0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Двигатель камаз масляный насос

Особенности масляной системы двигателей КАМАЗ 740.11-240, 740.13-260, 740.14-300

Смазочная система комбинированная с «мокрым» картером

Система включает масляный насос, фильтр очистки масла, водомасляный теплообменник, картер масляный, маслоналивную горловину, трубку указателя и указатель уровня масла.

Схема смазочной системы показана на рис. 1

Из картера 13 масляный насос 1 подает масло в фильтр очистки масла 3 и через водомасляный теплообменник 6 в главную магистраль, далее к потребителям.

В смазочную систему также включены клапан системы 2, обеспечивающий давление в главной масляной магистрали 400-550 кПа (4,0-5,5 кгс/см 2 ) при номинальной частоте вращения коленчатого вала двигателя, предохранительный клапан 14, отрегулированный на давление 931-1127 кПа (9.5-11,5 кгс/см 2 ), перепускной клапан 4, отрегулированный на срабатывание при перепаде давления на фильтре 150-220 кПа (1,5-2,2 кгс/см 2 ) и термоклапан 11 включения водомасляного теплообменника.

При температуре масла ниже 95 °С, клапан открыт и основной поток масла поступает в двигатель минуя теплообменник.

При температуре масла более 110° С, термоклапан закрыт и весь поток масла проходит через теплообменник, где охлаждается водой.

Тем самым обеспечивается быстрый прогрев двигателя после запуска и поддержание оптимального температурного режима в процессе эксплуатации.

Конструктивно термоклапан расположен в корпусе масляного фильтра.

Масляный насос (см. рисунок) закреплен на нижней плоскости блока цилиндров.

Ведущее зубчатое колесо напрессовано на передний конец коленчатого вала и имеет 64 зуба, ведомое 52, то есть передаточное отношение 0.8125.

Зазор в зацеплении приводных зубчатых колес регулируется прокладками, устанавливаемыми между привалочными плоскостями насоса и блока, который должен быть 0,15-0,35 мм, момент затяжки болтов крепления масляного насоса к блоку должен быть 49-68.6 Н.м (5-7 кгс.м).

Масляный насос шестеренчатый, односекционный. Содержит корпус 2, крышку 1 и шестерни.

В крышке расположен клапан смазочной системы 13, с пружиной 11. В нагнетающем канале установлен предохранительный клапан, состоящий из шарика, пружины и регулировочных шайб.

Масляный фильтр (см. рисунок) закреплен на правой стороне блока цилиндров и состоит из корпуса 1, двух колпаков 9 и 11, в которых установлены полнопоточный 8 и частично-поточный 4 фильтроэлементы.

Колпаки на резьбе вворачиваются в корпус. Уплотнение колпаков в корпусе осуществляются кольцами 2 и 3.

В корпусе фильтра также расположен перепускной клапан 15 и термоклапан включения водомасляного теплообменника.

Очистка масла в фильтре комбинированная.

Через полнопоточный фильтроэлемент 8 проходит основной поток масла перед поступлением к потребителям, тонкость очистки масла от примесей при этом составляет 40 мкм.

Через частично — поточный фильтроэлемент 4 проходит 3-5 л/мин. где удаляются примеси размерами более 5 мкм.

Из частично-паточного элемента масло сливается в картер. При такой схеме достигается высокая степень очистки масла от примесей.

Масляный картер штампованный, крепится к блоку цилиндров через резинопробковую прокладку. Момент затяжки болтов крепления картера 8 — 17,8 Нм (0,8 — 1,8 кгс.м).

Термоклапан включения водомасляного теплообменника состоит из подпружиненного поршня 13 с термосиловым датчиком 6.

При температуре ниже 93 °С поршень 13 находится в верхнем положении и основная часть потока масла, минуя теплообменник, поступает в двигатель.

При достижении температуры масла (95+2) °С омывающего термосиловой датчик 6, активная масса, находящаяся в баллоне, начинает плавиться и, увеличиваясь в объеме, перемещает шток датчика и поршень 13.

