0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Повышение цен на топливо

Без резких колебаний: как могут измениться цены на топливо в России до конца 2020 года

С начала 2020 года стоимость топлива в России демонстрирует незначительный рост. По данным Росстата, ещё в конце декабря 2019-го средний уровень цен на бензин АИ-92 и АИ-95 составлял 42,24 и 45,76 рубля за литр соответственно, а по состоянию на 20 января показатели достигли 42,35 и 45,8 рубля.

Небольшое удорожание горючего произошло в большинстве российских регионов. Заметнее всего средний уровень цен вырос в Северо-Кавказском и Дальневосточном федеральных округах — на 14 и 37 копеек, до 45,26 и 46,37 рубля за литр. Исключением стал Уральский федеральный округ, где с начала января бензин в среднем подешевел на четыре копейки — до 44,68 рубля за литр.

Одновременно стоимость дизельного топлива увеличилась на территории всей страны и в среднем выросла на 37 копеек — до 48,09 рубля за литр.

«Наблюдаемый в начале года рост цен на топливо во многом связан с повышением акцизов. С 1 января ставки акцизов на бензин и дизельное топливо увеличились примерно на 3,5%. В следующий раз аналогичный эффект мы увидим только через год, когда ставки вырастут ещё на 4%. Соответствующие изменения уже заложены в Налоговом кодексе», — отметил в беседе с RT аналитик ГК «Финам» Алексей Калачёв.

Примечательно, что уже на третьей неделе января рост цен на бензин в России практически остановился, в то время как дизельное топливо продолжило умеренно дорожать. Такую ситуацию эксперты связывают с резким увеличением стоимости горючего за рубежом.

«В первой половине января можно было наблюдать рост цен на горючее в Европе. Дело в том, что Россия поставляет за рубеж порядка 70% произведённого дизельного топлива и приблизительно 10—11% бензина. Поэтому стоимость российского дизеля более чувствительна к изменениям цен на внешних рынках», — добавил Калачёв.

Помимо этого, на увеличение стоимости горючего повлияли изменения в формуле компенсирующего механизма. Об этом в разговоре с RT рассказал глава Российского топливного союза Евгений Аркуша.

Напомним, после резкого удорожания топлива в 2018 году правительство договорилось с нефтяными компаниями о заморозке оптовых цен. В то же время нефтяникам было невыгодно поставлять горючее на российский рынок по фиксированной стоимости. Экспортные цены заметно превышали внутренние, поэтому бизнесу было прибыльнее продавать нефтепродукты только за рубежом. С 1 января 2019 года государство компенсирует компаниям недополученные доходы при поставках топлива на внутренний рынок.

Во второй половине 2019 года нефтяным компаниям возмещали 75% доходов от продажи бензина и 70% — от дизельного топлива. Между тем с 1 января 2020-го размер компенсации сократился до 68% и 60% соответственно. Как отметил Евгений Аркуша, изменения в первую очередь спровоцировали увеличение оптовой стоимости горючего. Вместе с тем розничные цены на бензин и дизель в России по-прежнему растут медленнее инфляции.

Отметим, что в результате работы компенсирующего механизма рост цен на бензин в России замедлился почти в пять раз — с 9,4% в 2018 году до 1,9% в 2019-м. Такие данные приводит Росстат. Хотя размер компенсации нефтяникам несколько сократился, действующая система выплат по-прежнему будет оставаться ключевым сдерживающим фактором для цен в 2020 году.

«В целом, если бы не разработанный правительственной группой механизм компенсации, российские автолюбители и предприятия уже сейчас столкнулись бы с подорожанием бензина на 3—4 рубля», — пояснил RT шеф-аналитик TeleTrade Пётр Пушкарёв.

Опрошенные аналитики не исключают введения новых изменений в компенсирующем механизме после смены состава правительства. Однако после этого эксперты не ожидают резкого роста цен на топливо до конца года.

«Сейчас пока действует негласное правило между нефтяниками и властями, но со сменой правительства ситуация потенциально может измениться. Впрочем, я думаю, что руководство страны в любом случае постарается не допустить такого же серьёзного скачка цен, который был в 2018 году», — отметил в беседе с RT начальник отдела инвестиционных идей «БКС Брокер» Нарек Авакян.

