов управления образованием и подведомственных им учреждений и организаций.

Образование как отрасль (сфера) представляет собой систему образовательных учреждений, организаций и предприятий, осуществляющих главным образом образовательную деятельность, направленную на удовлетворение многообразных потребностей населения в образовательных услугах и подготовку квалифицированных работников для общества (страны).

Свойства (принципы) образования:

1. Гуманность образования.

2. Демократичность образования.

3. Целенаправленность образования.

4. Историчность образования.

5. Целостность образовательного процесса.

6. Системность образования.

7. Процессуальность образования.

8. Непрерывность образования.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Лучшие изречения: Для студента самое главное не сдать экзамен, а вовремя вспомнить про него. 10366 — | 7649 — или читать все.

Образование как социокультурный феномен и педагогический процесс

Рассматривать образование как социокультурный феномен можно с той точки зрения, что данный процесс был сформирован и непосредственно распространен обществом. Ведь он непрерывно связан с жизнедеятельностью людей, их умениями и навыками, которые играют важную роль в прогрессировании развития человечества.

Понятия образования и педагогического процесса

Как утверждается во многих научных трудах, образование – это обучение и просвещение, а также получение учащимися социально-исторического опыта. Сюда же можно добавить усвоение ими определенных умений и навыков. При этом во всех информационных материалах указывается, что образование как социокультурный феномен выступает в виде явления, обществом созданного, и им же регулируемого. В правовых нормах РФ термин рассматривается как комплексное явление, включающее в себя не только процесс обучения, но и воспитание нового поколения.

Именно поэтому можно с уверенностью сказать, что педагогика – это наука об особенностях образования. Она охватывает широкий спектр методов формирования в человеке личностных качеств и закрепления знаний. Само же понятие педагогического процесса весьма простое – его можно представить как целенаправленное и регулярное взаимодействие между педагогом и его учениками.

Образование как общественная ценность

Для формирования социума необходимо наличие определенных норм, устоев и требований. В соответствии с ними и развивается общество, претерпевая постоянные изменения в соответствии с колебаниями окружающих его условий – технических, природных, исторических. Образование как социокультурный феномен и педагогический процесс считается важнейшей составляющей социализации. Оно направлено на комплексное развитие личности, формирование в человеке стойких моральных качеств наряду с его физиологическим становлением. Призвание данного явления состоит в том, чтобы воспитать государству, так сказать, идеального гражданина, соответствующего всем современным ценностным ориентирам.

Читать еще:  Ремонт суппорта своими руками

В зависимости от того, насколько в стране развита система образования, и определяется уровень слаженности ее социума. И наоборот – особенности государственного строя, экономическая и политическая ситуации оказывают прямое воздействие на образ гуманистического идеала, который стремятся воссоздать соответствующие школы.

Ценностные ориентиры образовательного процесса

Как уже было сказано, образование регламентируется общественными нормами, которые, в свою очередь, формируются постепенно и так же могут зависеть от множества внешних факторов. Под влиянием технического и экономического прогресса создается актуальный и наиболее эффективный в настоящее время учебный процесс. В нем, собственно, и проявляет себя образование как социокультурный феномен. Ценностные приоритеты образования до сих пор в корне не изучены ни одной наукой.

Если углубиться в исследование данного вопроса, то можно найти огромное число ориентаций, стимулирующих педагогический процесс в том виде, в котором он поддерживается культурой общества на данный момент времени. В целом все ценностные приоритеты можно разделить на несколько групп. Их пять:

  • Ценности, направленные на социальное одобрение.
  • Коммуникативные ценности.
  • Творческие ценности.
  • Ценности, направленные на самореализацию.
  • Прагматические ценности.

Характеристики каждой отдельной группы рассмотрим ниже.

Ценности, направленные на социальное одобрение

Не секрет, что в каждом обществе педагог считается престижной и весьма уважаемой профессией. Поэтому можно говорить о ее культурной значимости в социальной среде. Преподаватель принимается окружением как «свой» человек, личность, которая играет важную роль в формировании идеологического общества. Эта группа ценностей – одна из общей комбинации приоритетов, раскрывающих многомерность образования как социокультурного феномена.

Коммуникативные ценности

Если говорить научным языком, то коммуникацию можно считать процессом общения. В более узком смысле это обмен определенной информацией, включающий в себя эмоциональное взаимодействие между людьми. Общение заложено в каждом индивидууме как инстинкт, поэтому без него не может нормально существовать ни один участник социума.

Коммуникативные ценности образования напрямую связаны с предыдущей группой. Социальное одобрение профессии педагога приводит к тому, что личность чувствует себя полноценным звеном единого общества, получает возможность постоянно контактировать с другими людьми и регулярно расширять свой круг общения.