При температуре масла (110+2) °С поршень 13 разобщает полости в фильтре до и после теплообменника и весь поток масла идет через теплообменник.

При превышении температуры масла выше 115 °С срабатывает датчик температуры и на щитке приборов загорается сигнальная лампочка.

Водомасляный теплообменник (рис. Фильтр масляный с теплообменником) установлен на масляном фильтре, кожухотрубного типа, сборный.

Внутри трубок проходит охлаждающая жидкость из системы охлаждения двигателя, снаружи — масло.

Со стороны масла трубки имеют оребрение в виде охлаждающих пластин.

Поток масла в теплообменнике четыре раза пересекает трубки с водой, чем достигается высокая эффективность охлаждения масла.

На двигатели 740.11-240, 740.13-260 и 740.14-300 устанавливаются два типа теплообменников:

— 740.11-1013200 на двигатель 740.11-240,

— 740.20-1013200 на двигатели 740.13-260 и 740.14-300, которые отличаются длиной.

Система вентиляции картера (см. рисунок) открытая, циклонного типа. Картерные газы отводятся из штанговой полости второго цилиндра, через угольник 1, в котором установлен завихритель 2.

При работе двигателя картерные газы, проходя через завихритель 2, получают винтовое движение.

За счет действия центробежных сил капли масла, содержащиеся в газах, отбрасываются к стенке трубы 4 и через трубку 6 сливаются обратно в картер.

Очищенные картерные газы удаляются в атмосферу.

Возможные неисправности системы смазки дизеля и способы устранения

Неисправность

Повышенный расход масла

— Длительная работа двигателя на оборотах холостого хода.

Без необходимости не работать на оборотах холостого хода двигателя.

— Утечка масла через соединения в смазочной системе турбокомпрессора.

Подтянуть соединения, при необходимости заменить прокладки и резиновые рукава.

— Износ сопряжения клапан-втулка в головке цилиндров, старение резиновой манжеты клапана.

Проверить и заменить изношенные детали.

— Засорение воздухоочистителя или колпака воздухозаборника.

Провести обслуживание воздухоочистителя и очистить сетку колпака.

Понижение давления масла в смазочной системе

— Низкий уровень масла в масляном картере.

Проверить и при необходимости долить масло до отметки «В»

— Неисправность приборов контроля давления

Убедиться в исправности приборов

— Применение масла не соответствующей вязкости

Заменить масло на соответствующее химмотологической карте.

— Загрязнение фильтрующих элементов масляного фильтра

Заменить фильтрующие элементы.

— Нарушение регулировки или заедание предохранительного клапана или клапана смазочной системы

Проверить клапаны и устранить заедание, при необходимости отрегулировать или заменить неисправные детали.

— Засорение заборника масляного насоса

— Попадание охлаждающей жидкости в масло

Проверить герметичность водяной полости, уплотнение гильз цилиндров, герметичность водомасляного теплообменника, неисправные детали заменить.

— Утечки масла в местах соединений и масляных магистралях смазочной системы

Проверить состояние технологических заглушек, пробок, затяжку крепежных деталей в местах соединений, состояние уплотнительных колец и прокладок

— Нарушение работоспособности масляного насоса

Снять насос и на специальном стенде проверить работоспособность.

— Недопустимое возрастание зазора в подшипниках коленвала и распредвала

Произвести ремонт двигателя.

Загорание сигнализатора аварийной температуры масла

— Неисправность датчика аварийной температуры масла

Убедиться в исправности датчика, при необходимости заменить.

— Заедание термоклапана включения теплообменника, неисправность термосилового датчика

Проверить работу термоклапана включения теплообменника, при необходимости устранить заедания или заменить датчик.

— Засорение трубок или загрязнение охлаждающих пластин

Проверить водомасляный теплообменник на предмет засорения трубок и загрязнения охлаждающих пластин, при необходимости промыть или заменить теплообменник.

