2 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Педагогика как наука кратко

Педагогика как наука. Предмет, объект, функции, задачи. Основные категории. Система педагогических наук, связь с другими науками.

Тема 1. Педагогика как наука. Система педагогических наук

Педагогика — это наука, изучающая закономерности передачи социального опыта старшим поколением и активного его усвоения младшим.

Объектом педагогики выступают явления действительности, которые обуславливают развитие и становление человеческого индивида в процессе целенаправленной деятельности общества и воспитателя. Например, таким явлением действительности является образование — целенаправленный процесс воспитания и обучения в интересах человека, общества и государства.

Предметом педагогики является сознательно и целенаправленно организуемый педагогический процесс. Педагогическая наука исследует сущность, закономерности, принципы, тенденции и перспективы развития педагогического процесса, разрабатывает теорию и технологии его организации, совершенствует содержание и создает новые организационные формы, методы и приемы педагогической деятельности воспитателей и воспитанников.

Исходя из такого определения объекта и предмета, можно сделать вывод, что педагогика — это наука о воспитании, обучении и образовании детей и взрослых.

Цель педагогической науки — выявить закономерности и найти наиболее оптимальные методы становления человека, его воспитания, обучения и образования.

Функции педагогической науки. Прежде всего, это:

  1. Теоретическая функция, реализующаяся на 3 уровнях:
    • описательном, объяснительном;
    • диагностическом;
    • прогностическом.
  2. Технологическая функция, реализующаяся на 3 уровнях:
    • проективном;
    • преобразовательном;
    • рефлексивном.

Задачи педагогики:

  1. Вскрытие закономерностей в областях воспитания, образования, обучения, управления образовательными системами.
  2. Изучение и обобщение практики и опыта педагогической деятельности.
  3. Прогнозирование образования — педагогическая футурология.
  4. Внедрение результатов исследования в практику.

Вопросы, стоящие перед педагогикой как наукой:

  1. Вопрос о целеполагании. Зачем, для чего учить, воспитывать?
  2. Вопрос о содержании воспитания обучения. Чему учить, воспитывать?
  3. Методы и технологии работы учителя. Как учить, воспитывать?

Основные педагогические понятия принято называть педагогическими категориями. Рассмотрим некоторые из них.

Смирнов С.А. определяет воспитание как процесс целенаправленного влияния, целью которого выступает накопление ребёнком необходимого для жизни в обществе социального опыта и формирование у него принимаемой обществом системы ценностей.Воспитание — это исторически определённый способ социокультурного воспроизводства человека, представляющего собой единство педагогической деятельности и собственной активности воспитуемого.

Обучение — это специально организованный, целенаправленный и управляемый процесс взаимодействия учителей и учеников, направленный на усвоение знаний, умений, навыков, способов познавательной деятельности, развитие умственных способностей и познавательных интересов.

Образование (по Бабанскому Ю.К.) — это процесс и результат овладения учащимися системой научных знаний, умений, навыков и формирование на их основе мировоззрения, нравственных и других качеств личности, развитие ее творческих сил и способностей.

Формирование — процесс становления человека как социального существа под воздействием всех факторов: экономических, идеологических, социальных, психологических и т.д. (воспитание — не единственный фактор формирования личности).

Развитие — реализация имманентных, внутренне присущих задатков, свойств человека.

Социализация — развитие и самореализация человека на протяжении всей своей жизни в процессе усвоения и воспроизведения культуры общества.

Педагогическая деятельность — это профессиональная активность педагога, в которой с помощью различных средств воздействия на учащихся и взаимодействия с ними решаются задачи обучения, воспитания, образования (А. Маркова).

Педагогическое взаимодействие — это преднамеренные контакты, общение педагога с ребенком, целью которых являются изменения в поведении, деятельности и отношениях ребенка.