По словам Алексея Калачёва, в 2020 году одной из причин удорожания горючего также станет высокая конкуренция между производителями топлива и АЗС. При этом рост цен будут сдерживать избыточные объёмы производства и низкий потребительский спрос. Более того, влияние на стоимость бензина окажут и колебания мировых цен на нефть.

«Стоимость нефти на мировых рынках после попытки нового роста в начале года сейчас снижается. Это тоже не даёт оснований для подорожания нефтепродуктов. С учётом всех факторов, влияющих сегодня рынок, я полагаю, что рост цен на горючее удастся удержать в рамках официальной инфляции — пределах 3,5—4%», — заключил Калачёв.

Рост экспорта может поднять цены на бензин

В отличие от прошлого года, на старте 2020 года стоимость топлива на АЗС практически не изменилась, прибавив лишь 0,1%. Однако оптовые цены снова начали расти в декабре, а участники рынка опасаются снижения отгрузок внутренним потребителям на фоне сокращения производства топлива и роста экспорта. Эксперты пока считают ситуацию сбалансированной, указывая на то, что демпферная составляющая обратного акциза на нефть покрывает потери НПЗ от поставок топлива на внутренний рынок.

Читать еще:  Как можно навредить двигателю просто проверив уровень масла

На 9 января по сравнению с концом декабря цены на бензин в среднем по стране выросли на 0,1%, на дизельное топливо — на 0,2%, до 44,75 руб. за литр и 48,01 руб. за литр соответственно, следует из данных Росстата. АИ-92 подорожал на 0,2%, до 42,34 руб. за литр, АИ-95 — на 0,1%, до 45,79 руб. за литр. В 2020 году ситуация с ценами значительно спокойнее предыдущего года: в прошлом году с 1 января цены росли из-за повышения НДС, а нефтекомпаниям в рамках соглашения о сдерживании цен в мелком опте и АЗС разрешили увеличивать стоимость топлива в пределах инфляции, чем они и воспользовались. Кроме того, давление на цены в 2019 году оказывал рост акцизов. Сейчас соглашения с правительством отменены, но компании исполняют неформальные договоренности об ограничении цен.

По словам главы Российского топливного союза Евгения Аркуши, значительного роста цен на бензин в рознице не наблюдается. Серьезные опасения вызывает лишь существенный рост экспорта бензина с одновременным снижением объемов производства, из-за чего сокращаются поставки топлива на внутренний рынок, предупредил он. Господин Аркуша также фиксирует рост мелкооптовых цен в ряде регионов.

В Минэнерго не стали комментировать ситуацию с возможным снижением поставок на внутренний рынок.

Что касается биржевых цен, то с августа, когда были скорректированы значения условных цен на топливо в формуле демпфера, стоимость топлива на бирже была стабильной, а в ноябре на фоне сезонного сокращения спроса и вовсе стала снижаться. К декабрю цена на топливо стала восстанавливаться: АИ-95 по сравнению с концом ноября к 6 января подорожал примерно на 14%, до 47,4 тыс. руб. за тонну, АИ-92 — на 11%, до 46,3 тыс. руб. за тонну, но сейчас топливо дешевеет.

Евгений Тыртов из Vygon Consulting отмечает, что экспортные нетбэки для НПЗ европейской части страны находятся на уровне 50–52 тыс. руб. за тонну бензина, то есть экспорт несколько более выгоден, чем поставка на внутренний рынок. Однако разницу в основном покрывает демпфер. Хотя в 2020 году из-за корректировки формулы размер демпфера сократится, «риск нового топливного кризиса по-прежнему минимален», считает эксперт.

Как цены на бензин росли в ожидании ремонтов НПЗ

Глава «Петромаркета» Иван Хомутов отмечает, что одним из факторов роста оптовых цен в начале года стало повышение акцизов (на 438 руб. для автобензина и 294 руб. для дизтоплива), а также снижение демпфера — на 1,1 тыс. руб. по бензину и почти 1,5 тыс. руб. по дизтопливу. При этом экспортные нетбэки НПЗ на автобензин и дизтопливо снизились, отмечает Иван Хомутов, несмотря на снижение экспортных пошлин: «Основная причина такой динамики — заметное снижение цен на нефтепродукты в Европе». В результате, подчеркивает эксперт, сейчас отпускные цены НПЗ на автобензин и дизтопливо находятся ниже экспортных нетбэков, но ситуация выглядит вполне сбалансированной: демпфер практически полностью покрывает убытки НПЗ от поставок продуктов на внутренний рынок.