Творческие ценности

В современном мире творчество стало неотъемлемой частью полноценного развития любого человека как профессионала своего дела и просто как индивидуальности. Образование как социокультурный феномен и его современное состояние основаны на необходимости в креативном подходе к любому виду деятельности, в частности к процессу обучения. Воспитывая своих учеников, педагог должен искать индивидуальный подход к каждому из них. Любой ребенок – это отдельная личность, поэтому нельзя применять один метод обучения на всех детях. При индивидуальном подходе преподавателя к обучению заметно улучшается результативность самого процесса. При этом активно формируются личностные качества каждого ученика, то есть делается ставка не на то, чтобы воспитать общество по определенному образцу, а сконструировать многогранный и всесторонний социум.

Ценности, обеспечивающие самореализацию личности

Что касается влияния этого типа ценностей на деятельность педагога, то они стимулируют его профессиональное, а также моральное и духовное саморазвитие. Учитель не только осваивает азы преподавательского дела, но и регулярно совершенствуется в этой сфере. В этом контексте образование как социокультурный феномен раскрывается довольно широко.

Важный аспект данной группы ценностей – увлеченность педагога своим делом. Чем более преподаватель заинтересован в образовательном процессе, тем больше он себя реализовывает как компетентная и профессионально грамотная личность.

Прагматические ценности

В качестве примера стоит привести зарубежную систему обучения. За границей профессия преподавателя не только престижна и высоко оцениваема обществом, но и весьма перспективна. Молодой педагог, поднимаясь на первую ступень образовательной сферы, уже имеет большие предпосылки для успешного будущего. То есть помимо духовного развития и профессиональной реализации он получит удовлетворение своих прагматичных потребностей: стремления к карьерному росту, достойной оплате труда и т. д.

Что касается отечественных государств, то в них пока что не столь высока планка, характеризующая денежную оценку сотрудников такой сферы, как образование. Социокультурный феномен, однако, можно выразить в том, что педагог – это не просто вид деятельности, а стабильно оплачиваемая профессия. То есть, обучая детей определенным навыкам и умениям, преподаватель не только самореализовывается, но и получает возможность обеспечить свои жизненные потребности.

Функции образования

Любая деятельность всегда направлена на достижение какой-либо цели. Это касается и образовательного процесса, так как он не может существовать сам по себе, а только в том случае, если общество в нем нуждается. Поэтому у данного явления есть две основные функции: обучение и воспитание.

В первом случае цель образовательной деятельности – помочь ребенку овладеть определенными знаниями, освоить умения и сформировать навыки, а также определиться с жизненными ориентирами и будущей профессией. Таким образом, строится фундамент для развития полноценной и разносторонней личности в будущем. Функция обучения раскрывает образование как социокультурный феномен в контексте процесса, значимого для государства и человечества в общем.

Воспитание служит для того, чтобы задать ребенку мотивацию для получения необходимых знаний. Ведь далеко не каждый ученик понимает важность процесса обучения для его будущего. Поэтому задача педагога заключается в том, чтобы подтолкнуть его к этому.

Основные парадигмы образовательного процесса

Чтобы приступить к рассмотрению данного вопроса, для начала стоит описать его суть. Парадигма – это набор конкретных установок, теоретических или практических методик, принятых в научной среде как образец для действий в определенной сфере. Такие эталоны имеются и в образовательном процессе. Ученые выделяют четыре типа парадигм данного явления:

  • Когнитивная (направленность на развитие мышления).
  • Личностно ориентированная (индивидуализация обучения).
  • Функционалистическая (соответствие моральным нормам общества).
  • Культурологическая (восприятие человека как субъекта культуры).

Образование как педагогический процесс

Именно деятельность по воспитанию общественно значимой личности и определяет образование как социокультурный феномен. Педагогическая система и процесс ее применения направлены на достижение этой цели. В результате целенаправленного и систематического взаимодействия преподавателя и его учеников формируются знания, необходимые для дальнейшего развития личности. Именно этот контакт учителя со своими воспитанниками рассматривается в рамках педагогической системы.

Данное понятие нельзя ограничить какими-либо конкретными структурными компонентами. Педагогический процесс представляет собой смешанную систему, в которой помещается огромное количество элементов образования. Причем, каким бы самостоятельным ни был любой из этих компонентов, он все равно будет считаться второстепенным. Педагогическую систему нельзя приравнять ни к одной подструктуре – она, скорее, выступает в роли связующего звена.

Закономерности педагогического процесса

Образование как социокультурный феномен и педагогический процесс характеризуется определенными закономерностями, а именно:

  • Динамикой протекания.
  • Взаимосвязью теории и практики в обучении.
  • Единством между познанием и педагогической деятельностью.
  • Развитием личности в процессе обучения воспитания.
  • Управляемостью.
  • Стимулированием учащихся к деятельности.