Повышение давления масла в смазочной системе

— Высокая вязкость масла

Читать еще:  P0171 слишком бедная топливовоздушная смесь банк 1

Заменить масло на соответствующее химмотологической карте

— Нарушение герметичности линии управляющего сигнала соединяющей главную масляную магистраль с насосом или ее засорение

Проверить трубу подвода масла к насосу, затяжку болтов крепления, наличие отверстия в крышке

— Заедание или нарушение регулировки клапана смазочной системы.

Проверить клапан и устранить заедание, при необходимости заменить неисправные детали.

Разборка, сборка масляного насоса двигателя КамАЗ

Для разборки, сборки и проверки масляного насоса двигателя КамАЗ:

  • слейте масло из картера, выверните болты крепления и снимите картер;
  • снимите всасывающую трубку 1 (рис. 98) с фланцем, кронштейном и чашкой в сборе и трубку подводящую клапана системы смазывания;
  • выверните болты крепления насоса 3, снимите масляный насос;
  • снимите шестерню 4 масляного насоса съемником И80 1.02.000 (рис. 99), для этого болты 3 вверните до упора их в шестерню 5, винт 1 уприте в торец вала. Вращая рукоятку, вверните винт в траверсу до полного снятия шестерни;
  • выверните болты крепления нагнетающей и радиаторной секций масляного насоса и разберите его;
  • замерьте радиальный и торцовый зазоры нагнетающей и радиаторной секций, зазоры в зацеплении зубьев шестерен в радиаторной и нагнетающей секциях, между ведущим валом и отверстием в корпусе, между осью и шестерней. При необходимости замените изношенные детали;
  • при сборке масляного насоса не допускайте повторное использование отгибных шайб. После сборки насоса валик должен проворачиваться от руки плавно, без заеданий;
  • испытайте масляный насос с использованием моторного масла М10Г2К при температуре 80. 85°С. При вращении вала с частотой 2750. 2800 мин-1 и разрежении на всасывании 11,99. 14,67 кПa (90. 110 мм рт. ст.) производительность нагнетающей секции должна быть не менее 82 l/мин (при давлении на выходе из насоса 343,2. 392,3 кПa (3,5. 4 кгс/см2) и радиаторной секции — не менее 27 l/мин (при давлении на выходе из насоса 686,5. 735,3 кПa (7. 7,5 кгс/см2);
  • проверьте клапаны насоса на давление начала открытия, которое зафиксируйте по началу вытекания струи масла нз отверстия за клапаном. Регулирование считается правильным (при использовании не более трех регулировочных шайб), если давление начала открытия 834. 932 кПa (8,5. 9,5 кгс/см2) у предохранительных клапанов нагнетающей и радиаторной секции, 392. 441 кПa (4. 4,5 кгс/см2) — у клапана системы смазывания.

При несоответствии давления начала открытия клапанов требуемым величинам, замените пружины клапанов.

Рис. 98. Вид двигателя КамАЗ снизу со снятым масляным картером: 1 — трубка всасывающая; 2 — трубка подводящая клапана системы смазывания; 3 — насос масляный; 4 — шестерня ведомая привода масляного насоса

Рис. 99. Снятие ведомой шестерни привода масляного насоса съемником И801.02.000: 1 — винт; 2 — рукоятка; 3 — болт; 4 — траверса; 5 — шестерня

Для разборки, сборки и проверки работы центробежного фильтра:

  • выверните болты и снимите фильтр с двигателя;
  • отверните гайку крепления колпака фильтра и снимите колпак;
  • поверните ротор вокруг оси так, чтобы стопорные пальцы вошли в отверстие ротора;
  • отворачивая гайку крепления колпака ротора, снимите колпак и промойте его;
  • отверните гайку крепления ротора на оси, снимите ротор, после чего снимите упорный подшипник.

Замерьте диаметры оси и втулок ротора, изношенные детали замените. Ротор заменяйте комплектно с колпаком.

При сборке фильтра упорный подшипник установите так, чтобы кольцо с большим внутренним диаметром было снизу. Метки на колпаке ротора и роторе совместите.