Вдогонку за инфляцией

К середине сентября с начала года его стоимость выросла менее чем на два процента. Цены сдерживают специальные меры, введенные правительством в прошлом году. Аналитики полагают, что бензин и дизель осенью будут расти в цене, но скачков не ждут.

Средние цены на автомобильный бензин с начала года к 16 сентября выросли всего на 1,7 процента до 44,6 рубля за литр, отчитался Росстат. Это даже ниже уровня инфляции — индекс потребительских цен с начала года составил 2,2 процента. Дизтопливо вообще подешевело на 0,3 процента до 46,15 рубля за литр.

По данным статистики, средняя цена бензина марки АИ-95 в первой половине сентября держалась на уровне 45,66 рубля за литр. Самый дорогой «девяносто пятый» по цене 51-59 рублей за литр продавался в отдаленных регионах страны — Якутии, Камчатке, Чукотке, Магаданской области. Следом за ними идут Нарьян-Мар и Симферополь с 49,48 и 49,43 рубля за литр. Из всех федеральных округов наиболее дорогой бензин в Южном. Цена литра АИ-95 там составляет 47,75 рубля.

Рост цен на 1,7 процента компенсирует только повышение НДС с 18 до 20 процентов с 1 января этого года. Если убрать налоговый фактор, то нефтяные компании сохранили цены на уровне конца прошлого года, хотя могли бы поднять их в пределах темпов инфляции, поскольку именно об этом они договорились с правительством в ноябре 2018-го. Соглашение о заморозке цен было рассчитано до апреля, но в конце марта было продлено еще на три месяца.

С 1 июля этого года заморозка отменена, но стоимость бензина на АЗС не растет. Ее сдерживает компенсационный механизм (демпфер, обратный акциз), введенный правительством с начала этого года. Нефтяникам из бюджета компенсируется часть недополученной по сравнению с экспортным паритетом прибыли. По оценке замминистра финансов Ильи Трунина, за полгода расходы на эти цели «приблизились к 140 миллиардам рублей».

Читать еще:  Какое масло залить в коробку ваз 2114

Аналитики видят проблемы в том, как сегодня устроено регулирование цен на топливном рынке, но не ждут существенного роста цен в ближайшие месяцы. Применяемый сейчас демпфер выгоден вертикально-интегрированным нефтяным компаниям, а независимые сети АЗС находятся в тяжелом положении, считает аналитик ИК «Фридом Финанс» Евгений Миронюк.

Сложившийся механизм ценообразования он называет далеким от рыночного, при этом регулятор способен заставить нефтяников увеличить предложение на внутреннем рынке в случае, если цены будут расти выше инфляции. С учетом того, что пока темпы роста цен на бензин ниже инфляции, «ожидаем незначительное ускорение роста цен в осенний период», говорит аналитик.

«Полагаю, что существенного скачка цен на бензин к концу года не будет, тем не менее планомерное повышение цен в условиях олигопольного рынка и необходимости НПЗ вставать на ремонты неизбежно», — в свою очередь полагает управляющий партнер Экспертной группы Veta Илья Жарский. По его оценке, цены на литр Аи-95 не поднимутся выше 50 рублей до конца этого года. Для Аи-92 эта граница проходит на уровне 46 рублей, считает эксперт.

Но более реалистичным выглядит сценарий, при котором цены вырастут в пределах инфляции. По прогнозам Минэкономразвития России, в декабре ее уровень составит 3,8 процента, диапазон оценок Банка России выше: 4-4,5 процента. Власти уже предупреждали нефтяников о том, что не стоит злоупотреблять доминирующим положением на рынке. Правительство помимо демпфера, как механизма сдерживания роста цен, обсуждало и более жесткие меры. Например, речь шла о введении запретительных пошлин на экспорт нефтепродуктов и даже сырой нефти. Премьер-министр Дмитрий Медведев в этом году после прекращения действия соглашения о заморозке уже напоминал нефтяникам об этом. «Если все-таки кто-то заиграется и посчитает, что теперь в отсутствие соглашений можно проводить какую-то самостоятельную политику на этом рынке, он за это поплатится. Придется тогда все-таки вернуться к той непопулярной идее для компаний, которую мы с вами неоднократно обсуждали», — говорил глава правительства.

