4 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Степень сжатия и октановое число бензина таблица

Октановое число и степень сжатия. Плюс подробная таблица и видео

Зачастую у владельцев автомобилей возникает вопрос на АЗС (авто-заправочных станциях). Какой бензин лучше заправлять в свой автомобиль? Ведь есть 92 – 95 – 98 и даже 100-й! Что скажем, будет если залить 92 вместо 95, то есть как бы понизить октановое число? Или 100-й вместо 95-го что будет? Ведь у моторов разная степень сжатия, заточенная под определенные параметры. Не «угроблю» ли я свой силовой агрегат? Давайте разбираться, как обычно будет и видео версия в конце …

СОДЕРЖАНИЕ СТАТЬИ

  • Что такое степень сжатия?
  • Что такое октановое число?
  • Что будет если залить низкий октан?
  • Что будет если залить высокий октан?
  • Таблица зависимости
  • ВИДЕО ВЕРСИЯ

В начале, стоит отметить – те параметры и рекомендации, которые указал вам производитель и нужно использовать. То есть на лючке бензобака (или в инструкции) написано 92 или 95, то и стоит его лить! Также бывают записи не ниже 95-го октанового числа — это означает, лить меньше не рекомендуется, а вот 95 – 98 или 100-й можно! А теперь давайте подробнее.

Что такое степень сжатия?

Я про это уже подробно рассказывал в статье по ссылке сверху, можете перейти и почитать. НО если сказать простыми словами, это геометрическая безразмерная величина. Она вычисляется как соотношение полного объема цилиндра к объему камеры сгорания. Просто нужно разделить.

Таким образом, у вас получается нужный параметр, например — 8, 9, 10, 11, 12 единиц и т.д. Скажем у двигателя SKYACTIV (от MAZDA) около 14.

Чем выше степень сжатия, тем больше вероятность того — что топливо внутри цилиндров двигателя может самовоспламенится от высокого давления.

Вы можете задать вопрос – а зачем повышать степень сжатия. Тут много причин и все сейчас я перечислять не буду, самые основные – это увеличение мощности и уменьшение расхода топлива.

Соответственно, чтобы бензину противостоять самовоспламенению нужны специальные характеристики, отсюда и пошло понятие октановое число

Что такое октановое число?

Все просто – чем выше это число, тем дольше может сопротивляться бензин самовосплеменению при сжатии. Именно этот показатель и указывают в бензинах 92, 95, 98 и так далее.

Сейчас современные бензины при производстве (различного типа крекингах) имеют число равное примерно – «82-85». Чтобы довести его до нужного значения, в него добавляют специальные присадки, сейчас это спирты или эфиры, таким образом и получаются 92 – 100-е бензины.

Таким образом, можно получить примерные показатели:

  • Если степень сжатия (СЖ) менее 10 – то нужно лить 92-й бензин
  • Если СЖ от 10 до 12 – нужно использовать 95-й
  • Выше 12 – 98-й
  • СЖ в 14 – 98 или даже 100-й

Есть ОЧЕНЬ редкие моторы, которые имеют СЖ от 14 до 16 в них используются редкие типы топлива с октановым числом от 102 до 109.

Отдельно стоит отметить ТУРБИРОВАННЫЕ моторы, у них при любой степени сжатия используется не менее 95-го бензина.

Что будет если залить низкий октан?

Простой пример — вам рекомендуется заливать 95-й, а вы льете 92-й – что будет? Вообще это не рекомендуется, потому как низкое октановое число (ОЧ), может вызвать детонацию двигателя, а это ОЧЕНЬ разрушительный процесс, который может быстро погубить ваш силовой агрегат.

НО! Так было с аналоговыми моторами, с механическим топливным насосом (карбюраторного типа), где всем управляла механика. Там впрыск, да и зажигание, не могло изменяться автоматически.