После сборки ротор фильтра должен вращаться на оси легко, без заеданий, частота вращения его должна быть не менее 5000мин-1 при перепаде давления в фильтре не более 490 кПa (5 кгс/см2) и давления на выходе до 98 кПa (1 кгс/см2);

  • проверьте клапаны (фильтра на давление начала открытия, момент которого зафиксируйте по началу вытекания струи масла из отверстий за клапанами. Регулирование считается правильным (при использовании не более трех регулировочных шайб), если давление начала открытия 588. 637 кПa (6. 6,5 кгс/см2) — у перепускного клапана, 49. 69 кПa (0,5. 0,7 кгс/см2) у сливного клапана.

При других величинах давления начала открытия замените пружины клапанов.

Для разборки, сборки и проверки работы полнопоточного фильтра очистки масла:

  • выверните сливные пробки на колпаках и слейте масло из фильтра; выверните болты крепления и снимите фильтр; снимите колпаки с фильтроэлементами; выверните резьбовые втулки на корпусе.

При наличии в корпусе трещин, сколов, сквозных раковин и других дефектов замените корпус;

  • собранный фильтр проверьте на герметичность, для этого через впускное отверстие подведите воздух под давлением не менее 490 кПa (5 кгс/см2) и опустите фильтр в воду, температура которой должна быть не ниже 60 °С.

Если негерметичность в соединениях между колпаками и корпусом невозможно устранить подтяжкой болтов, замените прокладки колпаков;

  • проверьте давление начала открытия перепускного клапана и срабатывания сигнализатора засоренности фильтра. Работу датчика светового сигнализатора проверяйте в электроцепи с напряжением: 12 и 24 В. Момент открытия клапана зафиксируйте по началу вытекания струи масла из отверстия за клапаном. Регулирование считается правильным (при использовании не более трех регулировочных шайб), если давление начала открытия клапана 245. 294 кПa (2,5. 3 кгс/см2), давление срабатывания сигнализатора (загорания контрольной лампочки) равно или меньше давления открытия перепускного клапана, но не ниже 196 кПa (2 кгс/см2). Если величина давления начала открытия не соответствует требуемой, замените пружину клапана.

Размеры деталей и допустимый износ, mm

Насос масляный
Диаметр шестерен нагнетающей и радиаторной секции42,850. 42,875
Допустимый диаметр шестерен42,8
Радиальный зазор между зубьями шестерен и стенкой корпуса0,063. 0,100
Допустимый радиальный зазор0,14
Высота шестерен нагнетающей секции34,915. 34,950
Допустимая высота шестерен нагнетающей секции34,9
Торцовый зазор между шестернями и корпусом в нагнетающей секции0,050. 0,124
Допустимый торцовый зазор в нагнетающей секции0,16
Высота шестерен радиаторной секции13,925. 13,955
Допустимая высота шестерен радиаторной секции13,91
Торцовый зазор между шестернями и корпусом в радиаторной секции0,045. 0,102
Допустимый торцовый зазор в радиаторной секции0,13
Окружной зазор в зацеплении зубьев шестерен0,085. 0,265
Диаметр опорных шеек ведущего вала15,988. 16,000
Допустимый диаметр ведущего вала15,98
Диаметр втулок в корпусе насоса под опорные шейки вала16,03. 16,06
Допустимый диаметр втулок16,07
Диаметр оси ведомых шестерен15,988. 16,000
Допустимый диаметр оси15,98
Диаметр втулки ведомых шестерен16,03. 16,06
Допустимый диаметр втулки ведомых шестерен16,08
Фильтр центробежный масляный
ДиаметрНоминальныйПредельно допустимый
оси ротора:
верхней шейки14,967. 14,98414,96
нижней шейки29,93 .. . 29,9629,92
втулка ротора внутренний:
верхней15,00. 15,01915,03
нижней30,00. 30,02330,04
Зазор между осью и втулкой ротора:
верхней0,016. 0,0520,07
нижней0,04. 0,0930,12
Читать еще:  Какое давление масла должно быть в двигателе

Моменты затяжки резьбовых соединений, Н.м (кгс.м)

Двигатель камаз масляный насос

СБОРКА МАСЛЯНОГО НАСОСА ДВИГАТЕЛЯ КАМАЗ-740

Трудоемкость — 18,0 чел. ми.