Педагогическая отрасль человеческих знаний не развивается отдельно от других наук о человеке. История науки свидетельствует о том, что педагогическая мысль первоначально развивалась в русле общефилософских знаний. Идеи образования и воспитания отражались в религиозных догматах, законодательных уложениях, литературных произведениях прошлого. По мере расширения научных знаний наступил период дифференцирования наук, оформление педагогики в самостоятельную отрасль. Затем — внутринаучная дифференциация, и оформление множества самостоятельных педагогических наук, образование их систем. Затем, как свидетельствует науковедение, наступает период межнаучного синтеза. И действительно, самые интересные открытия происходят на стыке наук. Педагогика постоянно развивается, идет накопление знаний, опыта, поэтому мы говорим о системе педагогических наук.

Современная педагогическая система наук о воспитании:

  1. Фундамент — философия и история образования.
  2. Общая педагогика:
    • теоретические основы;
    • дидактика;
    • теория воспитания;
    • школоведение;
  3. Возрастная педагогика:
    • дошкольная;
    • школьная;
    • профессионально-техническая;
    • педагогика высшей школы;
  4. Социальная педагогика:
    • семейная педагогика;
    • перевоспитание правонарушителей (исправительно-трудовая);
    • музейная педагогика;
    • театральная педагогика и т.д.
  5. Специальная педагогика:
    • сурдопедагогика;
    • тифлопедагогика;
    • олигофренопедагогика.
  6. Методика преподавания предмета.
  7. Производственная педагогика (повышение квалификации, переквалификация).
  8. Военная педагогика.
  9. Педагогика третьего возраста.

Межнаучные связи педагогики:

  1. С психологией: общий объект изучения — это процессы развития и формирования личности. Психология изучает законы развития психики человека, а педагогика разрабатывает законы управления развитием личности, организацией ее деятельности в этом контексте. Мостом между двумя науками выступили педагогическая и возрастная психология, психология управления педагогическими системами.
  2. Будучи наукой о жизнедеятельности целостного организма, физиология связана с педагогикой. Особенно важны для понимания механизмы управления физическим и психическим развитием, обусловленные высшей нервной деятельностью.
  3. Многообразны связи с социологией. Результаты социологических исследований помогают оценивать педагогические явления (например, в числе отсеивающихся школьников, т.е. недобирающих образование, оказываются чаще представители мужского пола).
  4. В философии наука о воспитании находит прежде всего опорные методологические положения.
  5. История, география, литература, человек, сфера его обитания — все интересует педагогику.
  6. Связи с кибернетикой, компьютеризация педагогики (эффективное управление, обучающие программы).
  7. С медициной (например, лечебная педагогика — наука об обучении и воспитании хворающих школьников).

Педагогика является важнейшей в системе наук, связанных с развитием и становлением человека как личности. Ибо такое становление практически невозможно без воспитания как целенаправленного процесса взаимодействия с ребёнком, передачи ему социального опыта. Опираясь на достижения всех наук о человеке, педагогика изучает и разрабатывает наиболее оптимальные пути становления человека, его воспитания и образования.

Читать еще:  Где запрещено движение задним ходом

Литература:

  1. Педагогика. Учебное пособие / Под ред. Крившенко Л.П. — М.: ТК Велби Проспект, 2004.
  2. Пидкасистый П.И. Педагогические теории, системы, технологии. — М., 1995.
  3. Крысько В.Г. Психология и педагогика в схемах и таблицах. — Минск, 1999.
  4. Смирнов С.А. Педагогические теории, системы, технологии. — М., 2000.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Психологический взляд (PsyVision) — викторины, учебные материалы, каталог психологов

Главное меню

Педагогика как наука

Со временем накопление знаний привело к возникновению особой науки о воспитании детей Теория очистилась от конкретных фактов, сделала необходимые обобщения, вычленила наиболее существенные отношения. Так педагогика стала наукой о воспитании и обучении детей. Такое понимание педагогики сохранилось вплоть до середины XX века И только в последние десятилетия возникло понимание того, что в квалифицированном педагогическом руководстве нуждаются не только дети, но и взрослые. Самое краткое, общее и вместе с тем относительно точное определение современной педагогики следующее это наука о воспитании человека.