СЕЙЧАС, современные агрегаты можно назвать «цифровыми», у них подача топлива, зажигание может изменяться автоматически, в зависимости от топлива которое в него залито. Контролируется это через кучу датчиков (детонации, кислорода – он же «лямбда-зонд» и т.д.) и уже ЭБУ решает что делать. Таким образом, смесь либо «обедняется», либо «обогащается» и мотор работает всегда как нужно.

Что будет если залить высокий октан?

ТО есть вам рекомендовано 92-й, а вы залили 95-й или 98-й? Многие пишут, что может прогореть прокладка головки блока! Так ли это на самом деле?

Опять не верно. ДА на карбюраторном моторе (с механической регулировкой) так бы и случилось, например раньше если залить вместо 76-го бензина 92-й, тогда реально прогорала прокладка и клапана.

НО сейчас, опять же все выправит электроника (изменится зажигание) и ничего страшного не произойдет. Будет небольшой прирост мощности в районе погрешности 2 – 3% и все.

НО не всегда имеет смысл лить 100-й бензин, в мотор который рассчитан на 92-й. Просто вы не почувствуете разницу, можно залить 98-й эффект будет такой же. А вот в цене за литр топлива разница ощутима.

Таблица зависимости

НУ и в конце, как и обещал, небольшая таблица зависимости октанового числа и степени сжатия.

Октановое числоСтепень сжатия
АИ-768,0 – 8,5
АИ-808,5 – 9,0
АИ-9210 – 10,5
АИ-9510,5-12
АИ-9812-14
АИ-100более 14

НО повторюсь еще раз, если сейчас залить топливо с большим или меньшим октановым числом на современном моторе – НИЧЕГО СТРАШНОГО ПРОИЗОЙТИ НЕ ДОЛЖНО. Если октан ниже, то немного упадет мощность и вырастит расход. Если выше, то наоборот упадет расход и вырастит мощность. НО опять же на уровень погрешности около 3 – 4% не более.

Читать еще:  Воздух в системе отопления удаление воздушной пробки

Сейчас видео версия смотрим

НА этом заканчиваю, думаю моя статья, таблица и видео были вам полезны. Искренне ваш АВТОБЛОГГЕР.

(22 голосов, средний: 4,86 из 5)

Похожие новости

Расход топлива на холостых оборотах. Сколько в час считается нор.

ГБО 5 поколения отличие от 4 поколения. Задал вопрос на станции .

ГАЗ на дизель (дизельный двигатель). Принцип работы и сколько ст.

Степень сжатия и октановое число бензина

Октановое число — детонационная стойкость

Преждевременное сгорание бензина сопровождается характерным стуком, вызванным детонационными волнами внутри цилиндра. Подобный эффект обусловлен низким сопротивлением жидкого горючего к самовоспламенению в момент компрессии. Детонационная стойкость характеризуется октановым числом, а в качестве эталона выбрана смесь из н-гептана и изооктана. Товарные марки бензина имеют показатель ОЧ в районе 70–98, что соответствует процентному содержанию изооктана в смеси. Для повышения этого параметра в смесь вводят специальные октан-корректирующие присадки — сложные эфиры, спирты и реже этилаты тяжёлых металлов. Существует взаимосвязь между степенью сжатия и маркой бензина:

  • В случае СЖ меньше 10 используют АИ-92.
  • При СЖ 10–12 необходим АИ-95.
  • Если СЖ равен 12–14 — АИ-98.
  • При СЖ равном 14 понадобится АИ-98.

Для стандартного карбюраторного двигателя СЖ равен приблизительно 11,1. В таком случае оптимальный показатель ОЧ равен 95. Однако в некоторых гоночных типах авто используются метанол. СЖ в подобном примере достигает 15, а ОЧ варьируется от 109 до 140.

Использование низкооктанового бензина

В автомобильной инструкции указан тип двигателя и рекомендуемое горючее. Использование горючей смеси с низким ОЧ приводит к преждевременному выгоранию горючего и иногда разрушению конструкционных элементов мотора.