Педагогический процесс и его элементы

Структурность – важная особенность, которой отличается образование как социокультурный феномен и педагогический процесс. Кратко об этом можно сказать следующим образом: данное явление состоит из различных компонентов, в целом объединяющихся в одну комбинированную систему. К структурным элементам педагогического процесса относят:

  • Определение целей и основных задач будущей учебной деятельности.
  • Налаживание контакта между преподавателем и его воспитанниками.
  • Корректное применение методов, средств и форм обучения.
  • Создание таких условий, в которых ученикам будет наиболее комфортно воспринимать информацию.

Комплекс институтов образования

Если государство стремится создать идеальное общество, то оно должно использовать средства для достижения этой цели. В качестве таковых выступает комплекс разнообразных институтов образования. В каждом из них представлены определенные учебные программы и направленности воспитания. В такой интерпретации образование как социокультурный феномен и общечеловеческая ценность обретает некий государственный или даже, скорее, организационно-правовой смысл.

Читать еще:  Как выбрать детское автокресло

Существует несколько типов учебных учреждений:

  • Дошкольные.
  • Общеобразовательные.
  • Специальные.
  • Профессиональные.

Первый тип организаций представлен детскими садами, яслями, школами раннего развития и другими подобными структурами. В таких учреждениях осуществляется вводная программа воспитания детей, которая во многом направлена на психологическую подготовку ребенка к дальнейшему обучению.

Общее образование граждан государства осуществляется в школах, гимназиях и лицеях. Как правило, они разделены на 3 ступени: начальная, основная и средняя.

Специальные учреждения (интернаты, школы коррекционного типа) предназначены для того, чтобы дать возможность детям с физическими отклонениями стать полноценными членами общества. В этом как раз ярко раскрывается образование как социокультурный феномен.

Кратко о профессиональных образовательных институтах: они восполняют дефицит необходимых кадров в стране, занимаясь подготовкой определенных специальностей. К ним относятся учреждения начального (ПТУ), среднего (колледжи, техникумы) и высшего (университеты, институты, академии) уровня.

Образование является неотъемлемой частью человеческого общества. Данный факт и определяет его как социокультурный феномен. Что это – явление, порожденное человечеством, или орудие для его существования – вопрос довольно спорный. Но, по сути, оба варианта верны.

Образование как социокультурный феномен, ценность, система

Образование – многогранное явление и поэтому является предметом изучения разных наук. Прежде всего, оно выступает в двух аспектах (В.В. Краевский): как общественное явление и как педагогический процесс. В первом случае образование выступает средством социального наследования. Человеческое общество не может развиваться без передачи культурно-исторического (производственного, научного, духовного и т.п.) опыта от старшего поколения к младшему. Образование как социальное и педагогическое явление является таким же древним, как само человечество. Многие века этот процесс протекал как естественный. Накопление социального опыта на определенном этапе развития человечества (в поздний период рабовладельческого строя) привело к возникновению потребности в людях, специально занимающихся воспитанием и обучением детей. Появились учебные заведения, в которых осуществлялось образование подрастающего поколения. С возникновением государства появляются органы, определяющие цели и характер образовательной политики, пути ее осуществления. Процесс передачи культурно-исторического опыта становится необходимым и целенаправленным. Образование приобретает общественную функцию и становится особой сферой социальной жизни.

По отношению к человеку, которого обучают и воспитывают, образование является средством развития 101 всех сторон его личности.

Понятие «образование» этимологически связано с понятием «культура» (лат. cultura — возделывание, образование, воспитание, развитие, почитание). С учетом этого образование – есть индивидуальная культура различных видов деятельности и общения человека, которой он овладевает на основе целенаправленной целостной системы обучения 56 и воспитания 7 (В.И. Андреев). Объективная связь образования с культурой общества и личности находит отражение в культурологическом подходе к образованию, который предписывает так организовать процесс образования, чтобы обучающийся осваивал культуру общества во всех ее аспектах и сам становился творцом новых элементов культуры.

В целом, можно утверждать, что образование есть фактор социо-, культуро- и антропогенеза. Являясь социокультурным феноменом, образование выполняет следующие социокультурные функции (по Н.В. Бордовской):

· Образование – способ вхождения человека в мир материальной и духовной культуры общества. Это процесс трансляции культурно-оформленных образцов деятельности 12 и поведения 86, устоявшихся форм (норм морали и поведения, правил общения и т.п.) общественной жизни.

· Образование – способ социализации 113 и преемственности поколений. Одна из главных задач образования состоит в подготовке молодого поколения к самостоятельной жизни и формирование образа будущего в ходе освоения различных форм жизнедеятельности.

· Образование – есть механизм формирования общественной и духовной жизни человека и отрасль массового духовного производства. В рамках системы образования 53 происходит накопление и развитие интеллектуального и духовно-нравственного потенциала страны.