Понятие «воспитание» здесь употребляется в самом широком смысле, включая образование, обучение, развитие. Более точно педагогику можно определить как науку о закономерностях воспитания подрастающего поколения, взрослых людей об управлении их развитием в соответствии с потребностями общества. Раскрывая предмет педагогики, нельзя не коснуться ее категорий, т.е. понятий, выражающих научные обобщения. К этим категориям относятся воспитание в широком и узком значении, образование, обучение, формирование и развитие.

Предмет и объект педагогики:

Предмет педагогики — целостный педагогический процесс направленного развития и формирования личности в условиях ее воспитания, обучения и образования. Объект педагогики — воспитание как сознательно и целенаправленно осуществляемый процесс.

Каждое поколение людей решает три важнейшие задачи. Во-первых, освоить опыт предыдущих поколений, во-вторых, обогатить и приумножить этот опыт, и, в-третьих, — передать его следующему поколению.

Наука, изучающая закономерности передачи старшим поколением и активного усвоения младшими поколениями социального опыта, необходимого для жизни и труда, называется педагогикой.

В Древней Греции педагогом назывался раб, приставленный к ученику, сопровождавший его в школу, прислуживающий ему на занятиях и вне их. Это греческое слово можно перевести как «детоводитель». Таким образом, «педагогика» в буквальном переводе с греческого — детовождение. Основными категориями педагогики являются: развитие, воспитание, образование, обучение.

Развитие человека – это процесс становления его личности под влиянием внешних и внутренних, управляемых и неуправляемых социальных и природных факторов.

Воспитание в широком смысле представляет собой целенаправленный процесс формирования интеллекта, физических и духовных сил личности, подготовки ее к жизни, активному участию в трудовой деятельности. Воспитание в узком смысле слова — систематическое и целенаправленное воздействие воспитателя на воспитуемых с целью формирования у них желаемого отношения к людям и явлениям окружающего мира.

Образование – процесс и результат усвоения определенной системы знаний и обеспечение на этой основе соответствующего уровня развития личности. Образование получают, в основном, в процессе обучения и воспитания в учебных заведениях под руководством педагогов. Однако все возрастающую роль играет и самообразование, т.е. приобретение системы знаний самостоятельно.

Обучение – это целенаправленный процесс двусторонней деятельности педагога и учащихся по передаче и усвоению знаний. Деятельность преподавателя при этом называется преподаванием, а деятельность учащихся — учением. Поэтому обучение можно определить и так: обучение – это преподавание и учение, взятые в единстве. В свете вышеизложенного педагогика предстает как наука о воспитании (имеется в виду «воспитание» в широком смысле); это наука, изучающая закономерности воспитания, образования и обучения (здесь «воспитание» употребляется в узком смысле).

Предмет педагогики – процесс направленного развития и формирования человеческой личности в условиях ее обучения, образования, воспитания.

Общая педагогика – изучает и формирует принципы, формы и методы обучения и воспитания, являющиеся общими для всех возрастных групп и учебно-воспитательных учреждений. Эта отрасль педагогических знаний исследует фундаментальные законы обучения и воспитания. Составными частями общей педагогики являются теория воспитания и теория обучения (дидактика).

Педагогика высшей школы разрабатывает вопросы обучения и воспитания студентов вузов.

Исправительно-трудовая педагогика занимается вопросами перевоспитания осуждённых.

Функции педагогики:

  • изучение передового и новаторского опыта (описательный уровень);
  • выявление состояния педагогических явлений (диагностический уровень);
  • проведение экспериментальных исследований (прогностический уровень).
  • разработка методических материалов (планов, программ, учебных пособий и др.), определяющих нормативный план педагогической деятельности (проективный уровень);
  • внедрение достижении науки в педагогическую практику (преобразовательный уровень);
  • анализ результатов научных исследований (рефлексивный уровень).

Функции педагогической науки осуществляются в органическом единстве.

Исходя из этих функций, основными задачами педагогики являются:

  • анализ современного состояния и прогнозирование развития образования в будущем;
  • разработка теоретико-методологических основ образования;
  • выявление закономерностей обучения, воспитания личности и управления педагогическими системами;
  • определение содержания образования в конкретных условиях;
  • разработка образовательных стандартов;
  • разработка новых методов, средств, форм, систем обучения и воспитания;
  • изучение и обобщение практики, опыта педагогической деятельности, научный анализ педагогический инноваций;
  • внедрение результатов научных исследований в педагогическую практику;
  • изучение истории развития образования и педагогической мысли.

