Запрос к информационному ресурсу
Как без боли, без капчи и бесплатно привести выписки из ФГИС ЕГРН к человекочитаемому(*) виду
Моя зона ответственности — абонентский отдел РСО, полторы сотни тысяч лицевых счетов в трёх районах области. Для бэкграунда расскажу, как я получаю выписки.
Начинал работать с Росреестром, что называется, в лоб: открыл Запрос посредством доступа к ФГИС ЕГРН, ввёл ключ, заполнил форму поиска, нажал «Найти», выбрал объект типа «жилой дом» или «квартира», заказал выписку, скачал электронный документ, преобразовал его в человекочитаемый(*) формат, сохранил. Всё просто, но не без нюансов.
Основной проблемой стало то, что во многих случаях поиск выдаёт по нескольку подходящих объектов, и приходится решать, по какому из них заказывать выписку. Никакого очевидного критерия я не нашёл, и никто мне не помог. Всегда заказывал все подходящие варианты — чаще всего их было два, иногда — три, изредка – четыре. В большинстве случаев один документ оказывался выпиской, а остальные – «пустышками»: «сведения отсутствуют». В некоторых случаях «пустышками» оказывались все документы. Тупик: деньги потрачены, информации нет.
Проблему решила новая коллега в случайном разговоре: прежде чем лезть в ФГИС ЕГРН, нужно пробить адрес в отрытой части Росреестра Справочная информация по объектам недвижимости в режиме online. Там проверяем наличие сведений о переходе прав собственности, и уже с готовым кадастровым номером заказываем выписку. Это слегка удлиняет (при этом – облегчает и ускоряет!) путь к выписке, но весьма полезно, т.к. для наших целей часто достаточно и скриншота с датой перехода права; к тому же я использую эти данные для работы в ГИС ЖКХ.
- по адресу определяем кадастровый номер объекта недвижимости, в котором (в объекте) имеются сведения о переходе прав собственности (первая капча);
- по этому кадастровому номеру заказываем выписку (вторая капча);
- дождавшись ответа, сохраняем файл;
- получаем человекочитаемую(*) копию документа (третья капча).
Первое время я делал десяток выписок в месяц, поэтому вопрос автоматизации не стоял вовсе. А потом – бац! Сто пятьдесят! Одним пакетом! И я сломался.
А теперь – слайды.
zoldaten автоматизировал запрос выписок, и даже победил капчу. Я же упростил приведение выписок к человекочитаемому(*) виду.
- Начинаем работу с листа «#Список адресов для запроса»:
- ЛС и Адрес – исходные данные, которые нам поступают от заказчика; полученная выписка будет называться так, как написано в столбце «Адрес» (но это не точно, см. ниже);
- Кадастровый номер – тот, что мы нашли в открытой части Росреестра – первый этап процесса;
- Запрос – после подтверждения создания запроса, сохраняем его номер, в дальнейшем номер нужен для контроля всего процесса, обращения в техподдержку и т.д. – второй этап процесса.
- Лист «#Главный»: нажимаем кнопку «Обработать все файлы». Со скоростью от 5 до 50 штук в минуту (в зависимости от скорости доступа к хранилищу файлов) получаем человекочитаемые(*) выписки в формате PDF.
Что нужно сделать, чтобы оно заработало.
- конечно же, разрешить макросы;
- включить ссылку на компонент для обработки XML (Alt+F11 > Tools > References, найти в списке нечто с буквами XML, чекнуть);
включить отображение расширений файлов – без этого не работает встроенный в Windows архиватор;
- терминальный сервер Windows 2008 + Office 2010 – работает с версией XML 3.0 и 6.0;
- Windows 10 + Office 365 – работает только с версией XML 3.0.
- присутствует минимальная защита от дурака.;
- если встречаются две выписки с одинаковыми кадастровыми номерами, всё падает. Нужно посмотреть лог (в отдельном файле), удалить лишнее и перезапустить всё с самого начала;
- реализованы только выписки о переходе прав и «пустышки», выписки типа «Сведения об объекте» не обрабатываются;
- если в исходных данных не находится нужный кадастровый номер (например, лист вообще пустой, а мы запускаем обработку), то выписки именуются по адресу и самой выписки;
- если встречаются две и более выписки с одинаковыми адресами, то в имя файла пишется дополнительный номер;
- имена листов — хардкод, менять нельзя; при каждом запуске из книги удаляется всё, кроме этих (и двух скрытых) листов.
Код не комментирую, там нет совершенно ничего интересного — банальные циклы, обход узлов XML, раскладывание переменных по ячейкам.
Код открыт и свободен от всяких ограничений Обработка запросов.xlsm
(*) слово «человекочитаемый» встречается на этой странице 6 раз.