33. Установить ведомую шестерню 12 (Рис. 2) радиаторной секции на приспособление и запрессовать втулку 10 оси в шестерню 12, используя технологическое кольцо. Работу выполнять при

необходимости замены втулки. Утопание втулки с двух сторон должно быть 1,0—1,5 мм и задается технологическим кольцом. (Приспособление пресс ручной мод. ОКС-761-2, оправка, кольцо технологическое).

34. Снять ведомую шестерню 12 в сборе с втулкой 10 с приспособления. (Приспособление).

Рис. 2. Насос масляный:
1 — ведомая шестерня привода масляного насоса; 2 — сегментная шпонка ведущей шестерни; 3 — корпус нагнетающей секции со втулкой в сборе; 4 — пробка масляного клапана радиаторной секции; 5 — установочный штифт; 6 — установочная втулка корпуса нагнетающей секции; 7 — шестерня ведомая нагнетающей секции в сборе; 8, 10 — втулка оси ведомая шестерен; 9 — проставка масляного насоса; 11 — ось ведомых шестерен; 12 — ведомая шестерня радиаторной секции а сборе; 13 — корпус радиаторной секции со втулкой в сборе; 14, 38 — шайба замковая; 15 — болт стяжной масляного насоса; 16— клапан предохранительный; 17 — пружина предохранительного клапана радиаторной секции; 18, 24, 26 — шайба регулировочная; 19, 25 — прокладка пробки предохранительного клапана; 20 — пробка предохранительного клапана радиаторной секции; 21 — пробка клапана системы смазки; 22 — клапан системы смазки; 23 — пробка предохранительного клапана; 27 — пружина клапана системы смазки; 28 — пружина предохранительного клапана нагнетающей секции; 29 — втулка валика масляного насоса; 30 — шестерня ведущая радиаторной секции; 31 — валик ведущей шестерни масляного насоса; 32 — сегментная шпонка ведущей Шестерни радиаторной секции; 33 — ведущая шестерня нагнетающей секции; 34 — клапан предохранительный нагнетающей секции; 35 — пробка масляных клапанов нагнетающей секции; 36 — стяжной болт масляного насоса: 37 — втулка валика масляного насоса

35. Установить ведомую шестерню 7 нагнетающей секции на приспособление и запрессовать втулки 8 в шестерню 7, используя технологическое кольцо. Работу выполнять при необходимости замены втулок. Утопание втулок с двух сторон должно быть 0,5—1,0 мм и задается технологическим кольцом. (Приспособление, пресс ручной мод. ОКС-761-2, оправка, кольцо технологическое).

36. Снять ведомую шестерню 7 в сборе со втулками 8 с приспособления. (Приспособление).

37. Установить корпус 13 радиаторной секции в приспособление и запрессовать втулку 29 валика ведущей шестерни в корпус. Работу выполнять при необходимости замены втулки валика. Утопание втулки должно быть не более 0,5—1,0 мм со стороны плоскости разъема. (Приспособление, пресс ручной мод. ОКС-761-2, оправка, штангенциркуль ШЦ-1).

38. Снять корпус радиаторной секции 13 в сборе со втулкой 25 с приспособления. (Приспособление).

39. Запрессовать установочные штифты 5 в корпус 3 нагнетающей секции с помощью оправки. Работу выполнять при необходимости замены установочных штифтов. Оправка должна обеспечивать выступание штифтов на 4+0’2 мм от плоскости корпуса. (Пресс ручной мод. ОКС-761-2, оправка).

40. Установить корпус 3 нагнетающей секции в приспособление и запрессовать установочные втулки 6 в корпус с помощью оправки. Работу выполнять при необходимости замены установочных втулок. Оправка должна обеспечивать выступание втулок на 8+0-2 мм от плоскости разъема. (Приспособление, пресс ручной мод. ОКС-761-2, оправка).