Важно также понимать, какая система подачи топлива применяется. Для механического (карбюраторного) типа соблюдение требований по ОЧ и СЖ обязательно. В случае автоматической, или инжекторной системы топливно-воздушная смесь корректируется электроникой. Бензиновая смесь насыщается либо обедняется до необходимых значений ОЧ, а двигатель работает нормально.

Высокое октановое число топлива

АИ-92, а также АИ-95 — наиболее применяемые марки. Если в бак залить, к примеру, 95-ый вместо рекомендуемого 92-го, серьёзных поломок не будет. Возрастёт лишь мощность в пределах 2–3%. Если же заправить авто 92-ым вместо 95-го или 98-го, то увеличится расход топлива, а мощность снизится. Современные автомобили с электронным впрыском контролируют подачу горючей смеси и кислорода и тем самым защищают двигатель от нежелательных эффектов.

Таблица зависимости степени сжатия и октанового числа

Детонационная стойкость автомобильного горючего имеет прямую взаимосвязь со степенью сжатия, которая представлена в таблице ниже.

ОЧСЖ
726,8–7,0
767,2–7,5
808,0–9,0
919,0
929,1–9,2
939,3
9510,5–12
9812–14
100Более 14

Заключение

Автомобильные бензины характеризуются двумя основными характеристиками — детонационной стойкостью и степенью сжатия. Чем выше СЖ, тем больше требуется ОЧ. Использование горючего с меньшим либо большим значением детонационной стойкости в современных авто не навредит двигателю, но повлияет на мощность и расход топлива.

Тайна двух октанов

ТАЙНА ДВУХ ОКТАНОВ

В «курилке» мнения коллег разделились — часть утверждала, что никакой разницы в поведении машины нет, другие настаивали на обратном. Подогрел интерес мой знакомый — владелец неновой иномарки, часто заправляющий ее «девяносто пятым» (хотя в руководстве по эксплуатации записано топливо с более низким октановым числом). Мол, АИ-95 чище, да и едет машина лучше. Стало ясно, что спор рассудят только замеры на полигоне.

ЗАЛИВАЮ В БАК БЕНЗИН…

Чтобы испытания были корректными, сперва убедимся, что топливо соответствует заявленному октановому числу. Поэтому бензин, купленный на именитой АЗС, отправили на независимую экспертизу. Специалисты вынесли вердикт: в канистре с АИ-92 залит стопроцентный «девяносто второй», а детонационная стойкость топлива из другой емкости составляет 94,9. Ничтожный недобор в одну десятую на чистоту эксперимента не повлияет.

Для испытаний выбрали VAZ 21103 — завод обязывает владельцев этой модели заправляться АИ-95, а «девяносто второй» поставлен вне закона. Однако предписанию следуют далеко не все — из десяти «сто третьих», дай бог, пара поинтересуется высокооктановым топливом. Впрочем, об этом чуть позже.

Программа испытаний стандартная — с помощью измерительного комплекса «Корсис» фиксируем разгонную динамику, максимальную скорость, эластичность автомобиля на бензине АИ-92 и АИ-95. Дополнительно сравним и расходы горючего — для этого к топливной магистрали подключим топливомер. Разницу проще всего уловить в установившихся режимах движения — на пятой передаче при скоростях 60, 90 и 120 км/ч.

ПО ПРИБОРАМ И УЧЕБНИКАМ

Судя по результатам (см. табл. замеров), правы оказались как скептики, так и оптимисты. Лучшие разгон, эластичность и максималку «десятка» показала на бензине АИ-95. Разница в показателях заметна, хотя значительной ее не назовешь. Дополнительные 2,1 км/ч максимальной скорости под силу засечь только точному измерительному прибору, как, впрочем, и 0,8 с при разгоне до сотни. Вероятно, водитель почувствует небольшие изменения в поведении автомобиля — на «девяносто пятом» VAZ 21103 едет немного ровнее и увереннее. Разницу же в потреблении бензина уловить не удалось — сотые доли литра, скорее, допустимая погрешность измерений.