Как получить доступ к информационному ресурсу Росреестра
Росреестра владеет уникальной базой данных об объектах недвижимости – Единым государственным реестром прав (ЕГРП). Предоставление физическим и юридическим лицам сведений из ЕГРП – одна из самых востребованных услуг Росреестра, которая доступна и в электронном виде. Достаточно сказать, что за 2012 год Управлением Росреестра по Оренбургской области было выдано 325,5 тысячи сведений из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним, из них — 117,5 тысяч в виде электронного документа через Интернет-портал . При этом получение информации из ЕГРП через Интернет за последний год увеличилось в 10 раз.
Специалисты утверждают, что эта цифра могла бы быть и больше. Проблема – в неосведомленности граждан и юридических лиц. Как получить электронный ключ доступа к ведомственному информационному ресурсу (ЕГРП), нам рассказали специалисты оренбургского управления Росреестра.
Предоставление сведений, содержащихся в ЕГРП, посредством обеспечения доступа к информационному ресурсу осуществляется в электронной форме через раздел «Запрос к Информационному ресурсу» официального сайта Росреестра в сети Интернет www.rosreestr.ru/.
Благодаря созданию сервиса «Запрос к Информационному ресурсу», органы государственной власти и заявители – граждане и юридические лица – смогут оперативно в режиме он-лайн получать юридически значимую информацию по любому объекту недвижимости на всей территории России, независимо от места его расположения, а уполномоченные органы – еще и данные о принадлежащих тому или иному субъекту правах на недвижимое имущество.
Создание этой системы стало результатом усилий Росреестра по внедрению новых информационных технологий и интеграции различных источников данных и внутренних систем.
Создание такого типа информационного ресурса не только определяет новые принципы организации процесса оказания государственных услуг, но и открывает целый ряд новых возможностей.
В качестве пользователей ресурса могут выступать представители органов государственной власти и органов местного самоуправления, а также физические и юридические лица, арбитражные управляющие и нотариусы.
Для использования информационного ресурса пользователю необходимо получить уникальный ключ доступа.
Существует два способа получения ключа доступа к информационному ресурсу, содержащему сведения ЕГРП.
Первый способ. Физические и юридические лица могут получить ключ доступа посредством интернет-портала Росреестра по адресу в сети Интернет: https://rosreestr.ru/wps/portal/p/cc_ib_state_services/cc_ib_function/cc_ib_request_key_dostup_ir
Для получения ключа доступа через интернет-портал Росреестра необходимо иметь электронную цифровую подпись (ЭЦП), выданную аккредитованным Росреестром удостоверяющим центром. Запросы на ключ доступа с интернет-портала Росреестра нужно подписать ЭЦП заявителя, у пользователя должны быть установлены сертификат ЭЦП и компонент Microsoft CAPICOM. Эта возможность, на сегодняшний день, поддерживается только в интернет-браузере Microsoft Internet Explorer.
Второй способ. Ключ доступа можно получить и при личном обращении в любой территориальный отдел Управления Росреестра по Оренбургской области, а также в отдел предоставления информации о зарегистрированных правах на объекты недвижимости, расположенный по адресу: г. Оренбуг , ул. Пушкинская, 10.
Лица, имеющие право на получение сведений из ЕГРП на безвозмездной основе, представители органов государственной власти и местного самоуправления, арбитражные управляющие, нотариусы могут получить ключ доступа только посредством обращения в вышеуказанные подразделения Управления Росреестра Оренбургской области.
Подразделения Управления Росреестра по Оренбургской области, ответственные за предоставление ключей доступа, выдают ключи, либо направляют сообщения об отказе в предоставлении ключа для обеспечения доступа к информационному ресурсу в срок не более пяти рабочих дней с момента получения запроса.
Предоставление ключей доступа заявителям может быть осуществлено как в виде бумажного документа, так и в электронном виде. Предпочтительный способ необходимо указать в запросе.
При предоставлении ключей доступа в форме электронного документа такой документ заверяется ЭЦП уполномоченного должностного лица Управления Росреестра по Оренбургской области.
При предоставлении ключей доступа в виде бумажного документа, такой документ подписывается уполномоченным должностным лицом Управления Росреестра по Оренбургской области и заверяется оттиском печати.
Срок действия ключа доступа составляет один год с момента его формирования сотрудником Управления Росреестра по Оренбургской области.
После получения ключа доступа с необходимой информацией в части дальнейших действий по его использованию (инструкцией) и получению информации из ЕГРП заявители могут ознакомиться в разделе «Запрос к информационному ресурсу» интернет-портала Росреестра.