41. Запрессовать втулку 37 валика в корпус 3 нагнетающей секции, используя технологическое кольцо. Работу выполнять при необходимости замены втулки валика. Утопание втулки должно быть не более 1,0 мм и задается технологическим кольцом. (Пресс ручной мод. ОКС-761-2, оправка, кольцо технологическое).

42. Запрессовать валик 31 ведущей шестерни 33 шпонку и установить валик 31 в отверстие так, чтобы шпонка совместилась со шпоночным пазом в шестерне 33. (Молоток).

43. Установить шестерню 33 на приспособление и запрессовать вапик 31 в шестерню. Выступание торца вала со стороны шестерни привода от торца шестерни должно быть 59+0,2 мм. (Приспособление, пресс ручной мод. ОКС-761-2, оправка).

44. Установить ведущий валик 31 в сборе с ведущей шестерней 33 в корпус 3 нагнетающей секции. Перед установкой шестерню смазать маслом М10Г2К ГОСТ 8581-78. (Масленка).

45. Установить ведомую шестерню 7 в корпус 3 нагнетающей секции. Перед установкой шестерню смазать маслом М10ГаК ГОСТ 8581-78. (Масленка).

46. Установить проставку 9 и шпонку 32 в паз валика 31 ведущей шестерни. Отверстие в проставке 9 необходимо совместить с отверстием в корпусе 3 нагнетательной секции. (Молоток).

47. Напрессовать ведущую шестерню 30 радиаторной секции на валик 31 ведущей шестерни, совместив паз под шпонку 32 в шестерне 30 со шпонкой на валу. После напрессовки шестерню смазать маслом М10Г,К ГОСТ 8581-78. (Пресс ручной мод. ОКС-761-2, оправка, масленка).

48. Смазать ведомую шестерню 12 радиаторной секции маслом. Смазывать маслом М10Г,К ГОСТ 8581-78. (Масленка).

49. Установить упорное пружинное кольцо в выточку корпуса 13 радиаторной секции. В автомобилях последних выпусков упорное кольцо анулировано. (Специальные пассатижи).

50. Запрессовать ось 11 в сборе с шестерней 12 в корпус 13 радиаторной секции, одеть на ось 11 ведомую шестерню 12. Выступание торца оси ведомых шестерен должно быть 47±0,2 мм от плоскости корпуса и обеспечивается оправкой. (Пресс ручной мод. ОКС-761-2, оправка).

51. Смазать внутреннюю полость корпуса радиаторной секции, и соединить корпус 13 в сборе с осью 11 с корпусом 3 нагнетающей секции 4 и проставкой 9. Смазывать маслом М10Г,К ГОСТ 8581-78. Ведущий валик 31 должен вращаться свободно от усилия руки. (Масленка).

52. Завернуть стяжные болты 15 и 36 с замковыми шайбами 14 и 38 масляного насоса и застопорить их, загнув усики шайб на грани головок болтов. На двигателях выпуска с 15.02.80 г. вместо замковых шайб установлены пружинные. Применять замковые шайбы бывшие в эксплуатации запрещается. Момент затяжки болтов 60—74 Н. м (6—7,4 кгс. м). (Головка смейная .13 мм, молоток, зубило, рукоятка динамометрическая мод. 131 .М).

53. Надеть на клапан 22 системы смазки регулировочные шайбы 24, пружину, 27, установить клапан в корпус 13 масляного насоса и завернуть пробку 21 клапана. Величина момента затяжки пробки клапана должна быть 70—90 Н. м (7—9 кгс. м). (Ключ специальный, ключ динамометрический мод. 1754).

54. Установить в корпус 3 нагнетающей секции масляного насоса предохранительный клапан 34, пружину 28, регулировочные шайбы 26 и завернуть пробку 23 с прокладкой 25. Величина момента затяжки пробки должна быть 70—90 Н. м (7—9 кгс. м). (Головка сменная 24 мм, отвертка 6,5 мм, рукоятка динамометрическая мод. 131М).