Е. Г. Колычева
Общие основы педагогики. Шпаргалка

1 ПРЕДМЕТ И ЗАДАЧИ ПЕДАГОГИКИ

Педагогика – это наука, изучающая закономерности передачи социального опыта старшим поколением и активного его усвоения младшим. В буквальном переводе с греческого слово «педагогика» означает «детовождение». Педагогика является одной из древнейших наук. На протяжении всей истории человечества формировалась и развивалась народная педагогика. Людей, которые занимались воспитанием и обучением, стали называть педагогами. Обобщение педагогической практики дало толчок развитию педагогики как науки, вначале входившей в состав философии.

Читать еще:  Замена радиатора печки газель бизнес

А в XVII в. педагогика получила статус самостоятельной науки. Объектом педагогки является человек, развивающийся в процессе воспитательной деятельности и отношений.

Предметом педагогики служат сами воспитательные действия и отношения, влияющие на развитие человека.

Педагогика как наука изучает теорию педагогического процесса, направленного на гармоничное развитие индивида. Упрощенно этот процесс можно обозначить как «образование, обучение, воспитание». Потому предмет педагогики можно определить как изучение целенаправленного воздействия на развитие и формирование личности в процессе воспитания, образования и обучения. Основные задачи педагогики направлены на создание эффективной педагогической системы во всех направлениях человеческой жизни: общественной, личной, политической и т. д. К таким задачам можно отнести:

1) изучение истории развития педагогического знания и его использования в обществе;

2) проведение исследований по актуальным педагогическим проблемам;

3) разработку адекватных педагогических теорий и практических рекомендаций;

4) разработку систем функционирования педагогических учреждений и повышение их эффективности;

5) разработку форм, методов, средств и технологий педагогической работы;

6) приоритетную разработку актуальных проблем гражданского, нравственного, правового, гуманитарного, демократического, этнокультурного воспитания;

7) разработку вопросов управления педагогическими учреждениями, педагогическими системами, педагогической деятельностью, его научного, организационного, методического, учебно—технического и кадрового обеспечения;

8) разработку системы профессионально—педагогической подготовки руководителей, должностных лиц, специалистов разных ведомств и пр.;

9) участие в международных педагогических проектах, обмене информацией, изучение зарубежного опыта педагогической работы;

10) подготовку научно—педагогических и педагогических кадров, социальных, инженерных, юридических и иных педагогов для работы в необразовательных учреждениях и т. д.

В процессе решения этих задач педагогика реализует свои основные функции: социальную, научную и практическую.

Педагогика – наука социальная, имеющая социальное предназначение: совершенствование настоящей жизни и будущего на базе передачи опыта от старшего поколения младшему.

2 ОБЪЕКТ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ НАУКИ

С момента зарождения и до середины ХХ в. объектами научного и практического интереса педагогики были дети, педагоги, семья.

Сегодня педагогика не может ограничиваться рамками детства и школы. В связи с новыми реалиями и изменившимися условиями жизни людей педагогика должна охватывать всю структуру общественной жизни.

Педагогика является наукой о человеке. Объект познания в педагогике – человек, развивающийся в результате воспитательной деятельности и отношений. Для изучения своего объекта педагогика привлекает данные других наук: философии, психологии, социологии, медицины и др. Полученные результаты помогают составить целостную картину особенностей человеческой личности.

Личность человека в педагогике рассматривается с различных позиций: социологической (личность в социуме), психологической (особенности психологии возраста), биологической (особенности физического развития).

У каждой науки о человеке и обществе – одинаковые объекты исследования, но каждая наука имеет свой предмет исследований. Педагогика исследует воспитательные действия и отношения, обеспечивающие развитие индивида. Под развитием индивида следует понимать процесс внутреннего последовательного изменения физических, психических и духовных сил человека, которые обеспечивают реализацию его жизненного потенциала, сущности и назначения, становление его личности. Развитие индивида происходит под влиянием внешних и внутренних, природных и социальных, управляемых и неуправляемых факторов.