Ограничение экспорта — это крайняя мера, и сейчас ее вводить никто не будет. Тем более что внутренний спрос на топливо и ситуация на мировом нефтяном рынке достаточно стабильны. Даже недавняя атака на нефтяные мощности Саудовской Аравии не привела к серьезной дестабилизации. Сейчас котировки марки Brent балансируют в районе 65 долларов за баррель, что примерно на 10 долларов ниже апрельских максимумов этого года и на 20 долларов меньше показателей прошлогоднего сентября. Чтобы выбить рынок из колеи, нужны большие потрясения, вроде окончательного срыва торговых переговоров США и Китая или эскалации конфликтов на Ближнем Востоке.

Итоги-2018. Цены на топливо будут расти

За год российские автомобилисты пережили повышение цен на бензин Аи-92 на 8,9% до 41,6 руб. за 1 л, на бензин Аи-95 – на 9,1% до 44,7 руб. за 1 л, а на дизельное топливо, по данным Thomson Reuters Kortes, на 15% до 46,9 руб. за 1 л. Правительство сначала заморозило цены на топливо в рознице, а когда это не помогло – весь оптовый рынок до марта 2019 г.

С 1 января повышается НДС на 2 процентных пункта до 20%. Из-за этого с января 2019 г. Аи-92 подорожает еще на 0,70 руб., а зимняя солярка – на 0,8 руб. Дальше бензин тоже будет дорожать, но в меру средней по году инфляции – на 0,33% в месяц, утверждал вице-премьер Дмитрий Козак. С февраля Аи-92, Аи-95 и солярка подорожают на 0,14, 0,15 и 0,16 руб. за 1 л. И так будет до конца марта, договорились Минэнерго, Федеральная антимонопольная служба (ФАС) и 10 нефтяных компаний, в том числе «Роснефть», «Лукойл», «Газпром нефть», «Сургутнефтегаз» и «Татнефть».

После выборов не страшно

Цены на АЗС в России начали стремительно расти сразу после выборов президента Путина: с 18 марта по 1 июля Аи-92 подорожал на 9%, Аи-95 – на 8,5%, а дизельное топливо – на 6,4%. До 18 марта рост был незначительный – на 0,05, 0,09 и 0,34%, по данным Thomson Reuters Kortes. Связано это было с ростом цен на нефть: с января по май она подорожала на 14% и достигла $77,59 за баррель, а в рублях с учетом снижения курса нацвалюты к доллару рост был еще больше – плюс 24%; цена дошла до 4842 руб. за бочку.

Кто заплатит за дорогой бензин

Предыдущий состав правительства незапланированно поднял с 2018 г. акцизы на топливо в два этапа – по 50 коп. за 1 л с 1 января и с 1 июля 2018 г. Это существенно выше, чем предполагалось. Экспорт стал так выгоден, что в апреле бывали дни, когда в России можно было купить тонну Аи-92 и заработать больше 10 000 руб. на ее продаже за рубежом.

Читать еще:  Бензонасос ваз 2109 карбюратор

В наиболее напряженное время (март – май 2018 г.) у некоторых АЗС рентабельность стала отрицательной, говорит гендиректор «Солид – товарные рынки» (ей принадлежит 18 АЗС в Смоленской и Нижегородской областях) Илья Мороз. В некоторых областях убытки достигали 0,3–0,4 руб. на 1 л бензина, говорит он. Страдали и вертикально-интегрированные нефтяные компании (ВИНК): «Мы продаем бензин в убыток, теряем по 5 руб. с литра!» – орал в трубку представитель крупной нефтяной компании.

Правительство договорилось с самыми крупными дистрибуторами топлива – ВИНК, что они с начала лета не будут повышать цены на АЗС. Козак и министр энергетики Александр Новак провели серию встреч с производителями, договорились отменить плановое повышение акцизов с 1 июля и разработали экстренные способы воздействия на ситуацию – возможность поднять экспортную пошлину на все нефтепродукты до 90% от пошлины на нефть. «Это дубинка, которой правительство воспользуется, если на внутреннем рынке кто-нибудь будет шалить», – говорил высокопоставленный чиновник летом 2018 г.