Читать еще:  Датчик давления масла ваз 2114

55. Установить в корпус 13 радиаторной секции масляного насоса предохранительный клапан 16, пружину 17, регулировочные шайбы 18 и завернуть пробку 20 с прокладкой 19. Момент затяжки

пробки клапана должен быть 70—90 Н. м (7—9 кгс. м). (Головка сменная 24 мм, отвертка 6,5 мм, рукоятка динамометрическая мод. 131М).

56. Завернуть пробку 4 масляного канала радиаторной секции. (Отвертка 6,5 мм).

57. Запрессовать в паз валика 31 шпонку 2 ведомой шестерни привода масляного насоса. (Молоток).

58. Установить на корпус масляного насоса технологическую пластину и напрессовать шестерню I привода насоса на валик. Зазор между корпусом насоса и шестерней и привода должен быть в пределах 1,0—1,5 мм. (Пресс ручной мод. ОКС-761-2, технологическая пластина, оправка, набор щупов № 2).

59. Снять масляный насос с приспособления. (Приспособление).

60. Проверить масляный насос на полноту и качество сборки. Ведущий валик должен поворачиваться от руки плавно, без заеданий.

61. Установить масляный насос в сборе на стенд и проверить его работу. Масляный насос проверять с использованием масла М10Г2К ГОСТ 8581-78 при температуре 80+5°С. Допускается применение масла ИС-12 ГОСТ 20799-75 при температуре 40+5°С. Подача насоса при скорости вращения валика Пв=2800 об/мин должна быть: для нагнетающей секции не менее 82 л/мин при давлении масла на выходе из насоса 0,35—0,4 МПа (3,5—4 кгс/см2) и разряжении на всасывании 100+10 мм рт. ст.;

— для радиаторной секции — не менее 27 л/мин при давлении масла на выходе из насоса 0,7—0,75 МПа (7—7,5 кг/см2) и разряжении на всасывании 100± 10 мм рт. ст.

Подача насоса при скорости вращения валика 650_го об/мин должна быть:

— для нагнетающей секции не менее 16 л/мин и давление масла на выходе из насоса 0,11—0,12 МПа (1,1—1,2 кг/см1)

— для радиаторной секции — не менее 6 л/мин при давлении масла на выходе из насоса 0,11—0,12 МПа (1,1—1,2 кг/см2). Давление начала открытия клапанов должно быть 0,85—0,95 МПа (8,5—9,5 кг/см2) у предохранительных клапанов нагнетающей и радиаторной секцией и 0,4—0,45 МПа (4—4,5 кг/см2) у клапана системы смазки. При несоответствии давления начала открытия клапанов указанным величинам произведите регулировку (регулировочными шайбами) клапанов или заменить пружины клапанов. Под пробку пружины предохранительного клапана допускается установка не более двух шайб, клапана системы смазки — трех шайб. (Стенд, секундомер).

62*. Установить на насос 2 (Рис. 1) прокладку 6, всасывающую трубку 14, завернуть болты 15 с замковыми шайбами 18 крепления трубы к насосу и отогнуть усы шайб на грани головок болтов (головка сменная 13 мм, ключ с п. к., молоток, зубило).

63*. Уложить на насос 2 прокладку 16, трубку 17 клапана, завернуть болты 15 с шайбами 18 и отогнуть усы шайб на грани болтов. (Головка сменная 13 мм, ключ с п. к., молоток, зубило).

64. Снять масляный насос со стенда и положить его на стеллаж. (Стенд, стеллаж для деталей и узлов).

КОНСТРУКЦИЯ МАСЛЯНОГО НАСОСА ДВИГАТЕЛЯ КамАЗ-740 . ПРИНЦЫП ДЕЙСТВИЯ

Масляный насос (см. рис.) закреплен на нижней плоскости блока цилиндров. Ведущее зубчатое колесо напрессовано на передний конец коленчастого вала и имеет 64 зуба, ведомое 52, то есть передаточное отношение 0,8125. Зазор в зацеплении приводных зубчатых колес регулируется прокладками, устанавливаемыми между привалочными плоскостями насоса и блока.