Личность – это системное свойство каждого человека, его качественные характеристики. Проблема личности находится в центре внимания многих наук, в педагогике же она рассматривается с точки зрения изменения и проявления ее педагогических свойств: воспитанности, образованности и развитости. Кроме того, педагогика изучает социализацию личности: процесс и результат возникновения у человека с момента рождения социально детерминируемых и важных педагогических новообразований.

Педагогика подходит к личности не как к пассивному объекту, наполняемому социальным опытом, а как к субъекту общественных отношений и педагогических систем, проявляющему активность и самостоятельность в усвоении опыта и формирующему самого себя, несущему личную ответственность за свою жизнь.

Задача педагогики – помочь человеку стать мыслящей личностью, гражданином своей страны и мира, понимающей свое место и поведение в обществе и для самоосуществления, направленного на сохранение и упрочение общечеловеческих ценностей.

Всестороннее и гармоничное развитие личности в педагогике – это взаимосвязанное формирование ее педагогических свойств и их совершенствование до цивилизованного уровня.

3 КАТЕГОРИАЛЬНЫЙ АППАРАТ ПЕДАГОГИКИ

Общие, фундаментальные понятия науки, отражающие ее сущность, типичные формы, называются категориями. Базовыми категориями педагогики являются: развитие, воспитание, образование, обучение, педагогическая деятельность, педагогические взаимодействия, педагогическая задача, педагогические технологии, педагогический процесс.

Развитие – процесс последовательного изменения физических, психических и духовных сил человека, обеспечивающих реализацию, сущность и становление его личности.

Воспитание – целенаправленный, систематический и планомерный процесс формирования личности человека в современных условиях, основанный на передаче опыта, ценностей и норм поведения от старшего поколения младшему. Воспитание должно привести к заранее предполагаемому результату, отвечающему социальному заказу (цели). В педагогике выделяются следующие виды воспитания: умственное, трудовое, нравственное, этическое и т. д.

Образование – процесс и результат интеллектуального развития личности, усвоение системы знаний, умений, навыков.

Обучение – целенаправленный, специально организованный процесс передачи опыта, знаний, умений, навыков во взаимодействии педагога и учащегося.

Педагогическая деятельность – вид профессиональной деятельности, реализующей цели воспитания и образования.

Читать еще:  Как обшить руль кожей своими руками

Педагогическое взаимодействие является движущей силой педагогического процесса и представляет собой контакт педагога и учащегося, влекущий за собой взаимные изменения в их поведении, деятельности и отношениях. Этот процесс включает в себя и педагогическое влияние, и его активное восприятие и усвоение учащимся.

Категории «воспитание», «обучение», «образование», «педагогическая деятельность» в современных условиях базируются на понятии «педагогическое самосовершенствование». Для эффективности педагогического процесса очень важны целенаправленные усилия самой личности по усвоению предшествующего опыта, ценностей и образцов поведения, системы знаний, умений, навыков, средств передачи опыта и др.

Педагогическое взаимодействие организуется для решения какой—либо педагогической задачи – материализованной педагогической ситуации, решаемой с помощью определенных педагогических технологий.

Педагогическая технология – это последовательная система взаимодействия педагога и учащегося, основанная на применении тех или иных методов воспитания и обучения с целью решения педагогических задач.

Таким образом, педагогический процесс можно представить как специально организованное взаимодействие педагога и учащегося с учетом содержания образования и воспитания, с использованием различных педагогических средств, направленное на реализацию педагогических задач, обеспечивающих удовлетворение потребностей общества и самой личности в ее развитии и саморазвитии.

Педагогика как наука кратко

Это не совсем то, что Вы искали? Внизу Вас уже ждёт список похожих материалов. Посмотреть По материалам моих лекций.