Читать еще:  Индекс вязкости масла это

Реальные показатели нетрудно объяснить с точки зрения теории. Электронные системы управления двигателем, в том числе на тестовом VAZ 21103, включают датчик детонации, который корректирует угол опережения зажигания. При работе мотора на высокооктановом бензине АИ-95 блок управления увеличивает опережение зажигания, при этом изменяются значения многих параметров, определяющих мощностные и экономические показатели. Другими словами, теоретически на высокооктановом бензине расход немного снижается, мощность и крутящий момент растут.

В нашем случае высокооктановый бензин добавил киловатты и ньютон-метры, которые повлияли на динамику VAZ 21103. Вполне вероятно, что у автомобиля какой-нибудь другой марки заметнее окажется разница в расходах, нежели в мощностных показателях. В любом случае поймать ее смогут лишь приборы — на глазок все будет примерно одинаковым!

VAZ 21103 съедает на 100 км в среднем около 8 л бензина. Значит, если заливать «девяносто пятый», то каждая тысяча километров при нынешней разнице в ценах на АИ-92 и АИ-95 обойдется на 80 рублей дороже. При среднестатистическом пробеге 20 тыс. км за год в баке растворятся лишние 1600 рублей. Относительно общих затрат на топливо — деньги небольшие. Но список дополнительных расходов еще не исчерпан.

Некоторые автолюбители прямолинейно полагают: чем выше октановое число, тем горючее лучше. Многолетняя эксплуатация редакционных автомобилей на разных сортах бензина доказала, что АИ-95 (тот, который предлагают на обычных российских заправках) быстро выводит из строя свечи зажигания. На некоторых машинах их приходится менять каждые 3–5 тыс. км. Это подтверждают и специалисты по ремонту автомобилей. Прикиньте стоимость деталей и работ по замене и решите — стоит ли игра… свеч?

Если степень сжатия в цилиндрах ниже 10,5, а двигатель оснащен впрыском топлива и обратной связью по зажиганию (читай, датчиком детонации) — его можно кормить «девяносто вторым». Ничего дурного не случится — во всяком случае, из-за недостающих октановых единиц. Угол опережения зажигания корректируется в довольно широких пределах, так что агрегат безболезненно переварит бензин с невысоким октановым числом.

Все редакционные «десятки» с 8- и 16-клапанными двигателями отходили ресурсные испытания на топливе АИ-92. Мы предпочли проиграть «светофорные гонки» (хотя и это еще вопрос!), чем переплачивать за бензин.

Россия старается быть похожей на Европу, где большинство автомобилей переводят на высокооктановое топливо. Отлично! Но не стоит забывать, что качество европейского бензина заметно выше нынешнего российского. Конечно, к рекомендациям производителя надо прислушиваться. Если в руководстве по эксплуатации записан только АИ-95, то по крайней мере в гарантийный период лучше выполнять требование завода. Иначе у дилера будет повод лишить вас гарантии. Дальше — думайте сами. Исходные данные и алгоритм для решения этой задачи изложены выше.

Немецкие коллеги из журнала «Аутобильд» тоже испытывали автомобили на разном топливе. Вот их мнение: «Как правило, большинство моторов, выпущенных в последние 14 лет и рассчитанных на бензин „Суперплюс“ (октановое число 98), оснащены датчиком детонации. Поэтому спокойно переваривают топливо с более низким октановым числом — „Супер“ („95-й“) и „Нормаль“ („92-й“). При этом расход возрастает примерно на 5%, а мощность на столько же падает. Но можно заявлять уверенно, что двигатель не выйдет из строя».