Рис.1 Масляный насос:

1—корпус радиаторной секции; 2—ведущая шестерня радиаторной секции; 3—проставка; 4— ведущая шестерня нагнетаюшей секции; 5—корпус нагнетающей секции; 6—ведомая шестерня привода насоса; 7—шпонка; 8—валик ведущих шестерен; 9—ведомая шестерня нагнетающей секции; 10—ведомая шестерня радиаторной секции; 11—предохранительный клапан радиаторной секции; 12. 15, 17— пружины клапанов; 13, 16—пробки клапанов; 14—клапан системы смазки; 18—предохранительный клапан нагнетающей секции

Из картера 17 масло через маслоприемник входит в нагнетающую и радиаторную секции масляного насоса 7. Из нагнетающей секции через канал в правой стенке блока масла идет в полнопоточный фильтр 15, где оно очищается двумя фильтрующими элементами, затем масло поступает в главную магистраль 18, откуда по каналам в блоке и головках цилиндра оно подается к коренным подшипникам коленчатого вала, подшипникам распределительного вала, втулкам коромысел и верхним наконечникам штанг толкателей.

К шатунным подшипникам коленчатого вала масло подается по отверстиям внутри вала от коренных шеек. Масло, снимаемое со стенок цилиндра малосъемным кольцом, отводится в поршень и смазывает опоры поршневого пальца в бобышках и подшипник верхней головки шатуна. Через каналы в задней стенке блока цилиндров и картере маховика масло под давлением поступает к подшипникам компрессора 1, а через каналы в передней стенке блока — к подшипникам топливного насоса высокого давления 2.

Предусмотрен отбор масла из главной магистрали к выключателю 3 гидромуфты, который установлен на переднем торце блока и управляет работой гидромуфты 4 привода вентилятора. Из радиаторной секции масло поступает к центробежному фильтру 11, из него в радиатор и затем сливается в картер. При закрытом кране 10 масло из центробежного фильтра через сливиой клапан 9 сливается в картер двигателя, минуя радиатор. Остальные детали и узлы двигателя смазываются разбрызгиванием и масляным туманом.

Масляный насос (Начиная с двигателя № 611898 устанавливаются насосы с валиком 8 увеличенного диаметра до 16 мм, ведомая шестерня 6 закреплена на валике гайкой. Ширина зубчатого венца шестерни увеличена до 10,5 мм. В зацеплении шестерни привода масляного насоса при его установке введена регулировка зазора, который должен быть равным 0,15—0,35 мм. На заводе зазор регулируется установкой, при необходимости, стальной прокладки между корпусом насоса и блоком цилиндров) закреплен на нижней плоскости блока цилиндров. Нагнетающая секция насоса подает масло в главную магистраль двигателя, радиаторная секция — в центробежный фильтр и радиатор. В корпусах секций 1 и 5 (рис. 1) установлены предохранительные клапаны 11 к 18, отрегулированные на давление открытия 8.5— 9,5 кгс/см2 и предназначенные для ограничения максимального давления на выходе из секций насоса, и клапан 14 системы смазки, срабатывающий при давлении 4,0—4,5 кгс/см2 и предназначенный для ограничения давления в главной магистрали двигателя

Рис 2 Схема системы смазки:

1—компрессор; 2—топливный насос высокого давления; 3—выключатель гидромуфты; 4—гидромуфта; 5, 12—предохранительные клапаны; 6—клапан системы смазки; 7—насос масляный; 8—перепускной клапан центробежного фильтра; 9—сливной клапан центробежного фильтра; 10—кран включения масляного радиатора; 11—центробежный фильтр; 13—лампа сигнализатора засоренности фильтра очистки масла; 14—перепускной клапан полнопоточного фильтра; 15—полнопоточный фильтр очистки масла; 16—маслоприемник; 17—картер; 18—главная магистраль

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector
×
×