Педагогическое знание относится к числу древнейших. Оно зародилось вместе с человеческим обществом, когда появилась потребность передавать новым поколениям с трудом добываемый опыт выживания. Педагогические знания фиксировались в житейских нормах – верованиях, требованиях. Затем постепенно сложились традиции, предания, обычаи, которые отражали опыт, необходимый для передачи молодежи. Веками процесс передачи опыта протекал «сам собой», не нуждаясь в специальном изучении.

Так продолжалось до тех пор, пока накопленный человечеством опыт стал настолько велик, что его оказалось невозможным освоить в ходе естественного существования. И хотя невозможно установить даже приблизительную дату, когда именно это произошло, но именно с этого исторического момента появляется педагогическая деятельность как особая сфера социальной деятельности человека, а передача социального опыта стала целенаправленным процессом.

Конечно, в первобытном обществе не существовало школ в обычном понимании. Просто взрослые, старшие стали специально обучать младших, передавая им свои знания и умения. Тем не менее, это стало ключевым этапом, определившим появление абсолютно нового для человечества социального явления: педагогического процесса.

Развитие педагогического процесса происходит в школах Древнего мира (шумерские «дома таблички», древнеегипетские школы писцов и т.д.). Многочисленные источники свидетельствуют об огромном значении педагогического процесса в античном мире. В Древней Греции вопросы обучения и воспитания становятся частью этики – раздела философии, изучающего взаимодействие человека и общества. Эти вопросы занимают важное место в деятельности Сократа, в сочинениях Платона и Аристотеля.

Педагогическая практика и педагогическая мысль продолжают развиваться и дальше, однако до XVII в. педагогическое знание по-прежнему входит в состав философии. Как особую науку педагогику впервые выделил из системы философских знаний Фрэнсис Бэкон, а основоположником научной педагогики считается Ян Амос Коменский, сформулировавший первые законы обучения и воспитания в знаменитом труде «Великая дидактика» (1632).

Развитие педагогики ускоряется в XVIII в., и становится особенно быстрым в XIX – XX вв.

В любой науке принято различать её объект (область существующей действительности, которую исследует данная наука) и предмет (способ видения объекта, позволяющий сосредоточиться на изучении именно тех аспектов объекта, которые существенны для данной науки). В.А. Сластенин даёт следующие определения объекта и предмета педагогики.

Объект педагогики – явления действительности, которые определяют развитие человеческого индивида в его взаимодействии с обществом.

Предмет педагогики – образование как реальный педагогический процесс, целенаправленно организуемый в специальных социальных институтах (например: в семье, в образовательных и культурно-воспитательных учреждениях).

Основываясь на сущности предмета педагогики, В.А. Сластенин определяет педагогику следующим образом: педагогика – это наука, изучающая сущность, закономерности, тенденции и перспективы развития педагогического процесса как фактора и средства развития человека в течение всех периодов его жизни.

Это определение раскрывает особенности современной педагогики, которая изучает образования не только детей, как это было в начале формирования педагогических знаний (педагогика с древнегреческого буквально переводится как «ведение ребёнка», «детовождение»), но и взрослых.

Педагогический (образовательный) процесс включает в себя воспитание и обучение. Поэтому часто педагогика определяется более кратко: как наука о воспитании и обучении человека.

Как и любая наука, педагогика выполняет определённые функции, решает ряд актуальных для человечества задач.

К основным функциям педагогической науки можно отнести следующие:
— объяснительную (описание и объяснение педагогических явлений и процессов, выявление их причин, установление их закономерностей, условий их существования, функционирования и развития);
— преобразующую (совершенствование педагогической практики на основе фундаментального знания);
— прогностическую (обоснованное предвидение развития педагогической реальности).

Основные задачи педагогики:
— выявление закономерностей воспитания и обучения, закономерностей, проявляющихся во взаимосвязи воспитания и обучения в целостном педагогическом процессе, а также закономерностей управления образованием;
— изучение и обобщение педагогической практики, опыта педагогической деятельности;
— разработка новых способов и средств обучения, воспитания, управления образовательными структурами;
— прогнозирование развития образования на ближайшее и отдаленное будущее;
— внедрение в практику образования результатов педагогических исследований.

голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector
×
×