Anoonakh › Blog › Октановое число, степень сжатия и мифы о АИ-92 в LS

В 80-х, 90-х годах двигатели у американских машин имели низкую степень сжатия (

Октановое число, необходимое конкретному ДВС зависит от его степени сжатия. Чем выше СЖ, тем более высокооктановый бензин необходим для корректной работы ДВС.

Несоблюдение этого соответствия приводит к детонации в цилиндрах. Детонация — это неконтролируемые взрывы топливной смеси вместо ее полноценного горения.

Помимо неполного сгорания в результате детонации наносится вред конструкции ДВС: прогорают поршни, разрушается целостность элементов поршневой группы.

Связь степени сжатия и бензина по RON такова:
1. СЖ >11 — АИ-98 и выше.
2. СЖ 10,5-11 — АИ-95-АИ-98 (АИ-92 как бы можно заливать в критическом случае, что доехать до заправки)
3. СЖ 10-10,5 — АИ-95 (можно ездить на АИ-92, на 95 будет ехать бодрее, с меньшим расходом и износом поршневой).
4. СЖ

В подготовке статьи были использованы материалы Википедии

Recommendations

Comments 40

Кто-то обманывает нас 🙂
У моей сж 10.5 гоняю 2 года только на 100лук.
Много кто советует переходить на 95лук типа лучше едет.
Заливаю 95лук и машина тупеет ощутимо с низов и в середине.

т.е. если СЖ=11 , то можно простой 95 лить и будет все ок?

учитывая качество нашего бензина и то, что это границ 95 и 98, я бы так делать не стал и при СЖ 11 всегда бы лил только 98 или что-то выше

а что у нас с качеством бензина не так? точнее у вас? потому как у нас с этим норм!

рад за вас! а у нас, как и везде в России, бензин — гавно, за редким исключением.
Так как все НПЗ у нас еще советсткие. Насколько я знаю, в российское время только Лукойл построили новый нпз

Читать еще:  Замена бензонасоса форд фокус 2

У вас устаревшие данные, все давно обновили оборудование, бензин в рф хороший, по крайней мере на АЗС ВИНК

рад за вас! а у нас, как и везде в России, бензин — гавно, за редким исключением.
Так как все НПЗ у нас еще советсткие. Насколько я знаю, в российское время только Лукойл построили новый нпз

В России отличный бензин, особенно на Лукойл. Прекратите нытьё.

Что-то ТАКИЕ РАЗНЫЕ ДАННЫЕ по соответствию СЖ и ОЧ — просто ппц. какой-то.
по ГОСТ:
А-72 72/- 7,0 (9,8)
А-76 76/- 7,5 (10,5)
Аи-80 76/80 8,0 (11,2)
Аи-91 82,5/91 9,0 (12,6)
Аи-92 85/92 9,2 (12,9)
Аи-93 85/93 9,3 (13,0)
Аи-95 85/95 9,5 (13,3)
Аи-98 87/98 10,0 (14,0)

почти соответствует графику:
Аи-80 — 8,2
Аи-92 — 9,5
Аи-95 — 10,0
Аи-98 — 10,8
Разница в «+» может быть как в геометрии КС, так и в способе смесеобразования (впрыск против карбюратора).

А вот это хоть и выглядит логичным, но …:
от 8 до 10 — АИ-92 (компрессия 10-13) — в эту СЖ укладываются Аи-80 — Аи-98 из пред. таблицы
от 10 до 12 — АИ-95 (компрессия 13-16) — в эту СЖ укладываются Аи92 — Аи-98 из сл. таблицы
от 12 до 14 — АИ-98 (компрессия 15-18)
от 14 до 16 — АИ-102 (компрессия 17-21)
выше 16 — АИ-109 (компрессия выше 20)

Не такие уж они и разные, просто первая — советствский ГОСТ, вторая — данные из американских книжек, причем более свежины, чем наш гост.