· Образование является ускорителем процесса развития отдельной личности и общества в целом.

Иначе говоря, образованию как социальному институту присущи функция культурного наследования, аксиологическая, компенсаторная, адаптирующая, развивающая (личностно преобразующая) функции. Все вышеназванные функции можно свести к двум основным: 1) функция воспроизводствакультурно-исторического опыта человечества; 2) функция развития личности и общества (рис 5).

Рис 5 – Основные функции образования в обществе

Социальная ценность образования определяется значимостью образованного человека в обществе. Гуманистическая ценность образования состоит в возможности развития познавательных и духовных потребностей человека. Более того, по утверждению многих исследователей (Е.В. Бережнова, Г.Б. Корнетов, В.В. Сериков, В.А. Сластенин и другие), развитие человека выступает основной целью и ценностью современного образования.

Таким образом, образование – сложнейший социально-исторический феномен с множеством сторон и аспектов (рис.6).

Рис. 6 – Аспекты рассмотрения образования как социокультурного феномена

В научно-педагогической среде термин «система» используется в иерархически различных смысловых контекстах: «педагогическая система» 68, «система образования», «образовательная система», «воспитательная система» 9, «методическая система», «система принципов» и др.

Система – совокупность связанных компонентов, которые образуют определенную целостность, единство. Система как целое характеризуется: взаимодействием с надсистемой; структурностью строения компонентов; иерархичностью и многоуровневостью функциональных связей между компонентами; целостностью; самоорганизацией (для самоорганизующихся систем). Компоненты системы связаны таким образом, что с изменением одного компонента изменяются и другие. Системная интерпретация объекта предполагает, как минимум, определение: состава (компонентов), структуры (связей между компонентами), функций каждого компонента в системе (В.В. Краевский).

Реализация системного подхода в педагогике, в том числе к проектированию и преобразованию педагогического объекта предполагает: определение состава, структуры, системобразущего компонента, «паутины» связей и др., а также системную подстройку всех компонентов системы в связи с изменением одного из них. Например, изменение цели обучения обусловливает преобразование содержания и методов обучения 38. Это согласуется с педагогическими закономерностями 17 как объективными инвариантными связями, является сущностным признаком системного проектирования педагогического процесса 84. Попутно заметим, что причиной непродуктивности ряда управленческих «новаций» в сфере образования является несистемный, локальный подход к преобразованию педагогической (образовательной) системы в целом или ее компонентов.

С позиции В.В. Краевского, педагогическая система получает конкретное наполнение в зависимости от того, каков ее состав и конкретное содержание ее компонентов: система организационных форм или методов, элементов содержания образования, методическая система, воспитательная система 9и т.д. Главное требование к создателю или исследователю такой системы – умение охарактеризовать ее с позиции системного подхода, четко обозначить состав, структуру и функции. Б.С. Гершунский разграничивает содержание понятий «педагогическая система», «образовательная система», «дидактическая система», «воспитательная система, «система образования».

· Образовательная система, компонентами которой выступают цели, содержание, методы, формы (технологии), характеризует собственно педагогический аспект функционирования конкретного учебного заведения соответствующего уровня и профиля (например, классический университет или лицей).

· Воспитательная (дидактическая) система – это образовательная система определенного уровня и профиля с таким же компонентным составом, доминантной для которой является воспитательная (дидактическая) подсистема, приоритетными – воспитательные (дидактические) цели.

· Система образования может быть представлена двумерной матрицей, каждая «ячейка» которой соответствует образовательной системе определенного уровня и профиля; вертикальная ось этой матрицы отражает уровень, а горизонтальная ось – профиль образования (по С.Н. Северину). Таким образом, система образования может быть представлена «матрицей» различных по уровню и профилю образовательных систем (рис. 7).

Уровень образования

Классический

Институт.
....
Средняя школаЛицейГимназия.
....

Рис. 7 – Система образования

Педагогическая системаинтегративно понимаемые практико-образовательная, научно-педагогическая (исследовательская) и управленческая подсистемы, функционирующие на уровне государства в целом (рис. 8) [9].

Рис. 8 – Структура педагогической системы

Вместе с тем в структуру любого учреждения высшего образования включены образовательная (дидактическая и воспитательная), управленческая, научно-исследовательская подсистемы, связанные друг с другом, что является необходимым условием продуктивного функционирования и развития системы в целом.

|следующая лекция ==>
Камни на распиле бывают радиарного строения (кристаллоидные камни); слоистые (коллоидные), слоисто-радиарные (коллоидно-кристаллоидные).|Возрастание значения высшего образования на современном этапе развития общества

Дата добавления: 2018-11-25 ; просмотров: 1557 ; ЗАКАЗАТЬ НАПИСАНИЕ РАБОТЫ

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector
×
×