Статус-кво сохранялся до конца лета. Осенью нефтяные цены начали штурмовать многолетние максимумы из-за падения добычи в Венесуэле и Иране: Brent в октябре подорожала до $86,29. Следом поднялись оптовые цены на нефтепродукты в России, а цены на АЗС продолжали стоять на месте – по договоренности с правительством. Больше всего в этой ситуации пострадали независимые АЗС (на них приходится 60% рынка по количеству заправок и около 40% продаваемого в стране топлива).

Все это привело к существенному снижению маржинальной доходности АЗС по итогам 2018 г., уверен президент Российского топливного союза (объединяет владельцев независимых АЗС) Евгений Аркуша: «Даже в Москве, где показатели эффективности бизнеса лучше, чем в регионах, средняя маржинальная доходность за 2018 г. по дизельному топливу – 5%, по бензину Аи-92 – 9,3%, по бензину Аи-95 – 13,2%». Это существенно ниже прожиточного минимума АЗС – 15%, считает эксперт. «Для развития независимых АЗС маржинальность должна составлять не менее 10%, что при повышении НДС, акцизов и других факторов выглядит маловероятным», – говорит Мороз.

Бензин по осени считают

В конце октября премьер-министр Дмитрий Медведев в ультимативной форме потребовал от правительства не допустить роста цен на бензин. Минэнерго, ФАС и 10 нефтяным компаниям пришлось заключить соглашения и обозначить предельный уровень мелкооптовых цен на топливо для каждого региона. Продавать топливо дороже нельзя, правительство сохраняет за собой право ввести заградительные экспортные пошлины. Одновременно упала стоимость нефти, и российский рынок нефтепродуктов снова стал премиальным. Аи-92 торгуется на Санкт-Петербургской международной товарно-сырьевой бирже по 28,24 руб. в пересчете на 1 л (на 4,5% дешевле, чем в начале года, и на 27% дешевле, чем в мае). Но маловероятно, что автомобилист увидит снижение цены на АЗС, рассуждает Мороз. С ним согласен президент Независимого топливного союза Павел Баженов.

«Сегодня производитель топлива получает деньги авансом, без подтверждения факта отгрузки. Такая система не стимулирует поставщика работать над снижением срока отгрузки», – говорит Мороз. В среднем срок составляет около 2–3 недель, отмечает один из владельцев АЗС. «Так что потребитель увидит снижение стоимости топлива лишь в следующем году. А в следующем году розничные цены, безусловно, скорректируются – на 1,7%, чтобы отыграть потери из-за повышения НДС на 2 процентных пункта», – считает эксперт.

«Несмотря на положительную динамику доходности производства бензина, розничные цены на Аи-92 и Аи-95, скорее всего, останутся на прежнем уровне, а дальше будут расти в пределах инфляции. Причина простая – требуется покрыть дефициты, возникшие в 2018 г., и хеджировать риски нового ценового диспаритета», – говорит Баженов.

Рынок ждет стабильности

«Завершение налогового маневра в нефтяной отрасли, отсутствие привязки курса рубля к мировым ценам на нефть не дает возможности защитить внутренний рынок от воздействия роста нефтяных цен так, как прежде», – утверждает Аркуша. Регуляторы были вынуждены предложить новые способы: отрицательный акциз на нефть для НПЗ, субсидирование поставок топлива на внутренний рынок (с января следующего года). «По мнению регуляторов, эти меры позволят удержать рост цен на внутреннем рынке в пределах инфляции», – говорит эксперт.

Но будут ли новые способы сдерживания роста цен работать, непонятно, сомневается Баженов. «Наша экономическая модель показывает, что субсидирование поставок на внутренний рынок не приведет к значимому улучшению ситуации в целом. Скорее всего, в высокий сезон потребления топлива мы снова получим неблагоприятную ситуацию с низкой рентабельностью розницы и новые диспаритеты», – предполагает он.

Аркуша считает, что соглашение о сдерживании цен не допустит резкого подорожания топлива на АЗС с 1 января 2019 г., несмотря на рост акцизов, НДС, налога на добычу полезных ископаемых и снижение экспортных пошлин. До 31 марта, пока действует соглашение, должна произойти практическая отладка субсидирования поставок на внутренний рынок, предусмотренного для стабилизации цен, рассчитывает эксперт.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector
×
×