Тут, помимо прочего, влияют архитектура самих ДВС, системы впуска, да и качество топлива

да там погрешность на пол-очка, но в общем-то примерно также самое

Пол очка — между СССРовской и СШАшной.
в третьей (последней) — до 5 очков.
от 8 до 10 — АИ-92 (компрессия 10-13) — в эту СЖ укладываются Аи-80 — Аи-98 из пред. таблицы
от 10 до 12 — АИ-95 (компрессия 13-16) — в эту СЖ укладываются Аи92 — Аи-98 из сл. таблицы
от 12 до 14 — АИ-98 (компрессия 15-18)
от 14 до 16 — АИ-102 (компрессия 17-21)
выше 16 — АИ-109 (компрессия выше 20)

а если под 80 бензин степень сжатия должна быть 8?

В общем да, если мы про атмосферные двс говорим

ну я вот думаю щас сделать сж под 80 бенз на первое время, а потом в будущем поставить турбину а как топливо для повседневной езды использовать пропан, а в случае необходимости валилова 95-98 бензин

9.70:1 на 95 будет лучше ехать, чем на 92?

инфа от General Motors:
Октановое Число(ОЧ)
Наиболее часто бензин характеризуется коэффициентом сопротивления детонации.Коэффициент говорит о способности топлива противостоять детонации.Часто этот коэффициент выражается через сопоставление с качеством изооктана, его стойкость к детонации принимается за 100ед.Для многих двигателей GM достаточно, чтобы ОЧ топлива достигало 87,а для некоторых двигателей с высокой удельной мощностью 92.Когда ОЧ топлива соответствует требованиям двигателя, тогда достигаются оптимальные энергетические и экономические показатели двигателя.В общем случае использовать бензин с более высоким ОЧ, чем этого требует сам двигатель, необходимости нет.Существует широко распространенное мнение, что чем выше ОЧ, тем лучше показатели двигателя.Это является заблуждением, поскольку увеличение ОЧ в сравнении с действительно необходимым не оказывает заметного влияния, если оказывает вообще.Владельцы автомобилей должны использовать тот бензин, который заявлен в ТУ изготовителя.Еще одним заблуждением является то, что повышение ОЧ улучшает экономичность двигателя.ОЧ есть не более чем показатель способности бензина противостоять детонации в сравнении со стопроцентным изооктаном.
Удельный расход топлива двигателем зависит от ряда факторов, вкл его теплотворную способность.Два сорта бензина с одинаковым ОЧ из-за разного фракционного состава могут иметь разную теплотворную способность, и слд, расход бензина в двигателе будет разным.Спиртосодержащие топлива имеют более низкую теплотворную способность, поэтому пробег на литр такого топлива будет меньше, чем на литр бензина.Теплотворная способность топлива измеряется в Джоулях на кг(в англосаксонских странах для этого служит ед, называемая BTU — British Thermal Unit — Британская Тепловая Единица).Чем выше теплотворная способность топлива, тем выше содержание энергии в топливе и лучше экономичность топлива.Осн факторами, определяющими требования к ОЧ, являются геометрия камеры сгорания и степень сжатия.Чем выше ст сж, тем больше должно быть ОЧ.Большое кол-во нагара на стенках камеры сгорания также повышает требования к ОЧ, поскольку нагар увеличивает ст сж и ухудшает теплоотвод через стенки камеры.

это правильное утверждение только для карбюраторных двигателей. Инжекторные двигатели имеют возможность автоматически корректировать УОЗ. стоит датчик детонации.Если появляется детонация — зажигание «позднит», в итоге динамика теряется. Вся суть высокооктанового бензина — использование двигателя во весь его потенциал, к примеру если заявлено 100л.с — с высокооктановым бензином будет максимум 100 а не 102 :), но с бензином с низким октановым числом, там будет 90л.с вместо 100л.с вот это и ощущают водители:)

здесь Anoonakh писал прежде всего про двигатели GM и приводил примеры и таблицы с ними. Я добавил инфу которую сама GM пишет про октановое число для создаваемых ими моторов.

голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector
×
×